Смекни!
smekni.com

План работы введение 2-8 глава обзор зарубежного опыта. Организационные аспекты профилактики среди молодежи (стр. 9 из 19)

Ежегодное появление все новых и новых, как правило, более опасных для здоровья, препаратов, создаваемых преимуществен­но путем дальнейшего совершенствования химического синтеза, является характерной тенденцией незаконного распространения наркотиков в конце XX—начале XXI в. Ситуация с контрабандой наркотиков свидетельствует о том, что через западные и северо­западные регионы России (из Нидерландов, Польши и Герма­нии) в нашу страну ввозятся новые, синтетические, наркотики1. Вывод о том, что синтетические наркотики будут представлять наибольшую опасность в ближайшем будущем обусловлен следу­ющими причинами:

- синтетические наркотики особенно опасны для здоровья, и потенциальный риск их употребления еще не в полной мере осознан;

- высокая фармакологическая активность, относительная дешевизна, возможность производства в различных лекарственных формах, простота введения (вдыхание порошка, глотание капсул, реже инъекция), легкость сокрытия ведут к чрезвычайно интенсивному распространению их среди молодежи, детей и подростков;

- производство синтетических наркотиков может осуществляться во всем мире вблизи мест конечного потребления, в обход таможенных барьеров;

~ существуют широкие возможности оперативного синтеза новых модификаций препаратов, имеющих более высокую актив­ность и наркогенный потенциал, что чрезвычайно трудно доказать; поэтому они не попадают в сферу национального и международного контроля (проблема «дизайнерских» наркотиков).

ГЛАВА 1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной ос­нове и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психо­логов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных ор­ганов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-про­филактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается яв­ных, запущенных случаев наркоманий, токсикомании и алкоголизма.

На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономи­ческом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борь­бе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и со­циальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стацио­нары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоох­ранение Германии ориентированно в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотической интоксикации и специализированное нарко­логическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи нар­команам. В этих странах обращается особое внимание на организацию аль­тернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В про­филактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.

Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к.

именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втя­гивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими наркотизации за­болеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков «группы риска» развернута целая сеть учреждений социальной помощи - «жилые общины» для молоде­жи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные временные убежища, ночные приюты.

Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабо­чих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в «группы риска». Примером этого могут слу­жить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа «помощи на рабочих местах» (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, иссле­дует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с админист­рацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами програм­му действий. Такой подход широко распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги.

В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:

медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-соци­альные последствия наркомании и предусматривает в основном информиро­вание учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных пси­хоактивных средств на физическое и психическое здоровье.

образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии группо­вому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правиль­ный выбор в ситуации предложения наркотиков.

В настоящее время различными являются и формы законодательного отно­шения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю «легкими» нар­котиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распростране­ние наркотических средств (Китай, Ирак).

Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономической оценке. Настоящая Концепция требует дополнительного технико-экономичес­кого обоснования.

Данные, например, германских авторов показывают, что только в медико-реабилитационной области бюджетные расходы европейского государства со­ставляют около 20%, тогда как остальные затраты приходятся на многочис­ленные общественные и благотворительные организации. Косвенным образом уровень необходимого финансирования можно представить, рассмотрев всю инфраструктуру наркологической помощи. Это особенно актуально потому,

что в процессе профилактики выявляются также лица, нуждающиеся и в ак­тивных лечебно-реабилитационных мероприятиях. В свою очередь пациенты, прошедшие или проходящие реабилитацию, возвращаются в среду первичной профилактики. Таким образом, происходит объединение первичной, вторич­ной и третичной профилактик.

Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия, про­водимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в школах. За основу расчетов в этом случае берутся учебные часы, необходимые для реали­зации той или иной программы. Наиболее широко (почти в 30 странах) рас­пространена разработанная в США программа «Скил Лайфс» («Успешная Жизнь»). Восемь базовых принципов этой программы в обязательном поряд­ке реализуются в рамках специальных занятий. Занятия проводятся педагога­ми и психологами, прошедшими специализированную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия отводится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный экспериментальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех лет обучения в школе.

Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная модель, которая учитывает су­ществование различий между отдельными регионами. Так, известно, что раз­ница в распространенности наркомании в больших и малых городах составля­ет 3,6 раза. Поэтому необходима разработка моделей, типичных для отдельных регионов.

Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов - меди­цинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для обра­зовательной среды это выглядит следующим образом:

ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциаль­ной среде;

снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов;

распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.

Как итог этих потерь:

незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачастую - незаконченное основное общее образование);

нереализованное среднее образование;

снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.

Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значитель­но возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся огромных материальных средств, необ­ходимых для лечения наркоманов.

Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:

криминализация общества;

распространение субкультуры наркозависимых;

деформация иерархии общественных ценностей;

ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождаемости уже в ближайшем будущем).

Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, сле­дует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно за­нимается система образования, в основном образовательные учреждения сред­него звена - школы, профессиональные училища, менее активно - колледжи, лицеи и ВУЗы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жиз­недеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на про­филактику наркомании. Единой государственной программы нет, следователь­но, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регио­нах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптирован­ных психосоциальных моделей (Москва. Санкт-Петербург, Самарская, Калинин­градская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы).