Смекни!
smekni.com

Р а 3 д е л 4 Книги Кронина С. И. «Режиссура социальных игр» Базовые Игры Человека (стр. 2 из 12)

Что касается понимания глубинного процесса формиро­вания игр-программ, то мы полностью согласны с Э.Берном: их формирование идет в процессе жизнедеятельности челове­ка, но принципиальные основы закладываются в первые годы

жизни.

Как показывают наблюдения и их анализ, каждый чело­век, в принципе, имеет одну центральную социальную игру, которую он «упрямо отрабатывает» в течение своей жизни. Причем даже не догадывается, что его жизнь может сложить­ся иначе, если он того захочет; но тем более не подозревает, что его жизнь — игра, программа. Отсюда понятно, что его не посещают мысли что-то изменить в своей жизни.

Взрослея, человек «врастает» в свой основной, содержа­щий все его возможности, результаты и проблемы, сцена­рий, оформляя его в «образ жизни» — набор игр. Растет его профессиональный уровень игрока, он начинает «выигры­вать» в свою игру, и вскоре ему начинает надоедать решать все время однотипные задачи, но, к сожалению, что-либо из­менить в ней не может: нет из нее выхода — нужен новый сценарий игры. Следует добавить, что макросценарий жизни и микросценарий общения человека подобны по причине одной и той же программы. Следовательно, человек всю жизнь отыгрывает одну и ту же «схему чувств», что приводит к их пресыщению: азарт игры уходит и приходит необходи­мость просто жить, а значит — играть вынужденно. Там, где действия вынуждены, — нет энергии. Именно поэтому дети так активны, но уже к тридцати годам силы «куда-то» ухо­дят, мотивация действовать падает.

Только сменив игру, можно возродить и интерес к жиз­ни, и энергию.

Возможно, когда-то, «очень давно», игры были хаотич­ны, индивидуальны. Но с зарождением первых норм совме­стной жизни, позднее идеологии или религии, появились «офи­циальные» игры и роли, которые прочно и жестко закрепи­лись в сознании человека. Сегодня, как уже отмечалось, игра, с одной стороны, определяется родителями, с другой — су­ществующими условиями жизни.

Человек, сам себе не отдавая отчета, играет «свою роль», действует по строго заданной программе. Но игра - это поведенческая привычка, не более; она настолько превратилась в «привычку», настолько поддерживается социумом, что человек рассматривает себя единым с иг­рой — они одно целое. Точно также европеец отождеств­ляет себя со своим телом, но во многих религиях это — совсем иначе. Хотя семантически мы обращаемся к телу как к вещи, которая принадлежит нам: «мое тело», «чув­ствую где-то сбоку, внизу».

Поэтому, можно сказать, что умение «виртуозно играть» — это не столько поведенческий навык, сколько образ мыс­лей, форма мышления, которую можно совершенствовать до бесконечности. Без коренного изменения восприятия реаль­ности невозможно выйти из существующей программы: как бы ни старались, что бы ни делали, все равно каждый «сво­бодный» шаг предопределен программой.

Помимо того, как упоминалось выше, каждая игра все­гда имеет свою проблематику — те вопросы, которые она решает, с чем борется. Поменяйте проблематику игры, то тут же изменится и игра. Но, как это ни печально, проблематика игры, следовательно, и сама игра, равно как и проблемы, которые решаются человеком на протяжении всей жизни, меняются крайне редко.

Следует отметить, что игры могут быть: (а) «виртуозные», когда человек вышел из шаблона игры, точнее, по собствен­ному желанию начал жонглировать «играми», и (б) обыч­ные, коммуникативные игры. Идеален, безусловно, выход из игры. Но необходимо воздерживаться от «сверхзадач», то есть быстрейшего достижения «выхода из игры», — все должно происходить постепенно, исключая какие-либо ускорения. Тогда этот процесс абсолютно безопасен и протекает без ос­ложнений. Тем более что даже первые шаги дают очень мощ­ный результат, привыкание к которому требует времени.

Теперь можно перейти к рассмотрению общего алгорит­ма игры и Базовых Игр, позволяющих по другому воспри­нимать происходящие вокруг нас процессы, а также много­кратно усиливать систему Апгрейда в отношении прежде всего вашего лидерства. Причем приобретается способность гибко видоизменять принцип «сценарий жизни», тем самым полу­чая возможность подбирать тактический сценарий под конк­ретную задачу. А это не просто «прорыв» — это начало «кра­сивой» игры.

