При условном осуждении, как нами аргументировалось выше, роль наказания сводится, по существу, к устрашению осужденного и превенции преступлений. Поэтому справедливо говорить о прямой зависимости степени данного устрашения от срока наказания, например, лишения свободы. Наказание, неприменяемое условно, назначается в полном соответствии с нормами, регламентирующими общие начала назначения наказания. Оно зависит целиком от состава совершенного преступления, от особенностей отдельно каждого из его элементов.
Но не будем забывать, что цель применения условного осуждения — это, прежде всего исправление осужденного, причем в более высокой степени по сравнению с реально отбываемым наказанием. А степень достижения данной цели, главным образом, зависит от данных, характеризующих условно осужденного как личность. Иначе говоря, если основание назначения какого-либо наказания из содержащихся в ч. 1 ст. 73 УК РФ и определения его размера образуют обстоятельства, имеющие юридическое значение, то основанием продолжительности испытательного срока служит, в первую очередь, совокупность всех личностных качеств виновного. Этим и объясняется то, что испытательный срок может быть не только равен, но и меньше и больше наказания.
По нашему мнению, на продолжительность испытательного срока прямо не должен влиять срок назначенного наказания, как и тяжесть совершенного преступления. Длительность испытательного срока должна зависеть не от меры наказания и выражать тем самым «строгость в подходе к осужденному»[78], а, по справедливому мнению Г. С. Гаверова, «устанавливаться с учетом индивидуальных особенностей личности виновного, свидетельствующих о возможности его исправления в течение определенного времени. И не случайно при анализе судебной практики отмечаются случаи, когда суды назначают испытательный срок по длительности меньший, чем наказание, равный наказанию либо превышающий его. Это свидетельствует о том, что испытательный срок имеет самостоятельное значение и не зависит от продолжительности наказания»[79]. Это подтверждает и Е.В. Бушкова, по мнению которой продолжительность испытательного срока должна определяться в зависимости от времени, необходимого для того, чтобы осужденный доказал свое исправление, независимо от срока назначенного наказания[80].
Не стоит ограничивать суд в определении размера испытательного срока, поскольку он должен устанавливаться исключительно индивидуально для каждого осужденного. Это подтверждает и М.Г. Гусейнов: «Длительность срока испытания в каждом случае должна определяться перспективами исправления виновного»[81]. Следовательно, продолжительность испытательного срока полностью зависит от субъективной возможности и способности условно осужденного к собственному исправлению. Вид же назначенного наказания, его строгость и срок должны этому способствовать со своей стороны в роли устрашающего фактора, выражающегося в угрозе реального исполнения. Соотношение срока наказания, назначаемого при условном осуждении, и длительности испытательного срока может быть весьма различным. Не стоит, думается, прибегать к крайностям, например, назначать арест как условно неприменяемое наказание на один месяц с трехлетним испытательным сроком или пять лет лишения свободы с испытательным сроком в один год. Но вполне допустимо условное неприменение как наказания, не связанного с лишением свободы, длительность которого значительно меньше испытательного срока, так и лишения свободы, срок которого существенно превышает испытательный срок. В этом находит применение вышеуказанное нами положение о том, что некоторым условно осужденным целесообразно назначить весьма строгое наказание на длительный срок с небольшим испытательным сроком. По данным нашего исследования уголовных дел, в 36,1% случаев испытательный срок был равен сроку назначенного наказания, в 50% — меньше его и в 13,9% — больше срока этого наказания.
Поэтому из ч. 3 ст. 73 УК РФ следует исключить второе предложение, а вместо него просто поместить: «Испытательный срок может быть установлен в пределах от одного до трех лет. Основанием для определения его размера служит совокупность личных качеств условно осужденного и его способность к собственному исправлению».
