А.К. Музеник, В.А. Уткин и О.В. Филимонов трактуютусловное осуждение как форму реализации уголовной ответственности, выражающейся в освобождении осужденного от реального отбывания назначенного наказания под определенным условием[15]. Как видим, оно совпадает с мнениями В.В. Пронникова, Г.А. Кригера и М.Г. Гусейнова.
Некоторые ученые в период существования СССР определяли условное осуждение как отсрочку исполнения наказания, поскольку тогда параллельно с условным осуждением применялся институт отсрочки исполнения приговора[16].
Такие авторы, как М.И. Якубович, З.А. Вышинская, М.А. Гельфер и др., определяют условное осуждение как особый вид наказания[17].
В.В. Пронников определяет условное осуждение как условное освобождение от отбывания наказания. Однако то, что речь идет об осуждении лица с определенными условиями отбывания назначенного ему наказания, полностью ясно из норм нынешнего УК РФ. Задача же науки уголовного права состоит в юридическом анализе содержащихся в уголовном законе положений. Данная же точка зрения — просто перефразировка названия ст. 73УК РФ.
По мнению А.Н. Кондалова, условное осуждение — это неисполнение основного вида наказания под определенным условием. В принципе, суть этого мнения сводится к признанию условного осуждения разновидностью освобождения от наказания.
В.А. Ломако справедливо отметил, что «условное осуждение позволяет использовать принудительное и воспитательное значение в их необходимом сочетании и одновременно обеспечивает активное участие общественности в исправлении и перевоспитании преступников»[18]. Безусловно, что при условном осуждении большое значение имеет исправительно-воспитательный фактор наказания, а также такая его цель, как предупреждение преступлений. Ведь государство в лице суда на определенный срок освобождает осужденного от исполнения назначенного ему наказания, подробно изучив личность осужденного и обстоятельства уголовного дела. Оно оказывает ему доверие со стороны закона и общества, полагаясь на то, что в течение испытательного срока он не только не совершит новых преступлений, но и своим примерным поведением докажет суду и обществу свое исправление.
По мнению Ю.П. Кравца, условное осуждение представляет собой особую форму реализации уголовной ответственности, при которой основное наказание, назначенное обвинительным приговором суда, не приводится в исполнение под условием выполнения, осужденным определенных требований. В случае их невыполнения наказание из условного превращается в безусловное, реальное[19].
Таким образом, условное осуждение представлено как мера уголовно-правового принуждения, альтернативная наказанию. Акцент на справедливость при этом не вполне уместен. Не только наказание, но и все остальные меры уголовно-правового принуждения должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности совершенного деяния и личности виновного.
Здесь снова можно констатировать выделение лишь отдельных аспектов института условного осуждения. Оно целиком основывается на наказании, поскольку реализуется после его назначения. Поэтому оно не может не преследовать цели наказания согласно ст. 43 УК РФ. При условном осуждении просто идет речь об их оптимизации.
Условное осуждение, безусловно, является формой реализации уголовной ответственности, поскольку уголовная ответственность в любом случае достигает здесь свою цель, так как лицо осуждается, согласно приговору суда, и ему назначается уголовное наказание. Это подтверждает В.Е. Лапшин: «При условном осуждении осужденный не освобождается от уголовной ответственности, поскольку в приговоре его преступное поведение получило отрицательную оценку от имени государства... В процессе реализации условного осуждения достигаются (должны достигаться) не цели уголовного наказания, а цели уголовной ответственности... через сам факт осуждения, связанную с ним судимость и через ряд правоустановлений (наличие испытательного срока, запрет совершать преступления, нарушать общественный порядок)»[20]. Действительно, при условном осуждении достигаются цели уголовной ответственности хотя бы потому, что лицо осуждается и считается судимым в течение всего испытательного срока. Отметим сразу и то, что если лицо и освобождается от наказания, то только от основного, так как ему может быть назначено дополнительное наказание.
Но признание условного осуждения формой реализации уголовной ответственности еще недостаточно для определения его понятия и юридической природы. Форма, т.е. способ существования какого-либо содержания, не отражает это содержание сама по себе. Если определять условное осуждение как форму реализации уголовной ответственности, необходимо в каждом конкретном случае пояснять, что под ней подразумевается.