Глава 4.2. КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗОВЫХ ИГР

В современной психологии существует различные систе­мы классификации людей по группам и типам. Для деления людей на различные психологические типы можно исполь­зовать 3. Фрейда, Э. Берна, или классифицировать по темпе­раменту, строению тела. Эти системы, как и любые другие системы классификации, имеют свои конкретные области при­менения, которые совсем далеки от стоящих в данной работе задач — управления и эффективного общения.

Широко известны классификации по социальным типам характеров. Так, Э. Фромм выделил и описал пять типов со­циального характера, которые обнаруживаются в современ­ном обществе: рецептивный, эксплуативный, накопительский, рыночный и продуктивный. Эти типы являют способ отно­шения индивидов как к миру, так и между собой. Лишь пос­ледний расценивается Э. Фроммом как здоровый и отражает то, что К. Маркс называл «свободной сознательной активно­стью». Любой индивидуум представляет смешение этих ти­пов или направленностей, хотя одна или две из них могут выделяться из остальных. Так, тип человека может быть про­дуктивно накопительским или непродуктивно накопительс­ким. Продуктивно накопительский тип может воплощаться в человеке, приобретающем землю или накапливающем день­ги для того, чтобы обрести возможность большей продук­тивности; к непродуктивно накопительскому относится че­ловек, занимающийся накопительством ради накопительства, без какой либо пользы для общества.

А теперь попробуем применить эту классификацию в жизни для того, чтобы, например, взять кредит в банке или познакомиться с нужным человеком за короткий промежу­ток времени.

Очевидно, что в жизни прежде всего необходима схема — алгоритм, зная которую, каждый человек мог бы не толь­ко легко определить тип человека и знать, как с ним общаться и как им управлять, но и самое важное — абсолютно точ­но предвидеть шаги, которые он может сделать. При этом такая схема должна быть максимально простой в обраще­нии. Последнее становится еще более актуальным, если речь идет об обычном «пользователе» — деловом человеке, кото­рый себя не отягощает научными проблемами социологии и

психологии.

На основе анализа существующих классификаций игр и их принципов, а также многолетней практики работы по обу­чению деловых людей и предпринимателей коммуникатив­ным техникам, принципам Апгрейда и в последние годы со­циальным играм в рамках РСИ, мы пришли к следующему выводу. «Центральная линия» поведения человека при всех жизненных условиях остается неизменной и определяется только его базовой игрой. Отсюда, зная базовую игру чело­века, всегда можно предсказать его последующие действия. В основе деления на группы должны закладываться не особеннос­ти характера самого человека, а его базовая игра, которая и создает человека, то есть то, во что он играет: как занимает свое основное время и по каким сценариям живет.

Исходя из вышесказанного, была предложена собствен­ная квалификация, основывающаяся на отнесении людей к тем или иным группам согласно их базовым стратегиям дос­тижения результата и моделям мышления.

Перед тем как приступить к изложению основной части данного раздела, следует пояснить, как происходит усвоение игр. В детстве, во дворе с ребятишками или дома, ребенок играет примерно в один набор игр, родители читают всем примерно одинаковый набор сказок. Эти сказки и игры, в свою очередь, обусловлены макроусловиями жизни, идео­логией, религией. И ребенок, усвоив детские игры, сказки и часто повторяемое родителями и взрослыми, бессознатель­но всё это переносит во взрослую жизнь — как набор привы­чек, навыков, шаблонов действий, стратегий. Детские игры привязываются к существующим «взрослым» условиям жизни, «переодеваясь в деловую одежду», но их основная игро­вая линия неизменна. По сути, игры являются «компьютер­ной» программой, которую человек отрабатывает в жизни, и что печально, сам ее не осознавая.

Не так сложно «извлечь» из основной программы сцена­рий жизни, еще проще — сценарий какой-то одной области жизни, например, личной, но «извлечь» собственную Базо­вую Игру весьма непросто — ведь это сама жизнь. И как показал опыт, требуется много времени для того, чтобы че­ловек просто осознал свою Базовую Игру. Приведенная ниже классификация позволит это осуществить согласно внешним критериям достаточно быстро.

Но почему, вообще, человек играет в жизни свои роли, что его к этому побуждает? Жизнь — это ритм, ритм во всем. Ритм уходит вместе с жизнью — человек теряет энергию. Пра­вильно говорят мудрые люди: «Скука — страшнее смерти. Так установлено, что если человека запереть на неопределен­ный срок в абсолютно «белой и пустой комнате», то его пси­хика остается неповрежденной не более трех дней. Человек, который попадает в такие условия, имеет только один шанс выжить — найти любой изъян в белом цвете — царапину, люстру, пыль — и начать ее концентрированно изучать, раз­глядывать — играть с ней.