Подобно тому, как условия отбывания реального наказания могут варьироваться в зависимости от поведения виновного, аналогично способен меняться и режим испытания условно осужденного. При реально исполняемом наказании, например, лишении свободы, возможна смена режима исправительного учреждения, а также сам его вид. При условном осуждении это выражается в сокращении испытательного срока и досрочном прекращении условного отбывания наказания, в продлении испытательного срока либо в досрочной отмене условного осуждения и отбывании осужденным назначенного наказания[82]. Условно осужденный, принимающий усилия к собственному исправлению, добросовестно исполняющий возложенные на него обязанности и в целом характеризующийся положительно, вполне заслуживает досрочного прекращения условного осуждения и снятия судимости.
Возможность сокращения испытательного срока является серьезным стимулом для условно осужденного доказать свое исправление путем качественного выполнения возложенных на него обязанностей, активного участия в общественной жизни, оказания помощи другим условно осужденным в достижении исправления и прививании навыков, законопослушного и нравственного поведения. Эти утверждения не следует рассматривать как высокопарные. Идея условного осуждения, по существу, представляет собой шанс для виновного, предоставленный ему государством, полностью раскаяться и исправиться без назначения реально отбываемого наказания.
Практика применения условного осуждения показывает, по данным некоторых авторов, что большинство условно осужденных оправдывают оказанное им доверие[83].
Если проводить аналогию указанного стимула для условно осужденного с лицом, отбывающим наказание реально, то соответствующим стимулом для последнего является условно-досрочное освобождение от наказания или замена его не отбытой части более мягким видом наказания.
Важен вопрос о том, насколько может быть сокращен испытательный срок. Согласно ч. 1 ст. 74 УК РФ, условное осуждение может быть отменено по истечении не менее чем половины испытательного срока, установленного приговором суда. По нашему мнению, это справедливый объем сокращения. В этом проявляется демократичность российского уголовного законодательства и его гуманизм. Минимальное истечение двух третей или четвертей испытательного срока либо иные подобные варианты менее предпочтительны. Заслужить сокращение срока на половину, а не на одну треть или одну четверть, будет более всего, на наш взгляд, стимулировать условно осужденного. В то же время не стоит увеличивать объем сокращения испытательного срока. Специализированный государственный орган должен быть заинтересован не в том, как побыстрее сократить испытательный срок и отменить условное осуждение, сняв с себя, таким образом, ответственность, а в том, чтобы достичь необходимой и достаточной степени исправления виновного. Если для этого требуется вся продолжительность испытательного срока, значит, и нет оснований его сокращения.
Минимальный испытательный срок, в соответствии с ч. 3 ст. 73 УК РФ, составляет шесть месяцев. Если будет установлен этот срок и применены положения ч. 1 ст. 74 УК РФ, то фактически отбытый условно осужденным срок составит три месяца. Это, на наш взгляд, недопустимо малый испытательный срок: в течение этого периода времени условно осужденный не способен подтвердить собственное качественное исправление. Длительность испытательного срока, как нами аргументировалось в предыдущем параграфе, должна быть от одного до трех лет, т.е. в таком размере он может устанавливаться по приговору суда. Если приговором был установлен испытательный срок на один год и условно осужденный досрочно подтвердил свое полное исправление, то с учетом максимального объема сокращения — не более чем наполовину, минимальный срок будет шесть месяцев.
Итак, фактически отбытый условно осужденным испытательный срок не может быть менее шести месяцев. Это в случае, если судом установлен минимально предусмотренный законом срок, по нашему мнению, — один год, который сокращен в максимальном объеме — на шесть месяцев. Вообще максимальный объем сокращения любого по продолжительности испытательного срока при условном осуждении не должен превышать половины от установленного приговором суда.
И.А. Бурлакова, которая исходит из продолжительности испытательного срока, закрепленной в действующей редакции УК РФ, предлагает следующее. По ее мнению, необходимо оставить за судом возможность сокращения испытательного срока и одновременно закрепить за ним право сокращать срок в любом размере, но чтобы его минимальная фактическая длительность была не менее шести месяцев[84]. Получается, что если установлен максимально возможный срок — пять лет согласно нынешней редакции ст. 73 УК РФ, то суд может его сократить на четыре с половиной года. Это недопустимо большой объем сокращения, что нами аргументировалось выше.