Смекни!
smekni.com

На берегах Белого Июса (стр. 7 из 16)

К каменной короне Июса

Экскурсионный маршрут "Каменная корона" проходит по левому берегу Белого Июса, по гребню, разделяющему его долину и долину ручья Састыкжул.
Являясь непродолжительным по времени прохождения и простым, с точки зрения техники, траверс этого хребта необычайно живописен. С вершин сопок, взметнувшихся над Июсом более чем на триста метров открывается величественная панорама окрестностей Малой Сыи. От изъеденных водой известняковых скал можно увидеть и двуглавый Ызых и темноту входов гротов уже знакомого нам массива Тогыз-Аз. Мы пройдем мимо величественного провала входа в пещеру Крест, чуть ниже нашего пути, под каменной аркой останется раскапываемый вход в Подъарочную. К автомобильной дороге, связывающей Шира и Коммунар мы спустимся по глубокому каньону, в левой стене которого гротом Широкий начинается одно из длиннейших подземелий России - пещера Ящик Пандоры.
Наш путь начнется из села Малая Сыя. Первый километр пути проляжет по автотрассе, по которой мы отправимся в сторону Шира. Прямо из деревни, от бетонной будки автобусной остановки на южном, обращенном к нам склоне Сыйского хребта виден белый треугольный обрыв старого известкового карьера. Наш путь лежит к логу, расположенному чуть правее взорванной скалы. Оставив слева деревянную скульптуру деда и пройдя огороды, с трассы нужно свернуть чуть левее на старую проселочную дорогу, ведущую к заброшенному карьеру. Метров через триста эта дорога закончится на площадке с остатками печь для обжига известняка, а вправо вверх, мимо старого лиственничного пня отойдет хорошо заметная тропа, протоптанная спелеологами ко входу в пещеру Крест. Если присмотреться, эту тропу, серпантином поднимающуюся на хребет, можно заметить и из деревни.
Начнем подъем. Более трехсот метров предстоит нам подниматься по дорожке, проложенной сперва по дну лога, потом по крутым осыпям склона. Не торопитесь. У альпинистов есть шутливое правило, гласящее, что идти нужно чуть медленнее, чем позволяют силы. Даже находясь в отличной спортивной форме, сделайте несколько остановок на подъеме, оглядитесь по сторонам. Честное слово, открывающиеся виды того заслуживают. Взгляните на котловину, в которой раскинула свои домишки Малая Сыя. Отсюда, с высоты видна и деревня и возвышающаяся за ее околицей гора Пилотка. Вершина ее гораздо ниже нас. Но, кое в чем, этой горе нет равных - находясь среди горных хребтов, она не связана основанием ни с одним из них. Лог Круглый почти опоясывает куполовидную горку. Историки и этнографы считают, что подобные обособленные горки почитались в древности народами Сибири. Аборигены считали их центром мира и символом рождающейся земли. Может быть поэтому и основали свое поселение в устье лога на склоне Пилотки жрецы и художники древнекаменного века.

Продолжаем подъем. У старой лиственницы двадцатиметровым провалом начинается пещера Крест. Спуск в нее не возможен без специального снаряжения. Здесь, на вытоптанной площадке, среди оголившихся узловатых корней хорошо заметная тропка заканчивается. Дальнейший путь пойдет, то совсем по целине, то по остаткам тропки, скорее угадывающимся, чем действительно видимым. Оставим вход слева. До вершины остается совсем немного. Мы вновь оказываемся среди смешанного редколесья. В разрывах между деревьями видны то плесы Белого Июса, то скалы на его противоположном берегу.
Дальнейший путь пройдет по водораздельной линии хребта, по сути, вдоль Белого Июса. Слева просматривается долина ручья Састыкжул справа - скальные обрывы, ниже которых автомобильная дорога, а за ней Июс. Мы совершаем траверс хребта - прохождение по гребню, без спуска на склоны. Пожалуй, наиболее зрелищными являются участки, где прямо от ног, вниз, к реке уходят обширные поляны с пеньками старых вырубок. Ни что не закрывает в таких местах обзора. Следующим, заслуживающим особого внимания объектом будет каменная арка. Это остаток разрушенного склоновой эрозией пещерного хода. Пол каменного тоннеля крутонаклонный. Под потолком гнездятся дикие голуби. А почти под сводами нижнего портала видны следы раскопок. Вырытый в осыпи шурф укреплен бревнами. Здесь спелеологи из группы "Карибу", куда входят томичи, новокузнечане, жители хакасии, начали прокапывать вход в еще одну пещеру.
Арка остается правее и ниже. Пожалуй с этого места начинается самый зрелищный участок пути. Веером в сторону Белого Июса отходят каньоны, промытые водой в известняке. Входы в гроты и в небольшие пещерки видны всюду. Но спуск к ним не рекомендуется. Почти всегда путь преградят скальные отвесы. Лучше хорошо запомнить заинтересовавший вход и подняться к нему после, от автомобильной дороги.
Правее, куда заворачивает наш гребень хорошо виден скальный обрыв. Со стороны Малой Сыи он напоминает кокошник - традиционный женский головной убор славян.

