Смекни!
smekni.com

Изобретание, проектирование, разработка и сопровождение) Том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем)  Альберт Александрович Красилов (стр. 46 из 85)

БЛОЧНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [blocking programming] - метод информатики (программирования), состоящий из приемов представления программы фрагментами, каждый из которых призван выполнять некоторую подфункцию и скрывать данные, внутренние операции и управление путем введения локальных описаний и определений, а также последовательностей операторов и обработчиков исключений.

БЛОЧНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ [blocking designing] - метод информатики, состоящий из приемов представления проекта фрагментами, каждый из которых призван выполнять некоторую подфункцию и скрывать данные и внутренние объекты путем введения локальных описаний и определений, а также последовательностей действий.

БЛОЧНОСТЬ [blocking] - свойство части программы (блока) распределять и освобождать ресурсы в процессе выполнения программы; параллельные блоки могут использовать одни и те же ресурсы. Б. - это также свойство всей программы, состоящей из блоков.

БОД [baud] - единица пропускной способности канала связи, равная 1 бит/с.

БРИГАДА ГЛАВНОГО ПРОГРАММИСТА [main programer team] - коллектив разработчиков программного обеспечения сравнительно небольшой численности со строгой иерархией и разделением функций среди его членов. Б.г.п. составляют из главного программиста, старших и младших программистов, программиста-библиотекаря и программиста-документатора.

БРОШЮРА [booklet] - печатное произведение небольшого объема в мягкой обложке (обычно не более 48 страниц).

БУДИЛЬНИК [alarm clock] - программа, реализующая безусловное прерывание программного модуля на заданный интервал времени. Б. обычно программируется с помощью оператора задержки.

БУКВА [letter] - графический знак алфавита некоторого языка, употребляемый изолированно или в сочетании с другими графическими знаками для передачи звуков речи или сообщений. Б. бывают заглавные и прописные в некотором алфавите. Б. - это элементарный знак какой-либо символики, рассматриваемый вне зависимости от выражаемого смысла. Из Б. по определенным правилам строятся слова и тексты-выражения данной символики или языка.

БУФЕР [buffer] - область памяти ВМ, предназначенная для промежуточного или временного хранения данных при согласовании скоростей передачи и приема данных между двумя устройствами или программами. С Б. могут быть связаны указатели точки записи и точки чтения.

БУФЕРНОЕ ЗАПОМИНАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО [buffer storage] - запоминающее устройство для промежуточного хранения информации при обмене между устройствами ВМ, работающими с разными скоростями (регистры, магнитные ленты и барабаны, диски и дискеты).

БЫСТРОДЕЙСТВИЕ [high speed] - показатель скорости работы ВМ (число операций в единицу времени), программы (число операций или функций в единицу времени), алгоритма (число операций или операторов в единицу времени), устройства чтения или записи (число символов в единицу времени) или канала передачи данных (в бодах).

БЫТОВАЯ ВМ [life computer] - миниатюрный недорогой компьютер, предназначенный для выполнения главным образом следующих работ: развлечение в форме машинных игр, обучение программированию, перевод печатного или звукового материала с одного языка на другой, набор и редактирование текстов, решения бытовых задач по подбору, например, обеденного меню, организация делового общения по каналом электронной почты, автоматизация деятельности специалистов в области печати, исследований, педагогики и др. Б.ВМ являются информационным терминалом с доступом в базы данных и знаний, в хранилища библиотек и др.

БЮЛЛЕТЕНЬ [bulletin] - периодическое издание хроникального характера, содержащее извещение о различных событиях, обычно охватывающих какой-либо определенный круг вопросов и, возможно, имеющее раздел, в котором публикуются оригинальные статьи.

В

ВАЛИДАЦИЯ [validation] - процедура установления достоверности информации, данных, программ или знаний, включая восстановление некорректных сведений при наличии информационной избыточности или ошибок, и оценки сведений на соответствие с требованиями.

ВВОД [input] - операция или процесс передачи порции данных из внешней памяти во внутреннюю память: чтение с физических носителей, клавиатуры, внешних запоминающих устройств, перфоленты или перфокарты, линии связи, мыши, джостика, сканера и др. В. реализуется по команде, запросу (инициативе получателя) или по прерыванию (инициатива источника данных). Все языки программирования имеют средства В. данных. Обычно с вводом связан формат данных для контроля В и способ проверки правильности В.

