Эллвуд в 1899 г. в качестве темы для написания диссертации на соискание степени доктора философии выбрал социальную психологию, представив попытку обозначения предмета, задач и метода этой науки.
В 1901 г. материал диссертации был опубликован в качестве отдельной книги под названием «Некоторые пролегомены к социальной психологии» (Some Prolegomena to Social Psychology). По мнению Эллвуда, социальная психология – это приложение психологии при интерпретации жизни в социальной группе. Эллвуд унаследовал многие представления первых американских психосоциологов. Он рассматривал общество как органическое целое, а задачей социальной психологии как самостоятельной науки считал психологический анализ всего социального процесса. Свой подход к определению предмета социальной психологии при помощи философского метода разрабатывал и Д.Г. Мид, однако, уже в рамках интеракционисткой теории.
Среди достоинств подходов Болдуина и Эллвуда к проблемам социальной психологии следует отметить признание необходимости изучать личность и общество вместе, а не по отдельности, использование метода наблюдения, поиск практического применения данных социально-психологических исследований. К числу явных недостатков данного подхода можно отнести: использование теории подражания, ограничение социальной психологии изучением социального развития лишь на начальных этапах, ограниченность методов исследования, отсутствие опоры на эмпирические данные, умозрительный характер теоретических исследований, несамостоятельность социальной психологии как отдельной науки (включение ее в состав психологии или социологии).
В параграфе 2.2. рассматривается интеракционистский подход к определению предмета и методов социальной психологии. В центре внимания интеракционизма находится взаимодействие индивидов. В США идеи интеракционизма имели прочные корни в виде психологической концепции «Я» У. Джеймса и теории Д. Дьюи. В социально-психологической мысли США данные позиции занимали видные ученые того времени Ч.Х. Кули и Д.Г. Мид.
К предмету социальной психологии Кули подошел главным образом с социологической, а не с психологической точки зрения. Кули признавал изначальное единство личности и общества, признаком истинно социального существа он считал способность выделять себя из группы, сознавать свое Я. Как и Болдуин, Кули использовал метод наблюдения, но с социологической точки зрения (в тесной связи с миром социальных форм и процессов). В работах Кули берут свое начало многие аспекты современных социально-психологических проблем. Важной в социально-психологической концепции Кули была проблема первичных групп. Он призывал изучать личность и общество через представления, в процессе коммуникации, выделив в нем интеракцию и перцепцию. Для обозначения возникающего у человека при восприятии другого «чувства Я», Кули ввел термин «зеркальное Я».
Для Мида была характерна так называемая устная традиция, он развивал свои научные концепции лишь в лекциях по социальной психологии (первый курс лекций был прочитан им в 1900 г. в Университете Чикаго). Мид был заинтересован в тщательном анализе процесса приобретения личностью социального, в частности, он занимался изучением и дополнением теоретических разработок Болдуина и Кули. Мид значительно расширил границы социально-психологических исследований в США в основном за счет общей психологии, рассмотрев социально-психологические аспекты таких понятий как сознание, воображение, смысл, разум, мысль, импульс, эмоции, внимание и т.д.
Среди достоинств интеракционистской ориентации в понимании социально-психологических явлений следует выделить отказ от принципа подражания и идеи «группового разума», введение понятия малой группы, разработку процессов взаимодействия и коммуникации индивидов. Основная критика интеракционизма сводится к отсутствию опоры на эмпирические данные, сведение всех социально-психологических явлений к непосредственному взаимодействию индивидов.
В параграфе 2.3. проанализированы важные события американской социальной психологии конца XIX века, которые способствовали популяризации социально-психологического знания, разработке методологического аппарата новой науки и применения новых методов исследования. Речь идет об исследованиях Триплетта, Старбака и Гейла.
Работа Старбака по психологии религии явилась одной из первых попыток применения метода опроса в изучении социально-психологических проблем, в своей работе он систематизировал большой эмпирический материал в новой области исследований. Исследование Х. Гейла по психологии рекламы считается первой работой прикладного характера в области социальной психологии. В своей работе Гейл использовал метод анкетирования, а также проводил эксперименты по изучению внимания к рекламе.