Высоты скал достигают здесь полутора сотен метров. За небольшим понижением хребта
начинается довольно таки крутой подъем к их вершинам. На самой высшей точке из камней сложен тур. От него начнется спуск.
Здесь вновь становится хорошо заметной тропа. Идем осторожно. Приближаться к верхней кромке отвесных скал не стоит. Да и тропа отходит к противоположному склону хребта. Отсюда в северном направлении становится видна степь с разбросанными котловинами озер. Наш маршрут подходит к верхней части каньона, в борту которого расположен вход в пещеру Ящик Пандоры. Общее направление пути - северо-запад. Осторожно спускаемся в каньон. В верхней его части сделать это просто, лишь ниже борта взметнуться на десятки метров. Дно - каменистые осыпи, бурелом, заросли шиповника и крыжовника. От входа в пещеру начинается отлично пробитая тропа к автодороге. Если нет уверенности в собственных силах, лучше не спускаясь в каньон пройти севернее и сойти вниз, к шоссе по крутому задернованному склону.
Обратный путь в Малую Сыю пройдет по автотрассе Шира - Коммунар. Можно пройти этот маршрут и в обратном направлении, добравшись до каньона Ящика Пандоры пешком или попутным транспортом.

К древним рисункам Аспада

Рисунки древнего человека. Не так уж много сохранила их природа для нас, жителей третьего тысячелетия. Снег и дожди, мороз и жара уничтожили большинство творений древних художников. Особенно редко сохранялись рисунки, созданные минеральными красками, замешанными на животном жире. Именно такие произведения искусства относительно сухой климат Хакасии и козырек гранитного отвеса сберегли на правом берегу Июса, примерно в 1,5-2 километрах ниже устья реки Аспад,.
Поход к Аспадским писаницам начинается в селе Малая Сыя, из которого нужно пройти по автомобильной дороге, ведущей на Коммунар, до водомерного поста, где через Белый Июс можно переправиться на люльке подвесной канатной дороги. Расстояние от околицы села до переправы около полутора километров.
Затем путь группы идет по тропе вдоль берега Июса по его правой стороне. Слева на экзотических скалах видна площадка, оборудованная на значительной высоте Василием Власенко. Это так называемый "Ресторан". Далее тропа несколько отходит от берега и по старой гати пересекает ручей Таржуль.
За устьем Таржуля пойма Белого Июса расширяется. Тропа идет примерно по середине пойменной террасы, то пересекая сенокосные угодья, то ненадолго уводя в кустарники и перелески. Отсюда открываются красивые виды на доломитовые скалы, украшающие противоположный берег Белого Июса.

Примерно через один километр выше устья Таржуля скалы вплотную подступают к урезу воды. Тропа идет вдоль самой кромки берега, а затем поднимается на небольшую террасу, с которой хорошо видны утесы около поворота автомобильной дороги от Белого Июса в долину реки Большая Сыя.
Напротив впадения Большой Сыи горы отходят от Белого Июса, образуя пойму шириной до пятисот метров, поросшую смешанным лесом, чередующимся обширными покосами.
Еще через километр пути Июс уходит вправо, а путь преграждает хребтик с относительной высотой не более ста метров. Обойти его невозможно, так как с противоположной стороны он обрывается в реку отвесными скалами. Хребет может пересекаться в двух местах. Левый путь предпочтительней на пути к писаницам, правый - при возвращении.
За хребтиком следует широкая котловина с плоским дном и врезанным в это дно суходолом.

