С новым влиянием византийских преданий в XV столетии проникают римские начала наследования, которые переплетаются с потомственными отношениями.
В самом начале императорского периода мы видим попытку совершенно перестроить весь наследственный порядок. Прельщённый примером Запада, особенно Англии, Пётр I указом о единонаследии 1714 года установил переход всего имущества к одному сыну. Слив вотчины и поместья в одно понятие недвижимых имуществ, Пётр I установил необходимое единонаследие. Если наследодатель не назначал сам наследника из своих сыновей, то имущество переходило к старшему из них. Однако закон о единонаследии встретил сильное противодействие в обществе, потому что затронул и стремился изменить самые близкие ему интересы. Анна Иоановна в 1731 году отменила законо единонаследии. Насколько они соответствовали действительности, трудно сказать.
Основным источником русского дореволюционного наследственного права являлась часть 1 тома X Свода законов Российской империи, изданного в 1832-1833 гг. В ней отражено сочетание сословно-крепостнического права с буржуазным. В период 1-й русской революции (1905 г.) буржуазный характер права был несколько усилен за счёт сокращения отживших норм феодального права.
26 октября (8 ноября) 1917 года Вторым Всероссийским съездом Советов был принят декрет о земле. Этим декретом отменялась помещичья собственность на землю без всякого выкупа. Земля, её недра, леса, воды признавались всенародной собственностью. Право пользования землёю предоставлялось всем гражданам, желающим обрабатывать её своим трудом. Вслед за этим Советское государство национализировало банки, крупную промышленность, транспорт, средства связи и другие отрасли народного хозяйства.
Наряду с национализацией государство осуществляло и другие мероприятия переходного периода, направленные на преобразование экономической основы общества. В частности, 27 апреля 1918 года был издан декрет ВЦИК «Об отмене наследования»[2].
Этим декретом отменялось право наследования буржуазной собственности, которая после смерти её владельца становилась достоянием государства. Супруг и ближайшие родственники умершего (нисходящие, восходящие, братья и сестры), если они являлись нетрудоспособными и не имели прожиточного минимума, получали от государства содержание из имущества, оставшегося после смерти (ст. 2 декрета).
Отменив право наследования капиталистической частной собственности (равно как и весь институт буржуазного наследственного права ), декрет от 27 апреля 1918 года установил новый порядок наследования трудовой собственности.
В статье 9 декрета от 27 апреля 1918 года были указаны два признака, необходимых для перехода имущества умершего в порядке наследования: 1) чтобы стоимость имущества не превышала 10 тысяч рублей; 2) чтобы имущество умершего являлось трудовой собственностью.
Декрет «Об отмене наследования» распространялся в равной мере как на городскую семью, так и на крестьянскую. Он просуществовал без каких-либо изменений до 1 января 1923 года, т.е. до вступления в действие Гражданского кодекса РСФСР, который был утверждён 4-й сессией ВЦИК 31 октября 1922 года. Это был первый гражданский кодекс РСФСР. Регулированию наследственных отношений ГК РСФСР посвятил специальный раздел (ст. ст. 416-435).
Чтобы не допустить былой экономической мощи буржуазии законом был установлен ряд ограничений в правопреемстве имущества. В частности, ст. 416 ГК РСФСР допускал наследование по закону и по завещанию «в пределах общей стоимости наследственного имущества не свыше 10000 золотых рублей, за вычетом всех долгов умершего». Если стоимость имущества после вычета всех долгов умершего превышает 10000 золотых рублей, то в силу ст.416 ГК РСФСР этот излишек наследственного имущества переходил в доход государства. Следующее ограничение наследственного преемства выражалось в установлении узкого круга наследников.
Гражданский кодекс 1922 года допускал наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было изменено завещанием.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 января 1926 года был отменён (с 1 марта 1926 года) максимум наследования. Стало допускаться наследование по закону и по завещанию всего наследственного имущества независимо от его стоимости. Наследники, проживающие совместно с умершим, получали имущество, относящееся к обычной домашней обстановке и обиходу (за исключением предметов роскоши), сверх причитавшейся им доли из имущества умершего.