ВЕДЕНИЕ БИБЛИОТЕК МОДУЛЕЙ [conduct an modula library] - метод информатики, включающий способы использования инструментальных программных средств оперативной поддержки и сопровождения библиотеки модулей проекта, обеспечивающий хранение и модификацию текстов модулей и их атрибутов в течении всего жизненного цикла проекта, а также получение статистических характеристик по каждому модулю для обеспечения управления проектом и изучения динамики жизненного цикла программы. Метод В.б.м. часто применяется к ведению проекта программы и может определять его сущность.

ВЕДЕНИЕ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ [conduct an program proect] - метод информатики, включающий способы формирования объемных, временных, паспортных характеристик (атрибутов) программных библиотек проекта и автоматизацию сбора, хранения, обработки и выдачи этих атрибутов из каталогов проекта и модулей. Метод В.п.п. предназначен для определения состояния проекта, статистических данных о проекте, автоматического формирования кода при изменениях программ и контроля хода создания программ.

ВЕКТОР (в информатике) [vector] - занумерованная по позициям от единицы до некоторого числа конечная (реже бесконечная) последовательность однотипных величин, определяемый чаще всего массивом данных.

ВЕЛИЧИНА (в информатике) [variable] - объект, имеющий имя, которое ссылается на значение определенного типа. В. является главным средством для обозначения обрабатываемой информации при создании алгоритмов и программ. В. бывают глобальными (они описаны вне области использования) или локальными (видимых и описанных только в области использования), переменными (изменяющими свои значения) или константами (сохраняющими свои значения), скалярными или составными (составленными из скалярных и, возможно, вновь составных В.). Под значения В. выделяется память ВМ статически (до выполнения программы) или динамически (во время выполнения программы). Имя В. используется в записях алгоритмов, знаний или в качестве значений другой В. ссылочного типа.

ВЕРИФИКАЦИЯ (программы или данных) [verification] - метод исследования программ и данных (или знаний), состоящий в проверке, эмпирическом или теоретическом подтверждении функциональной правильности программ, данных или знаний путем сопоставления результатов прогона программ с вполне определенными априори результатами. В. - формальное доказательство правильности сведений путем сбора, инспекции, тестирования, контроля, логического вывода утверждений о программе. В. должна убеждать разработчика в том, что программа будет выполнять заложенные в нее функции, этому же будут способствовать данные и знания.

ВЕРИФИКАЦИЯ ЗНАНИЙ [knowledge verification] - доказательство того, что знания соответствуют спецификации знаний путем проверки, эмпирического или теоретического подтверждения интеллектуальной правильности знаний (внутренней или внешней непротиворечивости, независимости или полноты) методом логического ввода экспериментальных запросов для интеллектуальной системы.

ВЕРОЯТНОСТНЫЙ АВТОМАТ [probabilistic automaton] - автомат, у которого функции переходов и выходов являются случайными функциями или эти функции содержат случайные величины.

ВЕРСИЯ [version] - вариант программы, данных или знаний (или документа), готовый для выполнения или применения и отличающиеся от других вариантов степенью завершенности или развития. Вместо В. иногда используется слово редакция при ослабленных отличиях в требованиях на правильность.

ВЕТВЛЕНИЕ [branch] - процесс или указание о выборе одного из двух и более путей и правило выбора пути. В языках программирования В. записывается условным оператором (выбор одного из двух путей по значению логического выражения) или оператором выбора (выбор одного из нескольких путей по целочисленному значению выражения). В машинных языках программирования В. указывается командой условного перехода.

ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАЛ [real literal] - литерал анонимного предопределенного универсального вещественного типа, состоящий из символов цифр, точки, порядка и, возможно, специальных символов. В.л. является одной из форм представления числовых литералов (целых или вещественных чисел).

ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП [real type] - набор приближенных значений вещественных чисел, заданных с относительной погрешностью (плавающий тип) или с абсолютной погрешностью (фиксированный тип). В.т. реализуется хранимыми в памяти ВМ числами. В.т. определяется точностью приближения и диапазоном и используется при решении вычислительных задач приближенными методами с контролем точности представления числовых данных и результатов. В алгоритмах используются представления значений В.т. в форме вещественных литералов.

ВИДЕОДИСК [video disc] - дисковый носитель данных с оптической записью и оптическим считыванием (лазерным лучем). Например, диск с диаметром 30 см. может хранить 1024 Мбайт.

ВИДЕОТЕКС [videotex] - метод информатики, обеспечивающий интерактивную передачу сообщений по телефонному каналу, связывающему домашний дисплей с ВМ общего пользования.