За южной оконечностью котловины, там, где горы вновь подступают к реке, на гранитном обрыве находятся Первые Аспадские писаницы. Русло Белого Июса в этом месте сближается с выступающим углом горного кряжа правого берега и идет параллельно скальным выходам, которые подходят к воде на расстояние от трех до десятка метров. От воды подножие скал отделено низкой и ровной, поросшей березами поймой. В южной части (в верхней по отношению к течению реки) утес с рисунками, наибольший по высоте. Затем скала постепенно снижается, и в том месте, где река уходит от гор, высота ее не превышает десяти метров.
Интересно, что около границ писанных скал установлены кресты, по-видимому, "препятствующие" уходу "рисованной нечисти" со скал в окрестную тайгу.
Сложно говорить об открытии этих писаниц. Ведь местным жителям они были известны всегда. Честь первого научного описания Аспадских писаниц принадлежит А.В.Адрианову, который летом 1909 г. обследовал наскальные рисунки Черного и Белого Июса.
После изучения группы писаниц около улуса Сулекова на Черном Июсе он предпринял поездку в верховья Белого Июса,. где, по сведениям, которыми он располагал, должны были быть рисунки на скалах. Исследователю удалось обнаружить две писаницы: одну на Аспаде, другую у селения Беренжак. По мнению Новосибирского археолога Ю.Г.Белокобыльского, Адрианов, по-видимому, довольно бегло осмотрев скалу, сделал выводы о плохой сохранности рисунков.
Конечно, пишет Белокобыльский, сохранность их не идеальна, но при тщательной работе контуры рисунков вполне восстанавливаются. Судя по пятнам, не утратившим первоначальный оттенок, краска (охра), была вишневого цвета. Теперь она выцвела настолько, что стала еле заметной, желтого цвета с едва уловимым красноватым оттенком.
Вот, как описывает произведения древних художников Юрий Георгиевич в одной из своих статей:
"Весь комплекс рисунков подразделяется на ряд композиций, каждая из которых состоит из нескольких групп. В первой композиции, расположенной в южной части писаницы, особенно выразительны рисунки лосей. Два из них сравнительно неплохой сохранности. На первом рисунке древний художник изобразил лося в напряженной, динамичной позе. Животное будто взбирается по крутому склону. Одна передняя нога его выброшена вперед, вторая как бы ищет опору, правая задняя нога застыла в упоре, поддерживая громадный корпус лося. О напряжении и динамике движения животного свидетельствует также сильно вытянутая вперед его огромная голова. На втором рисунке изображена лосиха, "движущаяся" в направлении, противоположном движению первого лося. Корпус ее по контуру выполнен широкой линией. Передние ноги короткие и массивные, из задних сохранилась только одна. Тонкая длинная голова с огромными, широко расставленными ушами покоится на короткой массивной шее. Поза животного спокойная, без признаков напряжения.
Во второй композиции привлекает внимание небольшая сюжетная группа, состоящая из рисунков лося, лосенка и человека Ниже лося расположена маленькая фигурка "пляшущего" человечка. Руки его выгнуты дугой и уперты в бока, короткие ноги с равным разворотом, широко расставлены. Огромный по сравнению с лосенком и человеком лось изображен как бы уходящим от них вверх. Беспомощность новорожденного лосенка, делающего первые шаги, художник подчеркнул нехитрым приемом: передние ноги соединены вместе и лишь к самому низу раздвинуты в стороны, задние же на первый взгляд показаны совсем "несуразно" - одна нога нарисована там, где она должна быть, а вторая - у передних ног. Изображенная сцена - отличная иллюстрация к известному сибирскому мифу о небесной лосихе, пришедшей к человеку и подарившей ему лосенка.
В третьей композиции изображена сцена погони кабана за оленем. Поза кабана "боевая": толстый короткий хвост воинственно поднят вверх, вся его фигура устремлена вперед. Голова и передняя часть корпуса полностью закрашены, а остальная часть короткого массивного корпуса выполнена лишь контурной линией. Таким образом, фигура выглядит как бы полой, но не полностью, поскольку в задней части и спереди вовнутрь вписаны выступы. Контур оленя обведен широкой линией так, что фигура смотрится полой. Небольшая линия отделяет заднюю часть корпуса от передней. Олень изображен в стремительном прыжке, чтобы подчеркнуть это, художник намеренно изогнул и откинул назад рога, а заднюю часть туловища свел на нет и ноги слил в одну линию с нижней частью корпуса.
Аспадская писаница, судя по единству стиля исполнения всех рисунков композиций, создана в одно время (вероятно, в конце первого тысячелетия до нашей эры)".
Если в вашем распоряжении автомашина, до Аспадских писаниц можно добраться по левому берегу Белого Июса, сперва по трассе Шира - Коммунар, затем, от устья Большой Сыи, через мостик по грунтовке, ведущей в долину речки Изыхчул. Ориентиром служит переход линии электропередач через Июс. Помните, этот путь реален либо зимой, когда реку возможно перейти по льду, либо в конце лета - начале осени, когда возможен брод.