Продолжите рассуждение о взаимоотношениях обыденного сознания и философии, стремясь доказать невозможность возникновения и существования последней без обращения к житейскому опыту, утверждая обыденное сознание как источник философии. Используйте в доказательстве такие понятия как истина, здравый смысл, житейский опыт, размышление, разум, анализ и синтез, обобщение, абстракция и т.д. Выслушайте аргументацию оппонентов, ответьте на их возражения и вопросы. Постарайтесь, не ссылаясь на авторитетные источники, убедить их в своей правоте. (5 баллов)
2. Распределите в соответствии с представленными в таблице основными типами мировоззрения данные черты и характиристики и заполните таблицу:
- основа возникновения и существования – вера;
- мировоззрение, которое сформировалось у людей в доархаичную эпоху;
- мировоззрение, сформированное в период перехода общества к цивилизации, разделения общества на классы;
- основа и способ самовыражения – разум;
- сущность состоит в «оживотворении», одухотворении окружающего людей мира;
- мир объясняется с антропоморфной точки зрения;
- задачей является выявление всеобщих законов существования и развития мира;
- мировоззрение, которое рассматривает мир с точки зрения его универсальных, предельных оснований;
- основа для возникновения и существования – эмоции человека, страх перед неизведанной природой;
- мир представляется творением высшей духовной силы;
- это мировоззрение выражается в форме символов;
- существует в форме образов;
- отражает мир в форме понятий, категорий;
- сущность состоит в удвоении мира, его разделении на мир реальный и сверхреальный.
Тип мировоззрения мифологическое мировоззрение | Основные черты и характеристики |
религиозное мировоззрение | |
философское мировоззрение |
(2 балла)
3. Проанализируйте фрагмент из литературного произведения и ответьте на вопросы:
«В ХХ веке для каждого здравомыслящего человека нет сомнений в том, что на свете, во Вселенной, в разнообразии жизни существует высшее разумное начало. Иначе пришлось бы допустить, что такая сложная и точная организация, как цветок (растение), птица, человек, человеческий мозг, наконец, появились в результате случайно-счастливого, слепого и беспрограммного соединения химических элементов, молекул, атомов. Но не могли же сослепу самосконструироваться такие тончайшие и сложнейшие приборы, как почки, сердце, щитовидная железа, барабанная перепонка, глаз, не говоря уже о хромосомах. Все это действует по разумным законам математики, химии, физики.
Вопрос состоит не в том, существует ли высший разум, а в том, знает ли он про меня и есть ли ему до меня хоть какое-нибудь дело?» (В. Солоухин. «Камешки на ладони»)
К какому мировоззрению относятся взгляды автора этих рассуждений? Как Вы решаете изложенную мировоззренческую проблему? (3 балла)
4. Как следует понимать высказывания известных мыслителей? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения:
«Сомнение – враг религии, но «мать философии» (Ф.Х. Кессиди );
«Философия – это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт);
«Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить» (А. Камю);
«Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь, ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может. Однако если достаточно утвердить себя в любви к ней и очистить себя, то дух твой после этой жизни, т.е. когда перестанешь быть человеком, несомненно, будет владеть ею» (А. Августин);
«Предмет философии – логический анализ языка науки» (Л. Витгенштейн);
«Философия есть универсальная феноменологическая онтология, которая, исходя из герменевтики «тут – бытия» (Dasein), как аналитика экзистенции укрепила конец путеводной нити всего философского вопрошания там, откуда оно возникает и куда затем приходит» (М. Хайдеггер);
«Философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их… Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» (Мамардашвили М.). (5 баллов)
(1 балл)
6. Постройте периодизацию философии с древних времен до настоящего времени:
(1 балл)
Тематика рефератов
1. Мировоззрение как необходимое условие существования человека и общества.
2. Роль мифологии в становлении философской проблематики.
3. Философия как «эпоха, схваченная в мысли».
4. Философия как проявление самосознания эпохи, этноса и культуры.
5. Философия как форма национального самосознания.
6. Философия в системе культуры.
7. Сущность и социокультурные функции мифологии и религии.
8. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.
9. Философия как рационально-теоретическое ядро мировоззрения.
Рекомендуемая литература
1. Ахутин, А.В. Дело философии / А.В. Ахутин // Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.
2. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000.
3. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры / М. Бубер. – М., 1995.
4. Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: дух и история / В. Виндельбанд. – М., 1995.
5. Зимин, С. М. Философия как наука и как явление культуры / С.М. Зимин // Философия и общество.– 2003. – № 3. – C.121-138.
6. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.
7. Кирвель, Ч.С. Человеческое измерение философии / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Беларуская думка. – 1999. – № 11-12.
8. Кирвель, Ч.С. Статус и предназначение философии в жизни общества / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Проблема управления. – 2006. – № 4.
9. Исторические типы философии: учеб. пособие. – М., 1995.
10. История западноевропейской философии: учеб. пособие. – М., 1998.
11. История философии. Запад–Россия–Восток: в 6 кн. – М., 1995–1999.
12. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1994.
13. Мир философии: в 2 ч. – М., 1991.
14. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.
15. Основы философии: от классики к современности: учеб. пособие. – М., 1998.
16. Путь в философию: антология. – М., 2001.
17. Садовничий, В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / B.А. Садовничий // Вопросы философии. – 2006. – № 2.
18. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.
19. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1999.
20. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.
21. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.
22. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.
23. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.
24. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск. 2003.
25. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.
26. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону, 2002.
27. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8.
28. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.
29. Библер, B.C. Быть философом / B.C. Библер // Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.
30. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. – М., 1990.
Тема 2. Философские традиции цивилизации
древнего Востока и Античности
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Особенности социокультурного развития на Востоке и на Западе. Философия древней Индии и Китая.
2. Античная философия и основные этапы ее развития. Космоцентризм ранней греческой философии. Начало диалектики. Атомистическая трактовка бытия.
3. Философия Сократа, Платона и Аристотеля.
4. Философия эпохи эллинизма. Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.
Ключевые понятия по теме:
Веды, карма, реинкарнация, нирвана, атман, аскетизм, астика, настика, брахман, буддизм, индуизм, даосизм, инь, ян, дао, конфуцианство; космогония, первоначало, субстанция, натурфилософия, элеаты, диалектика, космоцентризм, атом, материя, эйдос, объективный идеализм, материализм, антропология, софистика, платонизм, эпикуреизм, стоицизм,
Методические пояснения к теме
При изучении данной темы первоочередной задачей является обращение к проблеме эволюции знания, изменения способов и форм постижения окружающего мира (о чем речь шла на предыдущем занятии). Учитывая факт непрерывного развития философского способа осмысления действительности, необходимо выделить первые его проявления на Древнем Востоке.
В первом вопросе надо показать, что в древнеиндийской религиозно-мистической мудрости зарождаются первые рефлексивные формы, свойственные рациональному знанию, философствованию. Они берут свое начало от ведической литературы, постепенно обретая собственный взгляд на миропорядок и жизнеустройство. Существовавшие ортодоксальные (миманса, веданта, йога, ньяя, санкхья, вайшешика) и неортодоксальные (буддизм, джайнизм) школы стремились найти источник истинного знания, осознать различия между вечным и невечным бытием, разрабатывали идеи эсхатологии и сотериологии, выдвигая учения о переселении душ, их спасении и чистом существовании.