Смекни!
smekni.com

План работы введение 2-8 глава обзор зарубежного опыта. Организационные аспекты профилактики среди молодежи (стр. 6 из 19)

—В должной ли мере я принял во внимание возможные пути ее решения?

• Взвешивание альтернатив.

— Какая из них является наилучшей?

— Можно ли с ее помощью достичь основных поставленных перед собой целей?

• Обдумывание решения.

— Следует ли мне начать применять на практике тот образ действий, который сочтен наилучшим, и оповестить об этом?

• Твердость в осуществлении принятого решения, несмотря на отрицательное мнение окружающих.

— Серьезен ли риск для меня, если я не буду менять свое по ведение?

Программа «Мое тело», построенная на этой модели, ока­залась весьма результативной при позднем начале курения школьниками и уменьшении частоты курения у их родителей.

Однако принятие решений, касающихся здоровья, — сложный процесс, потребовавший дополнительного изучения психологами.

Автором первой модели, основанной на учете особеннос­тей принятия решений, является М. Бекер. Соответствующая программа — модель взглядов на здоровье — состоит из четырех этапов, заключающихся в ответе на следующие вопросы: Является ли данное заболевание (состояние) тяжелым?

1. Угрожает ли данное заболевание (состояние) мне лично?

2. Что мне грозит в случае принятия определенного решения касательно моего поведения, связанного с данным заболеванием (состоянием)?

3. Что я выигрываю в случае принятия определенного ре­шения?

Решение, принятое в результате такого процесса, является строго индивидуальным и принимаемым самим человеком.

Процесс принятия решений, касающихся здоровья, имеет и другие аспекты, скрыто присутствующие в модели взглядов на здоровье, но гораздо более отчетливо они выражены в теории мотивированных действий. Данная модель касается двух основ­ных элементов принятия решения: отношения к поведению и нормативным представлениям. Другими словами, принимаю­щий решение сначала оценивает, что принесет ему (ей) данный образ действий, а потом прикидывает, что о нем (ней) подума­ют другие люди, если он (она) будет вести себя именно таким образом. Связь с моделью взглядов на здоровье отчетливо про­слеживается, однако гораздо больший акцент делается на лич­ностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для индивида, нежели факторы, связанные с возможной будущей болезнью.

3. РАДИКАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Образовательная, делающая упор на принятие решения мо­дель ориентируется на индивида, однако было обнаружено, что решения не всегда принимаются им лично. Радикально-поли­тическая модель делает шаг дальше по сравнению с образователь­ной и включает в себя содействие становлению здорового обра­за жизни.

Исследования показали, что молодежь усваивает ролевые модели родителей и сверстников и таким образом копирует их поведение. Это значит, что они имеют тенденцию к такому по­ведению, которое одобряется группой. Молодой человек, решая, какой образ действий ему выбрать, например, курить или не ку­рить, учитывает, сможет ли он придерживаться такого поведе­ния. В этом и заключается концепция уверенности в себе. Мно­гим детям свойственен низкий уровень уверенности в себе. Они могут не хотеть стать курильщиками, могут стремиться отказать­ся от предложенной сигареты, но им не хватает уверенности в себе. Некоторые предназначенные для проведения в школах про­граммы направлены на развитие именно этого качества: часть из них дала высокие результаты. Современный метаанализ исходов антитабачных программ показывает, что программы, учитыва­ющие социальные аспекты, наиболее эффективно отодвигают сроки начала курения к более позднему возрасту. Этот успех яв­ляется, несомненно, следствием применения методов, вытека­ющих из теорий социального научения и уверенности в себе.

4. МОДЕЛЬ САМОУСИЛЕНИЯ

Если объединить достоверную медицинскую информацию, даваемую профилактической (медицинской) моделью, навыки, требующиеся для принятия решений, развиваемые в рамках об­разовательной модели, дающей психологическую поддержку, и поддерживающие здоровый образ жизни, окружение, обеспе­чиваемое радикально-политической моделью, возникает модель самоусиления. Нет сомнения в том, что для успеха школьного обучения здоровому образу жизни должны быть выполнены все эти условия.

Как явствует из вышеизложенного, обучение здоровому об­разу жизни — непростой процесс. Слишком часто оказывается, что преподаватели с лучшими намерениями снабжают учеников информацией о какой-либо угрозе для здоровья в будущем, на­пример раке легких, и надеются, что этого достаточно для того, чтобы побудить детей отказаться от курения. Аналогичные дан­ные имеются и в других областях приобщения к здоровому об­разу жизни. Успех достигается редко — в силу указанных выше причин. Профилактика курения часто приводится в качестве наиболее яркого примера, поскольку соответствующие програм­мы наиболее разработаны и распространены в школе в настоя­щее время.

