Циклы и кризисы капиталистического производства - капиталистическая экономика имеет циклический характер развития, порожденный действием стихийных рыночных факторов. Выделяется три основные разновидности циклов капиталистического производства: краткосрочные циклы («циклы Китчина», 3-3,5 года) - колебания производства и сбыта, вызванные временным несоответствием спроса и предложения, спад производства восстанавливается изменением экономической конъюнктуры; среднесрочные циклы («циклы Жуглара», 7-10 лет) - сочетание фаз роста производства, кризиса перепроизводства (или циклического кризиса, связанного с относительным насыщением потребительского рынка и падением покупательного спроса, как следствие - сокращением производства), депрессии (с минимальной деловой активностью), оживления (с «ценовым выходом» из кризиса - понижением цен на продукцию наиболее сильными в финансовом отношении производителями, а также использованием ими технических и технологических нововведений, разорение более слабых конкурентов позволяет компенсировать в будущем понесенные потери), нового роста производства; долгосрочные циклы («волны Кондратьева», около 50 лет)-длительные периоды развития всей экономической системы, завершающиеся структурным кризисом - кризисом перенакопления капитала (когда новые инвестиции перестают обеспечивать постоянный рост прибылей), в этом случае для выхода из кризиса недостаточно снижения цены или отдельных технических изменений, требуется перестройка всей структуры экономической системы. Примерами таких структурных изменений являются переход от мануфактуры к фабрике, формирование акционерного капитала, образование монополий, создание системы ГМК, ввод неконсервативной экономической модели.
«Закат Европы»: кризис индустриального общества в эпоху империализма (конец XIX в. – первая треть XX в.).
Аграризм - идеология популистского толка в «периферийных» странах и регионах Юго-Восточной Европы, генезис которой был связан с особенностями политической культуры, конфессиональной спецификой, социальной структурой населения с преобладанием крестьянских слоев. Ключевое для популизма понятие «народ» органично соединялось в ней с идеализированным образом крестьянства. Аграризм базировался на признании уникальности социальных, экономических, духовных качеств крестьянина, ключевой роли крестьянства в сохранении этнического ядра и государственного суверенитета нации. С точки зрения аграриев именно крестьянское хозяйство, основанное на соединении института частной собственности и "трудового начала», представляет собой идеал социально-экономической организации общества, а крестьянство выступает в роли гаранта социального мира, слоя, способного преодолеть классовое противостояние буржуазии и пролетариата. Аграризм вошел в идейный арсенал крестьянских партий и движений восточноевропейских стран («Странництво людове» в Польше, Болгарский земледельческий народный союз, Партия мелких сельских хозяев в Венгрии, Хорватская народная крестьянская партия). Дальнейшая идеологическая эволюция аграризма шла в двух направлениях - сближение с буржуазно-реформистскими партиями и перенос акцента в программных установках на идеи антимонополистической политики, укрепления парламентской демократии и проведения умеренной аграрной реформы или развитие идей «аграрной демократии» как «особого пути» развития своих стран.
