ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЧИТАЕМОСТИ (программы) [support of reading] - метод информатики, содержащий совокупность приемов выполнения записей программы, обеспечивающих простоту и скорость восприятия текстов программ человеком и использующих полные формы языковых конструкций. Примером О.ч. является поддержание малых и стандартизованных размеров модуля, применение уступов и вложенности для описаний и операторов, а также расстановка комментариев, включение отладочных средств, выдержка единообразия, регулярности в представлениях языковых конструкций и т.п.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ [program efficiency support] - метод информатики, содержащий совокупность приемов, синтаксических и семантических средств и способов их применения, обеспечивающий максимальное использование выделенных ресурсов ВМ и оптимальное планирование вычислений путем интенсификации использования операционных примитивов ВМ, уменьшения применений интерпретации языковых примитивов, рациональным расходом памяти и других ресурсов ВМ, устранения повторяющихся операций над одними и теми же данными, использованием методов оптимизации программ.
ОБЛАСТЬ ДЕЙСТВИЙ (понятия) [scope of action] - конкретная часть текста (программы), в которой использование понятия согласуется и сопоставляется с его определением (описанием его имени).
ОБОБЩЕНИЕ [generalization] - прием исследования, связанный с переходом от единичного к общему; О. - это переход на более высокую ступень абстракции путем выделения общих признаков, свойств, отношений, тенденций развития предметов, явлений или процессов рассматриваемой области. О. влечет за собой появление новых понятий, правил, законов и теорий.
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ [knowledge generalization] - средство отражения знаний для выражения основных результатов, придания им общего назначения и построения логических выводов; О.з. представляет собой разбиение познаваемых предметов, явлений или процессов на классы, при котором осуществляется поиск признаков, выполнение процедур анализа структур знаний, производится работа с именами отношений и др.; О.з. - это путь возникновения и построение понятий; О.з. бывает по признакам, по структурам и по именам.
ОБОЗНАЧЕНИЕ [denotion, indication] - прием исследования, состоящий в осуществлении процесса выделения какого-либо предмета, понятия, явления или процесса при помощи знаков или системы знаков; О. - это также процесс создания знаковой ситуации.
ОБОСНОВАНИЕ [motivation] - прием исследования, заключающийся в оценке различных форм научного знания с точки зрения истинности их существования, осуществимости, взаимосвязи с другими формами, оформляемости, применимости в качестве компонента системы научных знаний. О. получается в результате логического вывода.
ОБРАБОТКА [processing] - действие, направленное на изменение внешнего вида, формы или свойств предметов, явлений или процессов. Бывает О. материалов, энергии, информации. По принципам организации О. информации О. Бывает распределенная, конвейерная, мультипроцессорная, автоматизированная, автоматическая, пакетная.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ [data processing] - совокупность действий, производимых над поступающей или накопленной информацией, которая выражена средствами формального языка. О.д. - это выполнение систематической последовательности операций, производимых над данными, среди них: ввод, вычисление, сортировка, преобразование, объединение, вывод и т.п.
ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ [picture processing] - обработка информации, представленной графически в виде рисунка, фотографии и др. - все, что переводится в цифровую форму (интенсивности яркости, цвета, оттенка, насыщенности).
ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ [information processing] - получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов.
ОБРАБОТКА НАБЛЮДЕНИЙ [processing the observations] - применение к зафиксированным результатам наблюдения математических методов и средств вычислительной техники для построения выводов об истинных значениях искомых величин. Всякие результаты наблюдений содержат ошибки, которые устраняются в процессе О.н.
ОБРАБОТЧИК ИСКЛЮЧЕНИЙ [exception handler] - раздел программного модуля или блока, используемый в качестве ответной реакции на одно или несколько исключений, возникших в процессе выполнения программы. Исключение обозначается идентификатором, который употребляется для обозначения соответствующего обработчика. О.и. выполняется только при возникновении ошибки (исключительной ситуации). Он является программной избыточностью, поддерживающей надежность программы.
ОБРАЗ [pattern] - общее обозначение результата процесса отображения, относящегося в основном к различным видам элементарного и чувственного восприятия. Совокупность признаков одного материального объекта, отображенная в другом материальном объекте.
