Авторитарная личность - особый тип массовой социально-политической психологии, формирующийся в условиях ускоренной модернизации с присущим ей стремительным изменением уклада жизни, характера общественных ценностей, мотивации социального поведения. В основе формирования «авторитарного характера» - психологическая неготовность значительного количества людей к этой насильственной трансформации привычных социальных отношений, к ответственности за собственную судьбу, к необходимости постоянного личного выбора. Не выстраданная, а подаренная свобода ассоциировалась в этой ситуации скорее с одиночеством, изоляцией, порождала растерянность и неприкаянность. Психологической реакцией на издержки ускоренной модернизации стало появление массовой маргинальности, особого рода политической агрессивности. Мировоззрение и мироощущение «авторитарной личности» основывалось на понятиях власти и силы. Сила привлекала не идеями, которые она утверждает, а в качестве фактора стабильности и спокойствия. Бессилие вызывало презрение и желание напасть, чтобы скрыть собственную неуверенность и слабость. Соответственно раздваивалось и отношение к власти. «Авторитарная личность» оказывалась способна на крайнее бунтарство, если сталкивалась со «слабым государством», но с удивительной легкостью подчинялась системе сильной и жесткой, приобщение к которой давало иллюзию собственного величия. Такие люди оказывались склонными к полному нигилизму, будучи уверенными в том, что жизнь подчиняется и определяется внешними, сторонними силами. Но они были способны и на глубокую веру, преданное служение «высшим» идеям и идеалам. Так рождался феномен «невостребованной свободы», а точнее поиска иной, «настоящей свободы», связанной с идеалами равенства и справедливости, спокойного труда без страха за будущее, свободы, основанной не на возможности спонтанного, индивидуального выбора, а на коллективных усилиях по достижению общих, конкретных целей. Ища опору и поддержку вовне, эти люди постепенно растворялись в единой массе. Масса, как и толпа, на знала социальных различий и могла включать люмпенов и аристократов, чиновников и пролетариев, но в отличие от толпы являлась феноменом психологическим, признаком бегства от одиночества, желания раствориться в чем-то большом и сильном. Масса, как особая коллективная форма сознания, генерировала и адекватные модели политического поведения. «Человек массы» стал основой для формирования социальной базы раннего фашистского движения.
Акционерное общество - хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на определенное количество акций. Акционер -владелец акции, лицо, обладающее акцией и пользующееся всеми вытекающими отсюда правами, Акционеры отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Орган управления акционерным обществом - совет директоров, избираемый общим собранием. Закрытое акционерное общество распространяет свои акции в форме закрытой подписки по решению учредителей. Открытое акционерное общество распространяет свои акции посредством открытой продажи.
Американоцентризм - одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Идеологами Нового света Америка рассматривается как бастион гражданских и религиозных свобод. В рамках американоцентризма Европа и другие части мира представляются плацдармом для укоренения американской культуры.
Анархо-синдикализм - специфическая разновидность корпоративной идеологии. Ведущим идеологом анархо-синдикализма был Жорж Сорель (1847-1922). Он продолжил разработку синдикалистской теории профсоюзного движения, сторонники которой считали синдикаты -профессиональные объединения - основой социальной, политической и духовной жизни общества. Синдикализм рассматривал консолидацию профессиональных групп и первенство их интересов как основное средство ликвидации эксплуататорской экономической системы и трансформации государственно-политического организма на солидаристских принципах. Тем самым, он чрезвычайно близко подходил к логике корпоративных идеологий, но опирался именно на рабочее движение. Сорель внес в синдикалистскую идеологию два важных тезиса, точно отразивших специфику политической стилистики многих корпоративных движений первой половины XX в. Он сформулировал так называемую «теорию политического мифа», согласно которой в современной общественной жизни не сокращается, а, напротив, возрастает значимость иррациональных факторов. Сорель считал, что любые идеологические доктрины все в большей степени оказываются представлены не рациональными теориями, а системой политической мифологии, обращенной к чувству, эмоциям человека. Их эффективность зависит не от доказательности и аргументированности, а от способности увлечь массу, ослепить ее яркими идеями, чувственно воспринимаемыми образами. При определении методов деятельности синдикалистского движения Сорель, соответственно, предлагал ориентироваться на «теорию прямого политического действия». Наиболее важными признавались политические акции, не обремененные рациональными целями, не направленные на конкретные, утилитарные результаты, а выполняющие именно моральную, нравственную функцию, важные для создания в обществе особой моральной атмосферы, для духовной консолидации движения. Эти идеи Сореля, представленные в книге «Размышления о насилии» (1908), получили особенно большую поддержку среди самых разнообразных оппозиционных движений послевоенного времени.
Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. Антисемитизм сформировался исторически на базе религиозной мотивации, в качестве реакции на конфессиональные особенности иудаизма. На рубеже ХIХ-ХХ вв. антисемитизм превратился в достаточно мощную политическую силу, окончательно утратив религиозную основу и отражая чисто экономические и социальные аспекты «антимодернизационного бунта». Особенно характерен в этом отношении был немецкий антисемитизм. В публицистических работах его классиков - Е. Дюринга, О. Глагау. В. Марра, антисемитская пропаганда тесно увязывалась с идеями народной общности, национального социализма.
Банкротство - долговая несостоятельность, отказ предпринимателя платить по своим долговым обязательствам.
Биржевая паника - наиболее острый период биржевого кризиса, характеризующийся резким падением курса акций.
Биржевая спекуляция - получение посредством сделок на фондовой бирже спекулятивной прибыли за счет разницы между курсами ценных бумаг в момент заключения и исполнения сделки.
Временная стабилизация капитализма - понятие, первоначально связанное с концепцией мировой пролетарской революции, разрабатывавшейся в рамках коммунистического движения - как «временная стабилизация мирового капитализма после революционного подъема послевоенных лет и перед новым этапом активизации революционного движения пролетариата», в дальнейшем соотносилось с динамикой циклов развития капиталистического производства в межвоенный период. Основной причиной стабилизации 20-х гг. была деформация циклического развития, вызванная первой мировой войной, - образование широкого отлаженного потребительского и производственного спроса, восстановление инвестиционной мощи монополий в период войны. Вместе с тем, эффективность капиталистического производства существенно возросла в этот период и в связи с широким внедрением так называемой фордовско-тейлоровской системы организации труда.
Вывоз капитала - экспорт капитала в другие страны государством, предприятиями, фирмами, частными лицами с целью наиболее выгодного его размещения, использования.
Грюндерство - массовое неупорядоченное учредительство акционерных обществ, банков, страховых компаний, сопровождаемое обширной эмиссией ценных бумаг, биржевыми спекуляциями, созданием временных фиктивных фирм, мошенничеством.
Демаркация - установление государственной границы на местности.
Депрессия - застой в экономике, характеризуемый отсутствием подъема производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги, безработицей. Обычно депрессия возникает после и в результате экономического кризиса. Депрессия после кризиса свидетельствует, что экономический кризис перешел в завершающую фазу и следует ожидать оживления, а затем и подъема экономики.
«Закат Европы» - духовный кризис индустриальной общественной системы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Восторжествовавшая в эпоху империализма «свобода от» подвергла разрушению не только религиозные, сословные «оковы» личности, но и саму духовную и социальную преемственность человеческой жизни. Идея безусловного прогресса - идол индустриальной системы - оказалась ловушкой. Слепая вера в будущее превращала реальность во временное, условное состояние, а прошлое - в темный временной провал, лишенный какого-либо самостоятельного значения. Отказавшись же от себя вчерашнего, человек лишался и пространства для осмысления всей жизни в целом, смысла своего существования. Вся система общественных оценок, мировоззренческих стимулов, моральных устоев оказывалась под сомнением. Индивидуалистическая социальная философия, прагматизм и деловитость, возведенные в ранг общечеловеческих ценностей, деформировали сам психологический строй личности. Ключевыми ориентирами жизнедеятельности становились независимость, эффективность, благосостояние. Развитие личности как духовного феномена приносилось в жертву дееспособности человека в качестве производителя материальных благ. В итоге, разрушив традиционное общество, новая цивилизация не столько обособила индивидуума, сколько поместила его в систему обезличенных, но чрезвычайно жестких связей. Ее основу составила индустриальная машина, превращающая человека в своего рода механизм с определенными производственными и потребительскими функциями. Внешне спонтанная, хаотичная рыночная стихия складывалась в монолитный, нависающий над человеком молох, регламентирующий стандарты поведения, стиль межличностного общения, образ мышления. Общество, провозгласившее приоритетной ценностью интересы личности, пришло в своем развитии к отрицанию ее самобытности, к «деперсонализации» личности. «Человек достиг возможности физического полета при полнейшей духовной привязанности к земле» (А. М. Ладыженский}. В философской мысли начала XX в. эта ситуация получила название «кризис европейского пессимизма», «закат Европы» -нарастающее разочарование в самих духовных основах индустриального общества, осознание ограниченности идеалов нового времени.