Австромарксизм - идеология центристской ориентации, возникшая в период раскола международного рабочего движения в конце XIX - начале XX в. Центристы критиковали идеологический экстремизм большевиков и реальный опыт осуществления диктатуры пролетариата в Советской России, но не принимали и стремление последователей Бернштейна отказаться от самой идеи диктатуры пролетариата и революционного пути преобразования общества. Основную роль в разработке идеологической платформы центризма сыграли лидеры австрийской социал-демократии - Макс Бауэр, Карл Реннер, Фридрих и Макс Адлеры. В их теоретических построениях пролетарская революция представлялась как достаточно долгий процесс, состоящий из трех фаз - политической, национальной и социальной революций. Политическая революция должна была уничтожить старые государственно-
правовые формы, связанные с дискриминацией отдельных классов, социальных, этнических, конфессиональных групп, и создать демократический парламентский государственный строй. од национальной революцией австромарксисты подразумевали не решение собственно национального вопроса, а формирование новой государственности в пределах экономически эффективного региона. Если две первые фазы должны были решить общенациональные задачи, то социальная революция носила уже классовый, пролетарский характер. Идеологи авст ромарксизма отвергали революционный опыт большевиков и рассматривали социальную революцию как длительную цепь социально-политических и экономических реформ. Приход к власти пролетарской партии должен был совершиться не в ходе политического путча, а путем победы на демократических выборах. Правящая пролетарская партия получала возможность начать строительство социализма, форсируя социализацию общественного производства. Но суть этого процесса заключалась не в прямом изменении форм собственности, а в ликвидации социальной несправедливости и эксплуатации человека человеком. Такая задача могла быть решена не столько контролем государственных органов управления, сколько за счет координирующей деятельности на всех «этажах» экономической системы особых согласительных комиссий, включавших представителей предпринимателей, рабочих, потребителей и государства. Учет интересов каждой из сторон в сочетании с приоритетом общенациональных задач мог стать залогом примирения различных классов и социальных групп. Ликвидация же института частной собственности, по мнению австромарксистов, противоречила духу социализации и являлась одной из наиболее радикальных форм социальной несправедливости. Залогом эфективности процесса социализации австромарксисты считали проведение культурной революции. Подразумевался комплекс мер, призванных повысить не только классовую ознательность, но и общий образовательный и духовный уровень пролетариата, подготовитьего к равноправному сотрудничеству с другими социальными группами, превратить в класс, способный стать действительным авангардомобщества. Австромарксисты считали, что интеграция рабочего классав современное культурное пространство не может рассматриваться как
результат эволюционного преобразования общества, а является задачей целенаправленной политики рабочих партий и отвечает именно классовым интересам пролетариата. В таком же ключе решался и вопрос о диктатуре пролетариата и судьбе демократической государственности. Форма диктатуры, в соответствии с идеологией австромарксизма, не обязательно подразумевает политическое насилие. Диктатура какого-либо класса устанавливается вследствие его полного политического, социального и экономического преобладания. Диктатура буржуазии, отражающая авангардную роль этого класса в период развития индустриального общества, осуществлялась в условиях парламентской демократии. По мере консолидации пролетарского движения и активизации социал-демократических партий появляется возможность использовать демократическую государственную власть уже в общенациональных интересах. Тем самым, начинается «период классового равновесия» (режим «функциональной демократии»). На этом этапе в силу возрастания численности рабочего класса, повышения его организованности и культурного уровня и складываются предпосылки для установления диктатуры пролетариата без применения политического насилия и отказа от демократических форм государственного устройства. Социальная революция как процесс изменения самих основ общественного устройства охватывает все периоды развития классовой демократии, а в результате ее победы возникнут предпосылки для формирования строя социальной демократии - то есть бесклассового общества. Идеология австромарксизма объективно являлась компромиссом между социал-реформизмом и большевизмом, попыткой сохранить традиции революционной социал-демократии в условиях империалистического развития.
Авторитаризм - политический режим, характеризующийся концентрацией власти в руках одного человека или одном властном органе, снижением роли представительных институтов, сведением к минимуму оппозиции, диктаторскими методами правления. Традиционная авторитарная форма правления основывается на сакральном монархизме. В XX в. воссоздание авторитарной модели происходит в специфических условиях «ситуации вызова» - ранней фазы ускоренной модернизации, когда массовая негативная маргинальность создает предпосылки для установления диктатуры во имя сохранения стабильности и спокойствия народа, но недостаточно глубокое влияние модернизации не позволяет режиму использовать механизмы массовой мобилизации. В результате складывается элитарная политическая модель, схожая с традиционной системой авторитарных властных институтов (вождь, опирающийся на чиновническую бюрократию, армию, часто церковь, как корпоративные, закрытые, элитарные институты). Отличие авторитарных диктатур XX в. по сравнению с традиционными диктатурами - принцип вождизма, как персонификация политического руководства (не занимаемое место, пост, а личность, харизма делают лидера переворота всенародным вождем, обеспечивают легитимность режима). По содержанию политики авторитарные диктатуры делятся на консервативные и прогрессистские. В условиях прогрессистской ставится стратегическая цель ускоренных и стабилизирующих реформ во имя блага народа, но без демократии, с преобладанием силовых, директивных методов.