Тема 9. Западноевропейский балетный театр XVIII столетия. Становление действенного балета
Контрольные вопросы:
1. Дайте общую характеристику эпохи классицизма.
2. Что легло в основу эстетики классицизма?
3. Проанализируйте идеи великих просветителей XVIII столетия в области искусства танца.
Тема 10. Английский балетный театр XVI – XVIII века
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику эстетической программы английского балетмейстера Дж. Уивера.
2. Какие особенности характеризуют творческую деятельность Ф. Хильфердинга?
3. Как формировались принципы сюжетно-действенного балета в творчестве итальянского балетмейстера Г. Анджолини?
4. Охарактеризуйте деятельность мастеров музыкального театра Италии на рубеже XVIII – XIX века.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить материалы монографии В. М. Красовской «Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра».
Тема 11. Французский балетный театр XVIII столетия. Творчество Ж. Ж. Новерра и Ж. Доберваля
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте сущность реформ, осуществленных в балетной практике Ф. Прево, М. Салле, М. Камарго и другими.
2. Каковы основные положения теоретического наследия Ж. Ж. Новерра «Письма о танце и балетах»?
3. Перечислите балеты, поставленные Ж. Ж. Новерром в западноевропейских театрах
4. Эстетические принципы комедийных балетов Ж. Доберваля.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить, проанализировать и законспектировать книгу Ж. Ж. Новерра «Письма о танце и балетах».
2. Изучить историю исполнительских традиций и постановочных методов Ж. Доберваля.
Тема 12. Творчество Карло Блазиса
Контрольные вопросы:
1. В каких европейских театрах формировались творческие принципы и постановочные приемы балетмейстера К. Блазиса?
2. Назовите и охарактеризуйте балеты Карло Блазиса.
3. Какие известные танцовщики учились у педагога-хореографа К. Блазиса?
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить теоретическое наследие К. Блазиса: «Элементарный учебник теории и практики танца», «Кодекс Терпсихоры», «Полный учебник танца», «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы».
Тема 13. Преромантизм. Балетный романтизм. Выдающиеся хореографы и исполнители эпохи романтизма
Контрольные вопросы:
1. Каковы общественно-политические предпосылки и философско-эстетические основы возникновения романтизма?
2. Какие направления существовали в балетном романтизме?
3. Дайте характеристику романтической концепции в балете.
4. В чем заключались преобразования в балете эпохи романтизма?
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучить материалы монографии В. М. Красовской «Западноевропейский балетный театр. Романтизм».
Тема 14. Творчество Филиппо и Марии Тальони
Контрольные вопросы:
1. Как формировалась эстетика балетов Ф. Тальони?
2. Назовите балеты Ф. Тальони и определите их сюжетную основу.
3. Почему балет «Сильфида» является программным романтическим балетом?
4. В чем заключается новаторство творчества и педагогических приемов Ф. Тальони?
5. Охарактеризуйте особенность дарования, творческий облик и исполнительский стиль балерины М. Тальони.
Тема 15. Датский балетный театр эпохи романтизма
Контрольные вопросы:
1. Под влиянием какой школы танца формировалось национальное своеобразие датского балета?
2. Что являлось основой балетов А. Бурнонвиля?
3. Охарактеризуйте постановочные методы балетмейстера А. Бурнонвиля.
4. Какие балеты романтического периода сохранены в репертуаре современных театров и как развиваются их традиции в мировом искусстве?
Задания для самостоятельной работы:
1. Анализ периодической печати по проблемам сохранения образцов балетного романтизма.
Тема 16. Творчество Жюля Перро
Контрольные вопросы:
1. В чем заключался прогрессивный характер эстетических принципов исполнителя и балетмейстера Ж. Перро?
2. Какие произведения мировой литературы легли в основу сюжета балетов Ж. Перро?
3. Провести анализ балета «Жизель» как вершины романтического балетного репертуара.
4. Дайте характеристику особенности таланта и исполнительской деятельности великой балерины романтической эпохи Ф. Эльслер.
5. Определите роль творческой деятельности Ф. Эльслер в развитии характерного танца.
Тема 17. Западноевропейский балетный театр второй половины XIX столетия
Контрольные вопросы:
1. Какие явления общественной жизни вызвали возникновение новых музыкально-сценических жанров в западноевропейской театральной индустрии?
2. Дайте характеристику жанрам: балет-феерия, балет-обозрение, дивертисмент.