Таким образом, на основе проанализированной литературы можно выделить следующие самостоятельные точки зрения по поводу юридической природы условного осуждения:
— это специфический вид наказания;
— это освобождение от наказания;
— это особый порядок исполнения или отбывания
наказания;
— это особый порядок исполнения приговора;
— это форма реализации уголовного наказания.
Последнее встречается только у Ю.П. Кравца. При этомон не считает, что наказание является особым порядком применения (по нашему — исполнения) наказания, «поскольку при условном осуждении назначенное виновному основное наказание в виде лишения свободы или исправительных работ не только не исполняется, но по общему правилу и не должно исполняться (при соблюдении предъявленных условий)»[21].
Мы уже аргументировали утверждение о том, что условное осуждение не является каким-либо отдельным видом наказания. Наказания сами не новые, они перечислены в ч. 1 ст. 73 УК РФ. Это исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части и лишение свободы. Условное осуждение нельзя назвать еще одним, отличным от остальных видом наказания. В противном случае его следовало бы органически включить во все главы 3,4 и 5 разделов УК РФ: дать ему определение; указать, является ли оно основным или дополнительным; изложить сущность; определить сроки: регламентировать его применение, в том числе и по отношению к несовершеннолетним лицам; наконец, определить условия освобождения от него. Ничего из этого законодатель не сделал, стало быть, он не считает условное осуждение отдельным видом наказания.
Условное осуждение не является особым порядком исполнения наказания, поскольку данная точка зрения основывается не на уголовном, а на уголовно-исполнительном аспекте. Условное же осуждение имеет не процессуальную (исполнительную), а материально-правовую природу. Эта точка зрения вряд ли уместна также и потому, что при условном осуждении назначенное наказание реально не исполняется. Существует лишь угроза его реального исполнения для условно осужденного.
Считаем необходимым определиться с терминологией, которой будем придерживаться в дальнейшем. Согласно законодательной логике, наказание может быть двух видов: реальное и условное. В ст. 73 УК РФ используется формулировка «суд постановляет считать назначенное условным», т.е. употребляется формулировка «условное наказание». С принятием же Закона от 8 декабря 2003 г. в УК РФ стало использоваться понятие «реальное наказание», например, в ст. 18. Однако, на наш взгляд, эти термины не совсем удачны. Наказание реальным является всегда, прежде всего потому, что реально его назначение. Нормы же ст. 73 - 74 УК РФ закрепляют особенности не назначения, а последующего за ним применения наказания. Здесь и возможна альтернатива: либо реальное отбывание назначенного наказания, либо его условное неприменение. Поэтому далее мы будем использовать термины «наказание, отбываемое реально» и «наказание, неприменяемое условно».
Относительно того, является ли условное осуждение особым порядком исполнения судебного приговора, можно сказать следующее. В данном случае приговором суда виновному назначается наказание, которое затем исполняется в специфической форме. Так что, по существу, когда ведут речь об условном осуждении как об особом порядке исполнения наказания или приговора, то подразумевается одно и то же. Исполнение приговора суда — это и есть реализация (исполнение, отбывание) осужденным назначенного ему, согласно данному приговору, наказания. А поскольку условное осуждение не является особым порядком исполнения наказания, то, соответственно, его необоснованно считать особым порядком исполнения судебного приговора. Выражения «форма реализации уголовного наказания», «особый порядок исполнения наказания» и «особый порядок исполнения приговора», таким образом, существенно не отличаются друг от друга в юридическом смысле.
Термина «отсрочка исполнения приговора» УК РФ 1996 г. не содержит, поскольку он полностью дублирует, по мнению законодателя, институт условного осуждения. При признании назначенного наказания условным, действительно, происходит его фактическая отсрочка, но это раскрывает юридическую природу условного осуждения даже меньше, чем просто выражение «условное освобождение от реального отбывания наказания» или «условное неприменение наказания к виновному» при отсутствии элементарного раскрытия признаков. Это просто констатация факта, поэтому не может служить в качестве отдельной точки зрения.