Закон спроса и предложения - закон, в соответствии с которым рост цен приводит к снижению спроса на товар и увеличению объема предложения этого товара при прочих равных условиях.
Идеологии «третьего пути» - идеологические доктрины, связанные с преодолением модернизационного дуализма общественного развития, отказом от балансирования между традицией и «вызовом Запада», принципиальным неприятием как охранительного консерватизма, так и прогрессизма (классического либерального или марксистского). Сам тезис о «третьем пути» общественного развития по своему происхождению был связан с моделью партийно-политического спектра, сложившейся в XIX в. и основанной на противостоянии -правой» (охрани-, тельной) и «левой» (прогрессистской) идеологии. «Третья идеология» формировалась «по ту сторону левого и правового» (С. Франк) и по своему духу противостояла радикальным вариантам консервативного традиционализма и либерально-марксистского прогрессизма не в качестве умеренной, центристской линии, а как принципиально новая политическая философия, особым образом преломляющая отличительные черты классических концепций. Как и консерватизм начала XX в., это направление ориентировалось на "реальную», «конкретную» политику в противовес «формальной логике» классовых идеологических концепций. Но. подобно своим оппонентам из либерального и марксистского лагеря, его сторонники делали ставку на глобальные изменения, а не частичные реформы, создание принципиально новой социальной системы. В центре поиска «третьего пути» оказались обычные для консерватизма ценности социальной солидарности, представление об обществе как едином взаимосвязанном организме. Но органическая концепция была дополнена некоторыми базовыми категориями прогрессистской идеологии, в том числе понятием свободы как ценностной ориентации общественного развития. Вот только понятие свободы в данном случае было уже совершенно иным - как свободы «качественной» (К. Манхейм), связанной с преодолением любых форм отчуждения человека. Основным источником отчуждения называлась формализация социальных отношений в современном обществе, связанная с нарастанием эгалитарных тенденций. Причем подразумевались не только леворадикальные варианты уравнительной идеологии, но и сам классовый подход, превращавший человека в безликую фигуру, чей общественный статус определяется стандартным набором социально-экономических характеристик. Отвергалась и формализация человеческих отношений, связанная с либеральной трактовкой индивида как носителя неких универсальных естественных прав, вне-личностных по своему характеру. Идеалом идеологии «третьего пути» являлась свобода «конкретной личности», гарантированная «подлинными субъектами» социальных отношений - коллективами, сообществами, социальными группами, семьей, религиозной общиной и т.п., т. е. корпоративная свобода, а не индивидуальная или классовая (корпорация как реальный социальный организм, сформированный общностью целей, интересов, качеств конкретной группы людей). Предполагалось, что корпоративная свобода отдельного человека не противостоит интересам всего общества, а дополняет и расширяет их. Корпоративизм представлял собой как новый политический проект, так и особую форму социальной философии, связанную с отказом от рационального способа познания мира. Свойственное для этой идеологии преобладание априорных ценностей и интуитивного познания отражало принципиальное признание иррационализма действительности, исключительной значимости нематериальных факторов общественной и индивидуальной жизни. Сама личность рассматривалась в этой связи как феномен духовный, а не материально детерминированный. При этом присущее консерватизму упование на стихийность и естественность развития общества сменилось стремлением к радикальным и целенаправленным преобразованиям. Основой их должно было стать не экономическое и политическое, а духовное строительство, совершенствование самого человека, социальное творчество, порожденное интуитивным стремлением к естественным формам человеческих отношений. Первоначально корпоративные движения ориентировались прежде всего на внутреннюю духовную консолидацию, распространение своих идей, а не вступление в непосредственную борьбу за власть. Концептуальные особенности корпоративной идеологии предопределили скептическое отношение ее сторонников к формированию жесткой рациональной доктрины. Речь шла скорее о выработке базовых идеологических принципов, отражающих общую духовную ориентацию движений. Результатом явилось формирование сразу нескольких самобытных направлений, имеющих сходные социальные истоки, общую функциональную направленность, но совершенно разные отправные идеи. Крупнейшими из них стали социально-христианская доктрина, солидаризм, фелькишское течение, анархо-синдикализм и раннее фашистское движение.
Иностранный капитал - инвестиции, капиталовложения других стран в экономику данной страны, осуществляемые в самых различных формах.
Империализм - период в истории индустриального общества (70-х гг. XIX - 20-х гг. XX в.), непосредственно связанный с существованием особой макроэкономической модели монополистического капитализма. В качестве особого этапа цивилизационного развития индустриальной цивилизационной системы эпоха империализма стала периодом наиболее полной и последовательной реализации базовых принципов модернизационной парадигмы, торжества идеалов раскрепощенной, независимой личности, обладающей правом на свободное творчество, наиболее полного распространения принципа «свободы от» («laisser-faire») на все стороны общественных отношений, тотальной экспансии этих принципов. Именно эпоха империализма при этом окончательно разрушила великую мечту нового времени -мечту о гуманности человеческой природы, всесилии Разума, готовности человечества к духовному и социальному совершенствованию. Нарастание противоречий в экономической, правовой, политической, культурной сферах имело единые истоки - кризис общественной системы, основанной на принципе самодостаточности индивидуума. Запад стоял на пороге сложной цивилизационной трансформации. Суть ее объективно заключалась в «социализации» общественного устройства, отказе от крайностей индустриального техницизма, возрождении духовной природы личности, укреплении ее социальных связей.
Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Интервенция может быть военной, экономической, дипломатической, идеологической. Все виды интервенции запрещены международным правом.
Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества. Инфляция вызывается переполнением рынка денежной массой при отсутствии увеличения количества товаров. Различают различные формы инфляции: административная инфляция - инфляция, порождаемая административно управляемыми ценами; галопирующая инфляция -инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция - инфляция с очень высоким темпом роста цен; импортируемая инфляция -инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным поступлением в страну иностранной валюты и повышением импортных цен; кредитная инфляция - инфляция, вызванная чрезмерной кредитной экспансией; непредвиденная инфляция уровень инфляции, оказавшийся выше ожидаемого за определенный период; открытая инфляция - инфляция за счет роста цен потребительских товаров и производственных ресурсов, подавленная (скрытая) инфляция, возникающая вследствие товарного дефицита, сопровождающегося стремлением государственных органов удержать цены на прежнем уровне. В этой ситуации происходит «вымывание» товаров на открытых рынках и переток их на теневые рынки, где цены растут; ползучая инфляция, проявляющаяся в длительном постепенном росте цен; инфляция спроса, проявляющаяся в повышении спроса над предложением, что ведет к росту цен,
Квалификация - профессиональная зрелость работников, их подготовленность к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.