Английские ученые пришли к выводу, что программы обуче­ния здоровому образу жизни нуждаются в психологической и со­циальной разработке с акцентом на информацию о непосред­ственных последствиях вредных привычек, которая могла бы под­крепить принятые на основании полученной информации реше­ния отказаться от них. Эти решения, по их мнению, должны найти поддержку со стороны общества и государства, чтобы, напри­мер, отказ школьников от курения и наркотиков стал нормой.

Все зарубежные исследователи подчеркивают, что роль пси­хологов в разработке и осуществлении программ обучения здо­ровому образу жизни исключительно важна.

ШРИ-ЛАНКА

Председатель Национального совета Шри-Ланки по кон­тролю за опасными наркотическими веществами профессор медицины Дайяна Самасинх, обобщая большой и успешный опыт антинаркотической работы в своей стране, пишет: «Мероприятия, осуществляемые с целью предупреждения проблем наркотиков, зачастую весьма надоедливы, неумес­тны и непрактичны, а потому неэффективны. Почему они обречены на неудачи? Надоедливые подходы в основном на­правлены на то, чтобы предупредить молодежь о возможной опасности, вреде и зле, причиненном наркотиками, а также дать рекомендации быть примерными мальчиками и девоч­ками. Но молодежь охотнее откликается на те подходы, ко­торые предлагают ее участие и активную роль. Вследствие не­эффективности всяческих лекций и предостережений акцент сместился на обеспечение «позитивных альтернатив», вклю­чая возможности для лидерства, занятия спортом и другие виды деятельности. Но предоставление подросткам возмож­ностей для отдыха или повышения собственного имиджа не всегда может снизить их интерес к наркотикам или желание поэкспериментировать. К примеру, известно, что многие люди начали употреблять алкоголь или наркотики по праз­дничным случаям, а интерес молодежи к наркотикам могут подогреть вечеринки».

Более эффективными оказались комплексные программы, способствующие становлению здорового образа жизни, устра­нению романтического ореола вокруг наркотиков. Успех про­филактической работы достигается в том случае, когда молодежь начинает относиться к употреблению наркотиков как к тупому, скучному и бездарному занятию и когда даже закоренелые нар­команы осознают, что они погрязли в однообразной и ограни­ченной рутине и потому почти неспособны наслаждаться реаль­ной жизнью.

ГЕРМАНИЯ

Из отчета об исследовании Федерального управления крими­нальной полиции Германии: «А. Кройцер установил, что уже при­мерно 20 лет ходят слухи о совращении молодежи торговцами наркотиками, которые либо тайно продают наркотики ученикам или молодым людям, либо дают им возможность бесплатно про­бовать наркотики, делая их зависимыми и тем самым, превращая в своих клиентов. Наилучшим местом для таких контактов все еще считают школу. Реальность, однако, выглядит по-другому.

По мнению Кройцера, потребление наркотиков, как пра­вило, есть результат процесса социального научения. Знаком­ство с употреблением наркотиков начинается обычно в резуль­тате дружеских контактов с другими потребителями наркотиков. Первое употребление «слабых, мягких» наркотиков происходит в кругу знакомых, причем господствуют мотивы любопытства и приспособления к своей возрастной группе. Для продолжения употребления решающим является то, что оно не вызывает от­рицательных эмоций либо дает такие положительные эффекты, как признание, принадлежность к группе и т.п., которые дела­ют привлекательным дальнейшее употребление».

Любопытство и снятие сдерживающих факторов, по-види­мому, являются существенными моментами в начальном упот­реблении наркотиков.

Некоторые дети, даже когда они подвергаются многим фак­торам риска, не употребляют наркотики и алкоголь. Исследова­ния показывают, что от этого их удерживает, по-видимому, це­лый ряд защитных факторов:

• Чувство юмора.

• Внутренний самоконтроль, целеустремленность.

• Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком помимо родителей (это может быть и более взрослый трезвый подросток, и учитель).

• Привязанность к законам и нормам общества, школы, общины, семейным стандартам, исключающим употребление алкоголя и наркотиков:

— преданность и близость;

— обязательства перед социальной группой и возложение на нее надежды;

— убеждения и совпадающие с принятыми в социальной группе (семья, школа) нравственные ценности;

—условия, способствующие возникновению привязанности;

—возможность активного участия в работе социальной группы, учащийся имеет определенные обязанности и добивается успехов в их выполнении;

—успешное овладение необходимыми навыками;

—признание и одобрение правильных действий.

ПОЛЬША

В Польше действует молодежное движение по борьбе с нарко­манией — «Монар» со штаб-квартирой в Варшаве. Принцип — «от­дай себя другим». «Монар» проводит огромную работу против наркомании, алкоголизма, СПИДа. Актив — школьники, сту­денты, рабочая молодежь. «Монар» финансируется министер­ством здравоохранения и органами социального обеспечения. В центре действует самоуправление. Осуществляется дифферен­цированный подход в работе по профилактике вредных привы­чек у школьников и молодежи.