Наибольшее внимание из числа событий конца XIX века в американской социальной психологии следует уделить лабораторному эксперименту Н. Триплетта, посвященному явлению социальной фасилитации, влиянию группы на индивида. Триплетт уделил особое внимание экспериментальной процедуре и обработке результатов исследования, однако многие моменты им были упущены. Тем не менее, изучение реально существующего феномена обозначило широкий спектр проблем при разработке эксперимента, с целью преодолеть ограниченность простых наблюдений социально-психологических явлений. Исследование Триплетта значительно расширило границы социально-психологических исследований, сделав «социальную фасилитацию» одним из самых изучаемых феноменов в социальной психологии. Именно 1898 г. можно считать годом начала эмпирического подхода к социально-психологическим явлениям.
Отмеченные исследования являются ярким доказательством того, что социальная психология в США на рубеже веков была инструментом для решения различных задач американского общества, и имела практическое применение.
Таблица 3
Подходы к определению предмета, методов и задач социальной психологии в США в конце – начале XX веков
Подход | Предмет и задачи | Методы и статус науки | Основополагающие идеи при трактовке социально-психологических явлений |
Психологический эволюционизм (Л.Ф. Уорд, Ф.Г. Гиддингс) | Не рассматривались | Метод анализа различных источников, методы изучения этнографического материала, интроспективный метод. | Психологическое объяснение социальных процессов. «Направленная эволюция» общества. Социальное поведение определяется в первую очередь «сознанием рода» (Гиддингс). Продуктами социального разума являются общественное мнение и традиции, коллективные настроения и желания, социальные оценки и ценности. Два основных типа групповой организации по Гиддингсу: «социальный состав» (семья) и «социальное устройство» (группа семей и т.п.). В центре внимания процесс социального взаимодействия (конфликт, сотрудничество, разделение труда). Специфика социального взаимодействия состоит в психических процессах (интерес, симпатия, желания, воля). |
Философский подход (Д.М. Болдуин, Ч.Э. Эллвуд, Д.Г. Мид) | Предмет С.П., по Болдуину - состояния и процессы индивида, которые определяют его социальную жизнь – изучение процесса социализации и развития «мысли о собственном «Я». С.П. – исследование социальных состояний и процессов индивида, обуславливающих его причастность к социальной группе. | Психогенетический метод, метод наблюдения. С.П. – новейший раздел психологии, имеет собственный предмет и область исследования. | Использование эволюционной теории и теории подражания. Рассмотрение личности и общества вместе, изучение личности с точки зрения общества и общества с точки зрения личности. Идея «социального развития личности». Социальная и естественная наследственность. Решение проблемы «годных» (признание системы ценностей общества) и «негодных» обществу людей. |
Предмет С.П., по Эллвуду - психические явления, находящиеся под воздействием сообщества людей (действия и реакции людей в группе относительно друг друга). Задача - исследовать и объяснить эти процессы, в ходе которых возникают и меняются продукты коллективной психической жизни (общественное мнение, язык, обычаи, институты). | Методы психологии С.П. – приложение психологии при интерпретации жизни в социальной группе. Несамостоятельный статус С.П. | Человек и группа должны рассматриваться вместе, а не по отдельности. Решение с помощью С.П. социальных проблем, использование науки в области экономики, политики, этики. Идея о слиянии социологии и С.П.. Опора на функциональную психологию – С.П. – это психология деятельности и развития социальной группы. Критика теории социального сознания. | |
Интеракционизм (Ч.Х. Кули, Д.Г. Мид) | Предмет С.П. – социальный процесс, понимаемый как процесс интеракции индивидов в группе, обществе. | Метод наблюдения (рассмотрение данных наблюдений в тесной связи с миром социальных форм и процессов) | Признание единства личности и общества. Личность не может формироваться вне общества. Личность, выступающая субъектом взаимодействия, понимается как социальное существо, принадлежащее к определенным социальным группам и выполняющее социальные роли. В центре внимания такие проблемы как: первичные группы (семья, соседство, местные общины), социализация, конформизм и нонконформизм, лидерство, личная власть, структура личности. Теория «Зеркального Я». В центре социально-психологического анализа – процесс коммуникации. |