На правах рукописи
Кубашичева Зарема Юрьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КАРТЫ
СЕВЕРО – ЗАПАДНОГО КАВКАЗА
(конец XVIII – начало 20-х гг. XX вв.)
07.00.02 - Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Майкоп
2009
Работа выполнена на кафедре истории и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор,
заслуженный деятель науки
Республики Адыгея
С. Г. Кудаева
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор,
заслуженный деятель науки
Республики Адыгея
Д. Х. Мекулов
кандидат исторических наук,
Л. Э. Голубев
Ведущая организация: Институт истории, археологии и этнографии
Дагестанского НЦ РАН
Защита состоится « 23 » октября 2009 г. в 13 ч. 30 м. на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.08 по историческим наукам при Адыгейском Государственном Университете по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Университетская, 208, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Адыгейского государственного университета.
Автореферат разослан « 17 » сентября 2009 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук В. Н. Мальцев |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Формирование современной концепции Отечественной истории невозможно без отражения в ней истории отдельных регионов России. Более того, в истории народов, ставшей составной частью истории России, есть проблемы, вбирающие в себя такие явления и процессы, которые в равной степени отражают изменения в политической, социально-экономической жизни не только отдельных народов, но и страны в целом. К таким проблемам относится начало процесса интегрирования Северо-Западного Кавказа в состав Российской империи с конца XVIII в. до начала 20-х гг. XX в., в ходе которого произошла трансформация этнической и административной карты региона.
Воссоздание достоверной и достаточно полной истории формирования этнической карты Северо-Западного Кавказа в исследуемую историческую эпоху, выявление главных, узловых этапов этого процесса представляется необходимым и важным не только с точки зрения правильного освещения проблем этнической истории народов Северо-Западного Кавказа, но и для понимания многих явлений в современных национальных процессах.
Актуальность поддерживается и состоянием историографии проблемы и обусловлена ее недостаточной разработанностью. О народах Северо-Западного Кавказа и их культурах создано много исследований но, несмотря на это, остаются еще «белые пятна» в этой сложной и «тонкой» теме. Вне должного специального внимания научных кругов региона остаются вопросы истории формирования и динамики национального состава Северо-Западного Кавказа, межэтнического взаимодействия различных народов. Между тем, научное, практическое и идеологическое значение данной проблемы исключительно велико. До настоящего времени не предпринималось попыток комплексного исследования процесса формирования этнической карты Северо-Западного Кавказа. В наши дни в историческом знании все более четко проявляется интерес к истории вхождения различных регионов и народов в состав России, исследуются их причины и последствия. В этом плане обращение к такому масштабному и сложному явлению, как история трансформации этнической и административной карты Северо-Западного Кавказа в ходе включения региона в состав Российской империи, способно обогатить складывающиеся исследовательские подходы и придать большую аргументацию основным выводам и обобщениям.
Историография проблемы. Историографический обзор свидетельствует о том, что в отечественной историографии накоплен опыт изучения истории народов Северо-Западного Кавказа, отдельных вопросов, связанных с изменением этнической структуры региона, что позволяет определить круг базовых вопросов, общие подходы к теме диссертационного исследования. Сложность и многоуровневость изучения изменения этнического состава Северо-Западного Кавказа с конца XVIII до начала 20-хгг. XX вв. требует привлечения различных по направленности и информационной насыщенности историографических источников. Учитывая характер сложившейся историографии, представляется целесообразным сгруппировать имеющуюся литературу.
В первую очередь следует выделить фундаментальные исследования, посвященные истории народов Северного Кавказа, содержащие значительный фактический и теоретический материал[1]. Авторами введен в научный оборот широкий круг источников, значительно расширяющих общее представление об историческом развитии народов Северного Кавказа.
