Смекни!
smekni.com

На берегах Белого Июса (стр. 9 из 16)

К вершине священной горы

Почти на тысячу триста метров взметнулась над долиной Белого Июса двуглавая гора Ызых.
В далеком 1904 году на ее главную вершину поднялся по заданию томского горного управления инженер Аргентов. Почти за столетие все здесь исхожено вдоль и поперек, однако и нам посчастливилось среди камней курумника и зарослей шукши, невзрачной коричнево-черной ягоды, сделать свою находку, обнаружить маленькую друзу горного хрусталя.
По преданиям, на седловине меж вершинами шаманы совершали обряд посвящения домашнего скота сверхъестественным силам. Почти каждая семья древних скотоводов имела собственного духа покровителя. И для того, чтобы родовое божество успешно кочевало вместе с пастухами, ему выделялась специальная, выбранная колдуном лошадь - ызых. В хвост и гриву животного вплетались разноцветные ленты. Отныне сесть на эту лошадь имел право только невидимый дух. Использование священного скота для повседневных человеческих нужд запрещалось.
Склоны горы Ызых - райский уголок для мелкой лесной живности, любящей полакомиться кедровыми орешками. Шишек хватает всем. И кедровкам, и белкам, и бурундукам. Поднимается сюда за дарами тайги и человек. Как и сто - двести лет назад промысловики, добывающие орехи, пользуются примитивной ручной мельницей и ситом.

Первый раз к вершине Ызыха мы вышли от Белого Июса. В тот, 1994 год, мы плыли на катамаране с верховьев речки Пихтерек, которая, сливаясь с Туралыгом, образует Белый Июс. После селения Мендоль Ызых предстал во всей красе. Петляла река, и двуглавая гора поворачивалась к нам то одним, то другим боком. Немного ниже устья ручья Тунгужуль, правого притока Июса, нам показалось, что в этом месте до вершины будет ближе всего. Зачалились. Под моросящим дождиком поставили лагерь, и ранним утром следующего дня пошли на штурм горы. Шли без дороги, просто выбирая путь так, дабы все время идти вверх. Память оставила отрывки этого пути. Яркие картинки минувшего…
...Над тайгой повис мокрый туман. Влагой пропитаны облака, воздух, кроны берез и лиственниц. Не осталось сухой ниточки в одежде.
...Жаркое пламя костра.
Ввысь взмывают искры.
Тепло разливается с ног до головы...
Тело жадно впитывает жар костра. Минута проходит за минутой. Вот так, у живого огня, можно простоять и час и два...
И вновь мокрое разнотравье по пояс, колючие кусты, глыбы курумников, да мох.
Шаг за шагом. Видимость двадцать-тридцать метров. Оранжевые гроздья рябины, зелень кедров, красно-коричневые листья бадана. До чего же просто найти вершину: из всех возможных вариантов пути выбирай тот, что ведет вверх.
Последние десятки метров. Голые камни, источенные ветром, водой и зимней стужей. Даже лишайники не растут здесь. И вот вершина. На миг рассеивается туман, открывая взору безбрежие тайги, ленточку Белого Июса внизу и округлую вершину Кашкулака на горизонте.

И вновь серо-мокрая стена вокруг.
Мы вышли к малой вершине Ызыха. По камням разбросаны остатки геодезической вышки. Находим центр пункта триангуляции. Возле него совсем ржавая консервная банка. На марке центра стоит год - 1933. Очень ярко представились люди в ватниках и кирзачах, устало курящие у только что отстроенной пирамиды. На штативе теодолит. В ушах звучат слова писателя-геодезиста Григория Анисимовича Федосеева: "Карта... Как просто на нее смотреть. Но до чего не просто, порой мучительно сложно создавать ее... Но что значат трудности, когда мы на пути в светлое будущее всех людей, на пути в коммунизм!"
Наверное, плюнули бы в лицо те безвестные геодезисты, скажи им кто, что не будет их светлого будущего, что зря корячились они, съедаемые гнусом, по хакаской глухомани...
Чуть ниже тригопункта из маленькой лужицы набираем воды, кипятим чай и обедаем. Каждый момент, когда рассеивается туман, используем для фотосъемки.