ОБРАЗОВАНИЕ [formation, education] - процесс и результат освоения систематизированных знаний, умений и навыков; О. является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ [backward link] - воздействие выходных сигналов какой-либо системы на вход этой же системы, которая может быть частью другой системы. О.с. является главной частью любой кибернетической системы, любой большой программы.
ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА [teaching machine] - интеллектуальная программная система, предназначенная для выработки профессионального знания, навыков, оценки имеющегося знания или выработки рекомендаций пользователю в определенной предметной или проблемной области.
ОБУЧЕНИЕ [teaching] - процесс улучшения характеристик работы человека или ВМ путем приобретения знаний или улучшения структуры процесса хранения и передачи знаний.
ОБЪЕДИНЕНИЕ [concatenation] - 1. вид систематизации, представляющий собой соединение, сведение систематизированных предметов, явлений или процессов в один класс. 2. теоретико-множественная операция, образующая новый объект из двух других путем соединения их частей, например, множество может образовываться из О. двух множеств.
ОБЪЕКТ (в интеллектуальном программировании) [object] - физическое или концептуальное понятие, которое имеет имя и значение некоторого типа (в качестве примера см. слот) и отражает часть действительности. О. объявляется описанием, может быть компонентом другого составного объекта, константой или переменной. О. создается предвыполнением описания или генератором.
Объектное ПРОГРАММИРОВАНИЕ [subjectal programming] - это обобщение функционального и операторного программирования, а также и программирования, управляемого данными, при котором внешние данные используются с целью управления работой программы или сами интерпретируются в качестве программы. О.п. предполагает получение программ, состоящих из наборов подпрограмм и данных (из блоков). Обобщенные понятия О.п. подразделяются на типы или классы, они подразделяются на определения и вызовы понятий, которые позволяют из определений создавать фактические понятия. Понятие может содержать подпрограмму, экземпляры которой определяют действия, называемые методами, а значения их переменных определяют состояния понятия.
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРГРАММИРОВАНИЕ [object-oriented programming] - метод информатики, поддерживаемые синтаксически и семантически способы и приемы ввода в программы в пределах данной предметной области объектов с заданными свойствами, атрибутов объектов и операций над ними, выражаемых примитивами некоторого языка, путем применения абстракции и конкретизации (введения объекта как представителя абстракции).
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ [entity volume] - полная совокупность определенных в понятии предметов, явлений, свойств или процессов, объективно отраженных в данном понятии.
ОБЪЯСНЕНИЕ [explanation] - мотивирование, оправдание или пояснение действий путем предъявления обуславливающих его суждений о целях, законах и эвристических правилах.
ОГРАНИЧЕНИЕ [constraint] - прием исследования, обратный обобщению и заключающийся в выработке определенных ограничивающих условий, признаков, действий.
ОГРАНИЧИТЕЛЬ [delimiter] - один символ или последовательность из нескольких специальных символов, предназначенные для обозначения разнообразных операций в тексте программы. О. ограничивают литералы и создают контекстные условия для успешного грамматического разбора или восприятия.
ОКНО [window] - средство фрагментации сообщений и блоков данных передающим устройством. О. регулирует количество передаваемых данных. О. служит для защиты от ошибок и показа сообщений и данных на устройствах индикации. О. - это область отображения информации на экране монитора или дисплея прямоугольной формы, в котором размещается фрагмент изображения или файла (сообщения, меню, подсказка и др.). На экране могут создаваться несколько О. О. может иметь специальные элементы (заголовки, пиктограммы, границы, меню и т.п.). О. могут содержать подокна, те в свою очередь подокна. Вид отображаемой в окне информации зависит от типа О. Некоторые О. реагируют на вводимую пользователем информацию с клавиатуры или мыши, например, окно редактора текста или окно кнопки.
ОКОННОЕ МЕНЮ [window menu] – специальный орган управления в виде строки (нескольких строк) экрана с подокнами пунктов управления. Выбор мышью или клавиатурой одного из пунктов и при нажатии клавиши приводят к выполнению соответствующей команды или к открытию подменю, содержащего пункты команд или пункты открытия других подменю.
ОКРУЖЕНИЕ [encirclement] - искусственная или естественная среда, в которой действует программа. Технической основой О. является инструментальная ВМ, программной основой О. - системы проектирования, разработки и сопровождения программ.