В части содержания завещания ГК РФ предусматривает, что каждый гражданин может завещать свое имущество по своему усмотрению, то есть составить завещание, основное содержание которого состоит в назначении наследников и распределении между ними принадлежащих завещателю имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей.
Кроме того, завещатель может лишить права наследования одного, нескольких или всех наследников по закону. Лишение права наследования может быть выражено завещателем двояким способом:
1) путем прямого перечисления лиц, которых наследодатель лишает права наследования;
2) путем умолчания о ком-либо из наследников.[30]
Однако, предоставляя завещателю право свободно распорядиться своим имуществом, закон одновременно устанавливает правило, согласно которому нельзя лишить наследства наиболее близких наследодателю нетрудоспособных наследников по закону. Последних принято называть необходимыми наследниками.
Круг необходимых наследников, которые имеют право на обязательную наследственную долю, установлен законодательством. Статья 1149 ГК РФ к их числу относит:
· нетрудоспособных наследников по закону первой очереди (несовершеннолетних или нетрудоспособных детей (в том числе и усыновленных), нетрудоспособных супруга, родителей или усыновителей);
· нетрудоспособных иждивенцев.
Таким образом, вышеперечисленные необходимые наследники (несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители или усыновители и иждивенцы умершего) наследуют независимо от содержания завещания не менее 1/2 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону.
Указанные лица обладают правом на обязательную долю независимо от распределения завещателем наследственной массы между наследниками в завещании. Даже в тех случаях, когда завещатель устранил необходимых наследников от наследования, они вправе получить из наследства свою обязательную долю. Для определения размера обязательной доли учитываются все наследники по закону на момент открытия наследства (а не на день составления завещания, как ошибочно думают многие)[31], в том числе лишенные завещателем права наследования. Размер обязательной доли определяется с учетом стоимости наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода. При нарушении права наследников на обязательную долю в наследстве завещание в этой части признается недействительным.
Рассмотрим пример: «Адвокат Б. в Дорогомиловском суде Москвы добился удовлетворения иска своей доверительницы Тамары В. о признании недействительным завещания ее покойного мужа. По этому завещанию принадлежавшая ему часть приватизированной пяти-комнатной квартиры переходила к его неродной 11-летней внучке Елене П. На этом основании мать девочки стала требовать раздела жилплощади. Адвокат доказал суду, что наследодатель в момент составления документа не отдавал себе отчета в своих действиях, поскольку был психически нездоров.
Обосновывая в суде законность исковых требований, адвокат ссылался на ст. 535 ГК РСФСР, согласно которой нетрудоспособный супруг должен получить 2/3 наследственного имущества (так называемая "обязательная доля"). 76-летняя Тамара В. как раз и подпадает под действие этой статьи. Значит, утверждал адвокат, покойный мог завещать Елене П. не более трети от принадлежащего ему части жилплощади.
Кроме того, адвокат сумел доказать, что при составлении завещания муж Тамары В. не отдавал себе отчета в своих действиях. По ходатайству Б. была проведена посмертная судебно-психиатрическая экспертиза. Изучив истории болезни из поликлиники, в которой наблюдался супруг истицы, и из Центральной клинической больницы, где он находился перед смертью, эксперты из Института им. Сербского представили суду заключение о его психической неполноценности в последние месяцы жизни. Оказалось, что он страдал церебральным атеросклерозом с выраженными изменениями психики, а также расстройством восприятий и интеллекта. По словам Тамары В., муж частенько просыпался по ночам и ходил по квартире с ружьем, думая, что он на охоте; сервировал праздничный стол, поджидая гостей, которых никто и не думал приглашать, или проводил воображаемые "совещания". В связи с этим адвокат Б. настаивал на признании завещания недействительным. Суд внял его доводам и удовлетворил исковые требования Тамары В., передав ей права на жилплощадь ее покойного мужа.»[32]
Интересным представляется возможность отмены и изменения завещания. В соответствии со ст. 1130 ГК РФ, завещатель вправе отменить или изменить составленное им завещание в любое время после его совершения, не указывая при этом причины его отмены или изменения. Для отмены или изменения завещания не требуется чье-либо согласие, в том числе лиц, назначенных наследниками в отменяемом или изменяемом завещании.
Завещатель вправе посредством нового завещания отменить прежнее завещание в целом либо изменять его посредством отмены или изменения отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений. Последующее завещание, не содержащее прямых указаний об отмене прежнего завещания или отдельных содержащихся в нем завещательных распоряжений, отменяет это прежнее завещание полностью или в части, в которой оно противоречит последующему завещанию. Завещание, отмененное полностью или частично последующим завещанием, не восстанавливается, если последующее завещание отменено завещателем полностью или в соответствующей части.
В случае недействительности последующего завещания наследование осуществляется в соответствии с прежним завещанием.
Завещание может быть отменено также посредством распоряжения о его отмене. Распоряжение об отмене завещания должно быть совершено в форме, установленной настоящим Кодексом для совершения завещания.
Завещанием, совершенным в чрезвычайных обстоятельствах (статья 1129 ГК РФ), может быть отменено или изменено только такое же завещание.
Завещательным распоряжением в банке (статья 1128 ГК РФ) может быть отменено или изменено только завещательное распоряжение правами на денежные средства в соответствующем банке.
Все вышесказанное подтверждает актуальность рассмотренной темы. Проведенный в настоящей работе анализ действующего законодательства, регулирующего институт наследования, а также смежные правоотношения, изучение литературы, обобщение судебной практики позволяет сделать ряд выводов, которые сводятся к следующему.
Наследственная масса по своей природе неоднородна. В ее состав могут входить как предметы домашней обстановки и обихода, которыми наследник пользовался совместно с наследодателем, с одной стороны, так и принадлежавшие наследодателю земельные участки и иные объекты недвижимости, акции, вклады, паи в хозяйственных обществах и товариществах, банковские вклады, средства транспорта и связи, изделия из драгоценных металлов, антиквариат, с другой.
Во многих случаях содержание прав и обязанностей, переходящих к наследнику, определяется не только общими правилами наследования, но и специальными правилами, рассчитанными на отдельные виды наследственного преемства.
Большое число норм о наследовании в хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах содержится в законодательных актах, определяющих статус соответствующих юридических лиц: в Законе РФ «Об акционерных обществах», Законе РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Законе РФ «О производственных кооперативах», Законе РФ «О потребительской кооперации», Законе РФ «О сельскохозяйственной кооперации», Законе РФ «О товариществах собственников жилья», Законе РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Также нормы наследственного права содержатся в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», Законе РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», в Патентном законе РФ.
И это еще не все нормативные правовые акты, где закреплены положения о наследовании. Необходимо также обращаться к законодательству о страховании, земельному и ряду других.
Такой объем нормативных документов и разбросанность норм по многочисленным правовым актам различного уровня создает ряд трудностей для понятия и применения обычными гражданами. Поэтому здесь хорошо было бы собрать все нормы, касающиеся наследственного права, воедино, что бы наследники, по мере необходимости, могли обращаться к одному нормативному акту, а не к нескольким.
Такая попытка сделана в части Ш ГК в разделе о наследственном праве. Наследственное право по существу не обновлялось почти сорок лет. А если учесть, что наследственное право определяет судьбу имущества умершего после его смерти и что в регулировании имущественных отношений, в первую очередь отношений собственности, за последнее десятилетие произошли радикальные изменения, которые в наследственном праве прямо не отражены., то именно этот раздел в части Ш ГК как бы родился заново.