Смекни!
smekni.com

Изобретание, проектирование, разработка и сопровождение) Том Интеллектуальные системы (Системы решения проблем)  Альберт Александрович Красилов (стр. 74 из 85)

СИСТЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ [simulation system] - построение и анализ математических и физических аналогов исследуемой системы или ее элементов. С.м. предназначена для оценки свойств и параметров исследуемых предметов, явлений и процессов.

СИСТЕМА ПРОГРАММИРОВАНИЯ [programming system] - совокупность программ, документации и мероприятий, поддерживающая процесс программирования ВМ. Традиционный состав С.п.: редакторы текстов, интерпретаторы, трансляторы (или компиляторы), ассемблеры, отладчики, библиотеки подпрограмм, монитор, верификатор, системы управления базами данных и знаний.

СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ [time-sharing operating system] - система, обеспечивающая одновременную работу на ВМ нескольких пользователей. Работу процессора ВМ организует диспетчер или операционная С.р.в.

СИСТЕМА РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ [real-time system] - техническая система со встроенными ВМ, обеспечивающая решение своих задач в реальное время потока данных от датчиков или к исполнительным органам.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ [systematization] - процесс упорядоченного распределения предметов, явлений или процессов, осуществляемого по сходству или различию присущих им признаков (сравнением между собой). С. - это процесс построения классификации многообразия предметов, явлений или процессов, а также их свойств, характеристик или признаков.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗОЙ ДАННЫХ (СУБД) [data base control system] - программное обеспечение, необходимое для разработки и использования базы данных и представляющее пользователям и программистам различные информационные услуги. СУБД реализует запросы пользователей по вводу и выводу данных из базы, организует сортировку и отбор данных, редактирование массивов данных, а также обеспечивает защиту данных и приоритетное использование.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗОЙ ЗНАНИЙ (СУБЗ) [knowledge base control system] - программное обеспечение, необходимое для разработки и использования базы знаний и предоставляющее интеллектуальным системам различные информационные услуги путем реализации запросов машины логического вывода по вводу, обработке и выборке знаний.

СИСТЕМНАЯ ОТЛАДКА ЗНАНИЙ [knowledge system debugging] - установление соответствия представлений знания структуре баз данных и знаний.

СИСТЕМНАЯ ОШИБКА [system error] - результат нарушения в использовании вычислительных и других средств общения с Интеллсист. С.о. обнаруживаются автоматически в процессе трансляции по системным таблицам.

СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [system programming] - специальный раздел программирования, занимающийся созданием системных, обслуживающих и управляющих программ, документации и процедур их применения. С.п. занимается представлением данных, анализом работы программ, методами и средствами преобразования программ, доказательством правильности программ, методами распределения ресурсов вычислительных систем, изучением природы и характеристик программ, методами автоматизации или автоматического генерирования программ.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ [system analysis] - совокупность методологических средств, используемая для подготовки и обоснования решений по проблемам экономического, научного, технического и политического характера. Основная процедура С.а. - это построение обобщенной модели исследуемого предмета, явления или процесса. Техническая основа С.а. - ВМ и информационные системы. С.а. - направление методологии познания и практики, в основе которого лежит рассмотрение предметов, явлений или процессов как систем или их составных частей.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД [system approach] - направление методологии познания и практики, в основе которого лежит рассмотрение предметов, явлений или процессов как систем или их составных частей.

СИСТЕМНЫЙ ЯЗЫК [system language] - язык связи оператора с вычислительной системой. С.я. представляет собой совокупность команд оператора и возможных сообщений системы.

СИСТЕМОТЕХНИКА [system design] - научно-техническое направление, занимающееся проблемами проектирования, разработки, испытания и эксплуатации сложных систем. С. способствует созданию новой методологии инженерной деятельности: системного мышления, эволюционного синтеза, творческой инициативы. С. - это организационная творческая технология.

СИТУАЦИЯ [situation] - сочетание условий, событий и обстоятельств, создающее определенную обстановку, положение. С. бывает аварийной, знаковой, исключительной, конфликтной, нештатной, тупиковой и др.

СКАЛЯРНЫЙ ТИП [scalar type] - упорядоченный конечный набор значений с операциями отношения. Множество значений определяется диапазоном из нижней и верхней границ. Скалярные типы классифицируются на дискретные типы (целые и перечислимые типы), предназначенные для индексирования и реализации правил итерации в циклах, и числовые типы (целые и вещественные типы), предназначенные для арифметических вычислений.

СКАНЕР [scanner] – 1. Программа просмотра данных. 2. Устройство ввода текстов или изображений.

СКАНИРОВАНИЕ [scanning] - последовательный просмотр данных программой или устройством ввода текстов или изображений.

СКВОЗНОЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ [end-to-end computer aided design] - процесс проектирования, при котором исключается вмешательство человека между этапами процесса от постановки задания до изготовления продукции проектирования или документации на изготовление изделия.

СКОБКИ [brackets, parentheses] - средство выделения конструкции в текстах; () - круглые С. для указания порядка выполнения операций в выражении или выделения агрегата массива данных, квадратные [] - С. для выделения индексов массива или выделения агрегата записи, {} - фигурные С. для указания конструкции множества или выделения агрегата элементов конечного множества.

СКРОЛИНГ [scrolling] - вертикальное или горизонтальное перемещение изображения в окне экрана.

СКРЫТИЕ ДАННЫХ, ОПЕРАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ [hidden data, operations and control] - метод информатики, включающий способы и приемы абстрагирования от многих конкретных данных, операций и управления и использования только необходимой в данной работе информации об этих данных, операциях и управлении. Примером применения С.д.о.у. является программным модулем или оператором блока.

СКРЫТОСТЬ (понятия) [hidance] - внешнее описание понятия скрыто в согласии с правилами, когда оно не определяет внешний смысл этого понятия. Описание нового понятия скрывает его старый смысл, который предписывается внешним описанием этого же понятия.

СЛЕД [trace] - последовательность данных, получаемых по шагам в процессах выполнения программы или логического вывода на запрос.

СЛЕДОВАНИЕ [following] - логическая операция, выражаемая в частности высказыванием "если А, то В". С. бывает синтаксическое (из истинного высказывания следует истинное высказывание) и семантическое (ложное высказывание: из лжи следует истина).

СЛЕНГ [slang] - язык программирования, ориентированный на имитационное моделирование систем с дискретными событиями.

СЛОВАРЬ [dictionary] - конечное или бесконечное множество расположенных в определенном порядке знаков, слов, словосочетаний, терминов, фраз без повторений и относящихся к ним справочных данных; С. бывает алфавитный, ассоциативный, данных, двуязычный, дескрипторный, дисплейный, идиоматический, иностранных слов, машинный, многоязычный, орфографический, отраслевой, ссылок, статистический, толковый, терминологический, фразеологический, частотный, этимологический и др.

СЛОВО [word] - 1. Последовательность символов, воспринимаемая как целое для обработки данных и имеющая определенное семантическое содержание. 2. Единица памяти ВМ, состоящая из набора 16-ти последовательных разрядов и предназначенная для хранения данного или команды.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ [word-building] - процесс создания новых слов из уже имеющихся.

СЛОЖЕНИЕ [addition] - арифметическая операция над числовыми операндами или теоретико-множественная операция над множествами, операнды называются слагаемыми, результат С. называется суммой.

СЛОЖНОСТЬ [complexity] - характеристика трудоемкости алгоритма, запроса, знаний, программы, работы, структуры и т.п., определяемая количеством действий в единицу времени или данных, обрабатываемых в единицу времени.

СЛОТ [slot] - составное значение (элемент фрейма), состоящее из имени слота, набора имен атрибутов и их значений, а также из ссылок на другие слоты. С. предназначен для описания предмета и формирования фрейма.

СЛУЖБА [service] - постоянная деятельность по поддержанию функций организации, системы, структуры, устройства (см. также сервис) и т.п.

СЛУЖЕБНОЕ СЛОВО [official word] - элемент из фиксированного конечного набора идентификаторов, которые определяются в описании языка программирования и служат ключом для распознавания языковой конструкции, см. зарезервированное слово.

СЛУЧАЙНОЕ ЧИСЛО [random number] - число, которое получено алгоритмически или с помощью физического устройства и которое обладает всеми свойствами реализации случайной величины с достаточной степенью точности (см. псевдослучайное число).

СЛЭШ [slash] - символ косой черты "/" для обозначения, например, операции деления.

СМЕШАННЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ [mixed calculations] - вычисление во время трансляции, компиляции или ассемблирования по фрагментам программы или фразам языка Лейбниц промежуточных результатов, составленных полностью или частично из исходных данных в объектной программе или во фразе, передаваемой на ВМ для выполнения; вычисления при частично или полностью заданных параметрах.

СМЫСЛ [sense] - что-либо усвоенное от понимания имени. С. определяет денотат, С. - концепт денотата. С. определяется также по контексту. С. является результатом некоторого преобразования (перевода) сообщения. Формально, С. - значение понятия любой категории и любого типа.