Причина отмены максимума наследования указана в самом постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 15 февраля 1926 года «Об отмене максимума наследования и дарения». В преамбуле этого правового акта говорилось, что «отмена максимума наследования и дарения производится «... для облегчения возможности продолжения существования промышленных и торговых предприятий после смерти их владельцев, а также в целях создания более благоприятных условий образования и прилива в страну материальных и денежных средств»[3].
Следующее изменение в наследственном праве произошло в связи с введением с 1 марта 1926 года института усыновления[4]. Усыновлённые и их потомство по отношению к усыновителям в личных и имущественных правах и обязанностях приравнивались к родственникам по происхождению. В связи с этим усыновлённые и их потомство стали наследовать после усыновителей.
Дальнейшее расширение круга наследников произошло с принятием постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 6 апреля 1928 года[5]. Этим постановлением было разрешено завещать имущество не только наследникам,указанным в ст. 418 ГК РСФСР, но и государственным органам, а также общественным организациям.
В результате дальнейшего совершенствования наследственного права в 1928 году появился институт обязательной наследственной доли. Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР от 28 мая 1928 года[6] независимо от содержания завещания несовершеннолетние наследники стали получать не менее 3/ 4 той доли, которая им причиталась бы при наследовании по закону.
С ликвидацией частной собственности отпала необходимость в дальнейшем существования различных ограничений наследственного правопреемства. Назревала потребность привести наследственное право в соответствие с теми изменениями, которые произошли в социально-экономической жизни страны. Однако решение этой задачи было отложено из-за вероломного нападения на Советский Союз фашистской Германии. Лишь в конце Отечественной войны у Советского государства появилась возможность внести существенные изменения в наследственное право. Эти изменения были изложены в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 года «О наследовании по закону и по завещанию»[7]. Заключались они в следующем: 1. Расширялся круг наследников. В число наследников были включены родители, братья и сестры умершего. 2. Впервые в нашем праве была установлена очерёдность призвания к наследованию. 3. Были расширены права завещателя. При отсутствии наследников по закону наследодатель мог завещать своё имущество любому лицу.
Утверждённые Верховным Советом СССР 8 декабря 1961 года «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик»[8], были введены в действие с 1 мая 1962 года. В них (ст. 117-121) закреплены основныепринципиальные положения наследственного права. Дальнейшее развитие и конкретизацию наследственное право получило в гражданских кодексах союзных республик, принятых на базе Основ в 1963-1964 гг. Новый ГК РСФСР был принят третьей сессией Верховного Совета РСФСР шестого созыва И июня 1964 года.
С принятием нового законодательства произошли следующие существенные изменения в наследственном праве: 1. Ещё более расширились права завещателя. По действующему закону гражданин стал иметь возможность завещать своё имущество любому лицу как входящему, так и не входящему в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и общественным организациям. 2. Расширился круг наследников по закону. Согласно ст. 532 ГК РСФСР к наследникам по закону стали относиться усыновители, а также дед и бабка умершего как со стороны отца, так и со стороны матери. 3. Действующее законодательство расширило круг наследников по закону первой очереди, включив в него трудоспособных родителей умершего.
Незадолго до событий, вызвавших прекращение Союза ССР, а именно 31 мая 1991 года Верховный Совет Союза ССР и республик принимает Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые должны были вступить в действие 1 января 1992 года. В основы включён раздел VI«Наследственное право». В связи с распадом Союза ССР Основы вступили в действие лишь с 3 августа 1992 года в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 года[9].
Конституция РФ 1993 года в отношении наследования ограничивается предельно кратким положением: право наследования гарантируется (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ). Указанное положение помещено в норме, закрепляющей на конституционном уровне право частной собственности, что подчёркивает неразрывную связь права наследования с правом частной собственности граждан.
Основным законодательным актом в области наследования с этого года стала долгожданная третья часть ГК РФ 2001 года.
Помимо ГК в числе источников правового регулирования отношений в области наследования могут быть названы Основы гражданского законодательства 1991 года. При этом из всех норм раздела «Наследственное право» сохраняет известное значение лишь п.4 ст. 153, определивший порядок наследования вкладов граждан в банках. Но и он должен применяться с учётом его ограниченного толкования, данного в п. 9 постановления Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» от 3 марта 1993 года[10].