Социал-дарвинизм - либертарная идеологическая концепция. Родоначальником социал-дарвинизма считается английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Исследования Спенсера строились на основе органической концепции - через проведение аналогий между человеческим обществом и биологическим организмом и отстаивании идей естественной взаимосвязи всех сторон общественной жизни, способности общества к саморегулированию, эволюционного характера его развития. Спенсер полагал, что в основе как биологической, так и социальной эволюции лежат законы естественного отбора, борьбы за существование, выживания наиболее приспособленных видов (причем впервые подобные идеи английский социолог высказал еще за десять лет до появления известного труда Чарлза Дарвина «Происхождение видов»). Естественным дополнением подобной концепции стали идеи абсолютной экономической свободы, полного невмешательства государства в частную жизнь, неограниченного индивидуализма. Особым успехом идеи социал-дарвинизма пользовались в США. Американские предприниматели Д. Хилл, Д. Херст, Э. Карнеги, Д. Рокфеллер использовали идеи социал-дарвинизма для легализации практики лоббирования государственной политики, борьбы против антитрестовского законодательства. Лидером американского социал-дарвинизма выступил профессор Йельского университета Грэм Самнер (1840-1910). Идеи Самнера воспроизводили основные постулаты теории Спенсера в чрезвычайно радикальной, агрессивной форме. Самнер и его единомышленники подвергали сомнению целесообразность не только социальных революций, но и любых целенаправленных реформ, нарушающих «естественных ход» развития общества.
Социал-реформизм - идеологическое направление, образовавшееся в социал-демократическом движении конца XIX - начала XX в. преимущественно в европейских странах, отличающихся стабильным социальным развитием (Франции, Великобритании, Нидерландах, Бельгии). Основой социал-реформизма стала теория Э. Бернштейна, связанная с пересмотром постулатов революционной концепции классического марксизма. Бернштенианство представляло собой реакцию на изменение объективных задач рабочего движения в странах, завершивших процесс первичной модернизации и вставших на путь социализации классической модели капитализма. Его основой было признание неэффективности революционных методов борьбы рабочего класса, в том числе отказ от концепции диктатуры пролетариата, ставка на реформаторское совершенствование самого капиталистического общества, а не его разрушение. Большую роль в распространении социал-реформизма сыграл «казус Мильерана» (включение члена французской социалистической партии Александра Мильерана в 1899 г. в состав республиканского правительства Р. Вальдека-Руссо), впервые показавшего, что рабочие партии могут быть интегрированы в либерально-демократическую политическую систему. Активная парламентская работа, опыт участия в правительственных кабинетах, ответственность бремени государственной власти, необходимость консолидации разнородных политических сил для решения проблем общенационального значения, растущий потенциал классового партнерства в условиях «социализации» либеральной идеологии стремительно меняли политическую психологию руководства западной социал-демократии. Первая мировая война стала переломным моментом в трансформации идеологического кредо многих марксистских партий, переходу их на позиции социал-реформизма. Подавляющее большинство лидеров довоенной социал-демократии выступило в поддержку государственных программ «довооружения», как отвечающих общенациональным интересам, фракции этих партий голосовали в парламентах за военные кредиты. II Интернационал, основанный на приоритетном принципе международной (наднациональной) солидарности рабочего движения, оказался дезорганизован. Распад II Интернационала окончательно превратил социал-реформизм в самостоятельную ветвь организованного рабочего движения, а в дальнейшем - в основу современной модели социал-демократии.
Социальная христианская идеология - концепция, развивающая базовые ценности христианства в качестве идеологии «третьего пути» общественного развития. Первые попытки выработки новой христианской социальной доктрины были связаны с деятельностью в 30-40-х гг. XIX в. аббата Ф. Ламенне, священников С. Кингсли и Ф. Морриса. В общем виде доктрина социального католицизма сформировалась в период понтификата папы Льва XIII (1878-1903). В папских энцикли-ках 80-х гг. окончательно были сформулированы новые принципы политической программы Святого престола - позитивное отношение к идеям либеральной демократии, признание гражданского долга христиан, отказ от христианизации государства. В энциклике Льва XIII «Rerum novarum» («О новых вещах», 1891 г.) впервые было заявлено о новом отношении Ватикана к социальному вопросу. В «Rerum novarum» жесткой критике подверглись рабочее революционное движение, пафос классовой борьбы, насаждаемый марксизмом, равно как и капитализм, общество экономической эксплуатации, система, разрушающая моральный облик человека, проповедующая нигилизм, безверие и агрессивность, предлагались новые ориентиры общественного развития, переводящие традиционные ценности христианской любви к ближнему в ранг главенствующих социальных принципов. Верующие, и прежде всего рабочие, призывались к последовательному внедрению идей солидарности и взаимопомощи в повседневную жизнь, моральному очищению общества, настойчивому отстаиванию своих прав, минуя крайности политической борьбы. В энциклике «Graves de commini» («Тяжкие всех», 1901 г.) Лев XIII еще более настойчиво подчеркнул неполитический характер христианско-социального учения, рассматривая его как внеклассовую идеологию, направленную на изменение самих устоев современного общества. В период понтификата папы Пия XI (1922-1939) произошло окончательное складывание социально-христианской доктрины. Программные энциклики «Ubi arcano Dei» (1922 г.) и «Quadragesimo anno» (1931 г.) не только отстаивали традиционные ценности брака, семьи, моральной чистоты, но и содержали идеи коренного переустройства общества на началах солидаризма. В основу католической трактовки солидаризма были положены два базовых принципа: сословно-корпоративного устройства общества и субсидиарности. Корпоративизм рассматривался уже не только как общая идея социальной солидарности, но и в качестве принципа реального общественного устройства, призванного преодолеть классовые противоречия и поставить в центр государственной жизни «реальные» интересы корпораций, сословий. В отличие от феодального сословного строя этот проект предполагал открытость сословной организации, экономическую (отраслевую) основу ее формирования. Принцип субсидиарности (от «subsidium» - помощь, защита) подразумевал сохранение индивидуальной ответственности человека за свое будущее при его праве рассчитывать на поддержку общества. Субси-диарность, в интерпретации Пия XI, представлялась как эффективный правовой принцип, позволяющий сохранить индивидуальную свободу и независимость личности, частную инициативу и заинтересованность при жестком упорядочении общественной организации, обеспечении социальной справедливости и морального возрождения. Идеи, адекватные социальному католицизму, также распространялись в немецкой евангелической церкви, американском протестантизме, англиканской церкви. Особенно заметным явлением стал американский социальный евангелизм - идеологическое движение в протестантской церкви США, возникшее в «прогрессистскую эпоху» конца XIX - начала XX в. В его основу легли идеи «социального спасения» - сочетание традиционной протестантской трактовки догмата о спасении, связанного с личной моральной ответственностью перед Богом, с понятием социальной ответственности человека и церкви. «Царство Божие включает всю социальную жизнь человека». Ведущим идеологом социального евангелизма являлся У. Раушенбуш.