Спускаемся к седлу Ызыха. Здесь, по словам В.Е.Дмитриева, расположена буддийская кумирня. Находим плоский камень с выдолбленной в нем жертвенной ступой. Получается, Ызых - дважды священная гора? С одной стороны - буддийская святыня, с другой - гора, посвященная Ызыху - живой жертве шаманизма.
Седло заросло смешанным низкорослым парковым лесом. Подлесок отсутствует. И множество грибов. Набираем полный скальничек, делаем сетку из штормовки и ее набиваем отличными подберезовиками и белыми грибами.
Главная вершина лишена курумников. Кривобокие, низкорослые кедры. На самом "пупыре" поляна с полуразвалившейся геодезической вышкой.
В последующие годы группы нашего клуба несколько раз поднимались к Ызыху. Наиболее удобный путь к этой вершине лежит от Малой Сыи. Сперва по трассе Шира - Коммунар нужно доехать до устья реки Большая Сыя. Здесь от трассы, по левому берегу Белого Июса, проложена хорошая "грунтовка" в верховья речки Ызыхчул. А лесовозная дорога ведущая вдоль ручья перевального позволяет на машине подъехать к вершине Ызыха на расстояние полутора - двух километров, поднявшись чуть ли не до уровня седловины Ызыха. Конечно же проходимость последних километров дороги зависит от ее состояния. Если недавно прошли ливни, грязь и глубокие колеи заставят лишние несколько километров пройти пешком.
Можно добраться к седловине с другой стороны, договорившись с жителями селения Мендоль на трассе Шира - Беренжак о перевозе через Июс. И далее воспользоваться дорогой пробитой заготовителями кедровых орехов из этого села до подножия горы. От окончания дороги к седловине ведет конная тропа.
Бывает удобно приурочить восхождение на Ызых к посещению гранитных скал в урочище Усть-Тунгужуль. В этом случае необходимо после осмотра каменных фигур переправиться через Июс. Вдоль коренного берега, по левому берегу Июса к устью ручья Амуржая идет заросшая лесная дорога. Есть дорога и в верховья Амуржая. Она была проложена лесозаготовителями, и в самых истоках ручья теряется, разбиваясь на кучу дорожек к делянкам лесорубов. Но отсюда до вершины совсем недалеко. Принцип ориентирования - нужно просто все время идти вверх.

Урочище Сундуки

Куэстовая гряда Кызыл-Хая, берущая начало в районе Ефремкинского хребта, пологой дугой изгибается от направления запад-восток к северу, рассекается Белым Июсом и заканчивается на его левом берегу массивом из пяти отдельно стоящих гор - четыре из которых, самые северные носят название "Сундуки". "Сундуки" имеют порядковые номера. Самый северный из них - Первый Сундук, самый южный - Четвертый Сундук. Горы расположены по среди заболоченной равнины и по предположению новосибирского археолога, доктора исторических наук Виталия Епифановича Ларичева в древности использовались в качестве места для наблюдения за небесными телами, т.е. являлись палеоабсерваторией на подобие британского Стоунхендж.
Южные обрывы Четвертого Сундука покрыты многочисленными петроглифами, опять таки, по мнению Ларичева, являющимися героическим эпосом в картинках, повествующим о подвигах предков хакасов на земле, в загробном мире и в мире светлых богов. До сих пор на одной из возвышенностей к югу от Четвертого сундука находятся два Обо - жилища духов гор (Таг-ээзи).

Само название Сундуки- горы получили от Первого Сундука, на вершине которого находится останец в виде куба. От него в западном направлении по пологому склону горы веером расходятся три ущелья. В самом южном из них так же есть петроглифы.
На мой взгляд было бы интересно провести в этом ущелье эксперименты по изучению влияния окружающей среды на результативность работы по приему передаче мысленных образов. Так как по-моему весьма сильно влияние Первого Сундука на человека и его психологическое состояние.

"Сундуки" - цепочка из пяти гор. С их вершин на многие километры вокруг видна бескрайняя степь с бесчисленными курганами и линиями древних оросительных каналов. Уже в первом тысячелетии до нашей эры Хакасско-Минусинская котловина была центром орошаемого земледелия.
И по многим из каналов до сих пор течет вода.
Необычны кирпично-красные останцы на вершинах гор, из-за которых и получили они свое название - "Сундуки". Необычны и сами горы, используемые, по мнению археологов, для наблюдения за звездами. Перед нами древняя обсерватория - Сибирский Стоунхендж.
Необычны ощущения человека, поднимающегося по ущелью к каменному кубу на вершине сопки. Когда несколько лет назад, по инициативе новосибирских ученных проводилась Всемирная олимпиада психофизических резервов человека, "Сундуки" оказались местом, где практически каждый человек становился экстрасенсом.
И эта необычность "Сундуков" воспринимается и нынешними хакасами, приходящими сюда из дальних деревень, чтобы привязать полоску ткани к жертвенному дереву - знак внимания вездесущим богам, выжившим и в наш урбанистический век. А современные пастухи, подражая предкам, складывают на склонах каменные туры - таг-ээзи - жилища для горных духов.
Жизнь продолжается.