Придя на Алту-Шан
Мое государство, мой хан
Это великое и героическое
Имя мое Герой Агдам Ынал
Мой брат пришел благополучно
Спустившись (с гор) и узнав…
От входа в Большую Тохзасскую пещеру путь лежит чуть влево и вверх. Подъем становится круче. Менее заметной делается тропа. Только самые смелые, а может быть самые посвященные, проходили дальше, туда, где над долиной Белого Июса взметнулись гигантские каменные арки.
В фантастических книгах Андре Нортон и Стивена Кинга есть описания дверных проемов, ведущих в параллельные миры. Может быть, шаманы, проходя через скальные ворота, искали пути в иные пространства? Миры, удивительно похожие на наш, но все-таки другие. А обретя там, за чертой реальности, сокровенные знания, возвращались обратно, неся эти крохи истины соплеменникам.
Важно было не заблудиться в переплетении ходов, выбрать единственный верный путь, ведущий домой. Вернуться, а затем вновь отправиться вперед по "тропе шаманов". Думается, что на полное прохождение дороги иногда не хватало человеческой жизни. Наверное этим объясняется факт, что тропа, вначале буквально врезанная в рельеф, затем почти исчезает.
Не об этих ли путешествиях рассказывают петроглифы: рисунки, выдолбленные неведомым творцом на красноватом камне.
Пешком и на лыжах, сжимая в руках оружие, бредет человеческая фигурка среди людей и чудовищ, то опускаясь в мир подземный, то поднимаясь к звездам.
На пути Трехглазая арка. Эрозия разрушила пещеру, оставив лишь фрагмент подземных галерей. Далее тропа делится на множество ответвлений, теряющихся в обилии распадков, каменных ущелий, причудливых скал. Если подняться на самый верх, можно увидеть следы того, как на массив осадочных пород надвинулась раскаленная лава, превратив несколько десятков метров известняка в мрамор, перекрытый сверху базальтовой плитой. Повсюду здесь обилие гротов. Большинство из них еще ждет своих исследователей. Вряд ли удастся найти из них входы в большие пещеры, но для историка и археолога здесь наверняка есть что поискать. Неоднократно нами обнаруживались гроты с частично заложенными входами, следами кострищ, с выбитыми на камнях непонятными знаками.
На самом верху массива Тогыз-Аз находится еще одна огромная арка. Проход под ней частично перегорожен сложенной кем-то каменной стеной, а у северо-западного портала, справа, находится вход в пещеру Миртовская.
От арки к арке все менее заметной делается тропа. В древности сюда доходили единицы. И лишь случайная находка бронзового ножа подтверждает: за тысячелетия до нас здесь бывали. И может, не заканчивается тропа, а просто переходит в неведомые земли, куда нам, непосвященным, дорога закрыта.
Наш же путь поведет вниз. От пещеры Миртовская по крутому залесенному склону спускаемся к Белому Июсу. Здесь сплошной бурелом. Сперва идем по гребню небольшого хребтика, затем забираем правее и через километр по дну лога выходим к просеке с опорами ЛЭП. Далее идем по просеке. В районе ручья Полуденный рядом с опорами ЛЭП появляется дорога. Примерно в километре после впадения в Белый Июс этого ручья можно устроить дневной привал. После обеда и полуторачасового отдыха идем дальше вверх по течению Июса. Зимой группа может в этом месте по льду перейти Белый Июс и дальше идти в Сыю по шоссе. Летом продолжим путь вдоль реки и переправляемся через нее по тросовой переправе водомерного поста. В малую воду Июс можно перебрести и вброд.