Наряду с анализом общих закономерностей и особенностей истории народов Северного Кавказа в этих работах затрагиваются некоторые аспекты изменения этнической структуры Северо-Западного Кавказа, связанные с Кавказской войной, а также интеграцией в состав Российской империи и формированием новых административных единиц. Итогом развития традиций советской историографии явилась коллективная работа «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.», в котором особое место отведено и народам Северо-Западного Кавказа. В работе рассматриваются вопросы, связанные с численностью и расселением народов Северного Кавказа, причинами, этапами и ходом переселения северокавказских народов, а также заселением Северного Кавказа русскими, украинцами и другими переселенцами, что позволило выявить основные факторы, повлиявшие на процесс формирования этнической карты Северо-Западного Кавказа.
В отдельную группу целесообразно выделить общие работы, которые дают представление о состоянии этнического состава региона к началу XIX в.[2] В этих исследованиях, наряду с детальной характеристикой различных сторон жизни адыгов, анализируется информация о территориальном и численном составе адыгских субэтносов. Авторы исследуют вопросы, связанные с проблемами этногенеза, возникновения эндо- и экзоэтнонимов, субэтнических названий.
Одними из первых работ, дающими достаточно полную характеристику размещения, численности, процессов формирования субэтнических групп адыгов, дали авторы начала XIX в. С. Броневский и Хан-Гирей. Ценность работы С. Броневского заключается, прежде всего, в том, что в его основе лежат сведения, почерпнутые из малодоступных сочинений, архивные материалы, хранившиеся в Коллегии иностранных дел, копии указов и реляций российского правительства, дневники и записки путешественников и другие. В своей работе автор затрагивает вопросы, связанные с этническими процессами на Кавказе и взаимоотношениями горцев с соседними цивилизациями.
Работа Хан-Гирея, одного из первых адыгских ученых, помогает ответить на целый ряд важных для нашего исследования вопросов. Автор, рассматривая вопросы семейного и общественного быта, культуры, преобразований внутреннего устройства адыгского общества, дает описание и географии расселения адыгских субэтнических групп, а также общих границ Черкесии в начале XIX в.
Внимания заслуживает труд А. Берже, в котором на основе материалов архива Главного штаба войск, сочинений русских и иностранных писателей представлен краткий обзор коренного населения Кавказа. Подробное описание адыгских субэтносов позволяет определить географию их расселения, численность, а также некоторые аспекты их внутреннего развития в 40-50-х гг. XIX в.
Значительный вклад в исследование поставленной проблемы внес М. В. Покровский. Автор дает подробное описание адыгских субэтнических групп в конце XVIII – первой половине XIX в., а также выводы о количественном составе адыгов[3]. В связи с исследуемой проблемой интерес представляет и работа В. К. Гарданова, который в ходе детального исследования общественных отношений адыгских народов пришел к выводу, что в первой половине XIX в. у адыгов происходило смешение и слияние различных субэтнических групп. Увеличение территории «демократических» субэтносов происходило за счет «княжеских владений», что не влияло на общие границы территории, занятой адыгскими народами[4].
Для воссоздания достоверной и достаточно полной этнической картины Северо-Западного Кавказа интерес представляет исследование Н. Г. Волковой. Автор рассматривает проблемы этнических территорий на Северном Кавказе в целом в XVIII - начале XX вв., дает характеристику основным этапам формирования этнической карты в рассматриваемый период. Наряду с этим в работе имеются сведения о расселении западных адыгов в конце XVIII – 30-х гг. XIX вв., что позволяет проследить в динамике изменение этнической карты региона вплоть до начала XX в.
Следует указать, что существует значительное число исследований, посвященных другим народам, населявшим Северо-Западный Кавказ в рассматриваемый период, проживавшим среди адыгов (черкесские греки, черкесогаи, горские евреи) [5]. Эти работы содержат подробное описание их социально-экономического, политического и культурного состояния в период проживания в адыгской среде, а также изменения в исторической судьбе этих народов в связи с завоеванием края Российской империей. Еще Ф. А. Щербина характеризовал Северо-Западный Кавказ как полиэтническое общество, утверждая, что «в среде самих черкесов находились в достаточном количестве армяне, в меньшем - евреи и греки»[6]. С. Броневский отмечал, что за бесленеевцами на черкесских землях живут ногайцы и абазины[7].