3. Каковы особенности содержания и построения репертуара зрелищно-развлекательного театра конца XIX века?
4. Проанализируйте состояние ведущих западноевропейских оперно-балетных театров на рубеже XIX – XX века.
Раздел 3. Русский балетный театр
Тема 1. Народные истоки русской хореографии
Контрольные вопросы:
1. Какие танцевальные формы существовали в художественном народном творчестве на Древней Руси?
2. Охарактеризуйте виды древнерусских танцев и их функциональные задачи.
3. Когда на Руси зарождалось искусство скоморохов?
4. Как общественно-политические условия развития Российского государства влияли на изменения характера искусства скоморохов?
5. Определите роль и значение искусства скоморохов для развития русской хореографии.
Тема 2. Хореографическое искусство России XVII –- XVIII вв.
Контрольные вопросы:
1. Проанализируйте социально-экономические и политические условия развития культуры и искусств России второй половины XVII столетия.
2. Кто стоял у истоков создания придворных театральных представлений в Москве?
3. Какое влияние на судьбу музыкального театра России оказали реформы Петра I?
4. Когда был открыт первый общедоступный театр в Москве?
5. Определите роль народной пляски в дворянском обиходе и придворном быту России начала XVIII столетия.
Тема 3. Становление в России школы классического танца
Контрольные вопросы:
1. Когда и кем была открыта первая русская балетная школа?
2. Дайте характеристику творческой и педагогической деятельности Ж. Б. Ланде.
3. Какие зарубежные мастера классического танца повлияли на становление русского балетного театра, хореографического образования и бытовой танцевальной культуры?
4. Назовите выпускников русской балетной школы.
Тема 4. Русский балетный театр второй половины XVIII века
Контрольные вопросы:
1. Какие мастера зарубежного хореографического искусства способствовали
2. становлению сюжетно-действенного балета на русской сцене?
3. Дайте характеристику результатов творческого сотрудничества зарубежных и русских мастеров сцены: Ф. Хильфердинг, Г. Анджолини и А. Сумарокова.
4. Какие факты свидетельствуют о самоопределении балета на русской сцене и формировании в балете черт национального своеобразия в конце XVIII века.
5. Определите роль крепостного балета в развитии самобытных черт отечественной хореографии.
Тема 5. Русский балетный театр первой половины XIX века. Творчество И. И. Вальберха
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте явления в общественно-политической жизни России и их влияние на развитие балетного театра начала XIX века.
2. Под влиянием, каких идей формировалась творческая программа балетмейстера И. И. Вальберха?
3. Перечислите балеты И. И. Вальберха и определите их главную идею.
4. Кто являлся лучшими учениками И. И. Вальберха, какова роль их творческой
5. деятельности на балетных сценах Петербурга и Москвы?
Тема 6. Творчество Ш. Дидло
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику основным этапам творчества Ш. Дидло.
2. Постановки, каких балетов осуществил Дидло в раннем периоде творчества в России?
3. Какие темы и жанры балетного спектакля разрабатывал Дидло во втором периоде своей творческой деятельности в России?
4. Определите роль и значение педагогической деятельности Ш. Дидло в развитии русской балетной школы.
Задания для самостоятельной работы:
1. Изучение монографической литературы: Эльяш Н. О. «Пушкин и балетный театр», Слонимский Ю. И. «Балетные строки Пушкина».
Тема 7. Русский балетный театр в период Отечественной войны 1812г.
Контрольные вопросы:
1. Какие тенденции общественной жизни оказали влияние на художественную культуру России в начале XIX века?
2. Как постановщики отображали события войны 1812 года не сцене балетного театра?
3. Охарактеризуйте специфические черты патриотического балета и народно-патриотического дивертисмента.
Задания для самостоятельной работы:
1. На сюжеты, каких произведений русской литературы ставил балетные спектакли А. Глушковский?
2. Определите значение и роль деятельности А. П. Глушковского в становлении московского балета и его школы.
Тема 8. Особенности балетного романтизма в России
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте преромантические тенденции развития в русском балете 20 – 30 х годов XIX века.
2. В каких постановках И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. М. Аблеца, И. К.Лобанова ярко отразились национальные черты балетного романтизма?
3. Перечислите русских композиторов, музыка которых широко использовалась в балетах 1820 – 1830 годов.
4. Проанализируйте период, связанный с деятельностью в России основоположников и выдающихся мастеров западноевропейского романтического балета.