Смекни!
smekni.com

Современные подходы к формированию этнокультурной компетентности социальных работников за рубежом (на примере сша) 13. 00. 05 теория, методика и организация социально-культурной деятельности (по всем (стр. 4 из 6)

Преобладающие контакты, кон­такты между меньшинством и доминирую­щей группой характеризуются: а) степенью доминирования и б) мерой интеграции. До­минирование, в свою очередь, включает в се­бя три возможные линии поведения в отноше­нии меньшинств:

угнетение - когда пытаются ре­дуцировать межгрупповые враждебность и конфликтность, подавляя права и свободы меньшинств с помощью силы и запугивания;

аккомодация - когда стремятся уменьшить межгрупповые враждебность и конфликтность с помощью "реактивных'' стратегий, т. е. постепенных уступок, перего­воров и других компромиссов;

сотрудничество - когда хотят снизить межгрупповые враждебность и кон­фликтность посредством активных страте­гий, включающих позитивные инициативы, направленные на достижение меньшинства­ми равенства.

Интеграционные контакты способствуют уменьшения неравенства и дискриминации в межэтнических отношениях. Ин­теграция означает близость меньшинства и доминирующей группы по трем измерениям:

институциональному, что означает относительную меру участия меньшинств в деятельности социальных, экономических и политических институтов общества;

культурному, что отражает меру усво­ения меньшинством и доминирующей груп­пой культурных образцов друг друга;

биологическому, что относится к ин­тенсивности физического общения между меньшинством и доминирующей группой.

Возможны три линии поведения домини­рующей группы по отношению к меньшинст­вам, затрагивающие институциональную, культурную и биологическую интеграцию: сепаратизм включает высокую степень инс­титуционального недопущения, культурного превосходства и биологического разделения (сепарации). Примеры сепаратизма — школьная сегрегация de jure, сегрегация по месту жительства de facto и профессиональ­ная сегрегация; плюрализм предполагает умеренную степень институциональной включенности и культурного сосуществова­ния, одновременно поддерживая высокую степень биологического разделения между меньшинством и доминирующей группой. Примеры плюрализма — десегрегированные системы обучения в школе, уважительное от­ношение к культурному наследству мень­шинств; ассимиляция означает высокую сте­пень институциональной включенности, культурную и биологическую интеграцию меньшинства и доминирующей группы. При­меры ассимиляции — однонаправленная культурная интеграция, когда меньшинства вольно или невольно усваивают культурные нормы доминирующих групп, и взаимная ин­теграция, когда меньшинство и доминирую­щая группа приходят к усвоению некоторых культурных образцов друг друга [Хилл, 1994].

Уровень культурной интеграции меньшинств в сегодняшней Америке лучше всего описывается понятием "культурный плюрализм", что означает умеренную сте­пень культурной интеграции, сосуществую­щей с различиями в обычаях, языке и стиле жизни.

Межгрупповые контакты рассматриваются в США как на­иболее эффективное средство снижения ин­дивидуальной и групповой предубежденности при соблюдении следующих условий: 1) статусное равенство при непосредствен­ном контакте; 2) установление взаимозави­симых отношений; 3) необходимость обеспе­чить возможности, благоприятствующие межгрупповому объединению и формирова­нию установок на равенство; 4) создание предпосылок, способствующих установле­нию доверительных отношений. Программы, рассчитанные на снижение ситуационной ди­скриминации, наиболее эффективны в усло­виях, предполагающих взаимное сотрудни­чество для достижения групповых целей или выполнения групповых задач, особенно в школе, на работе, в экстремальных ситуаци­ях.

Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает определенные знания у социального работника, такие как: знание культуры клиента, особенность социальных ценностей и ориентаций, стереотипы поведения и особенности взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с этночувствительными клиентами социальный работник должен придержи­ваться следующих принципов [Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2007 ]:

■ Осуществлять поддержку на основе понимания социо-культурного своеобразия клиента.

■ Оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним.

■ Планировать совместно с клиентами решение их проблем, чему должна способствовать система ад­министративных действий.

■ Сотрудники этнического меньшинства в социаль­ном агентстве должны иметь квалификацию, воз­можность продвижения по службе на равноправ­ном основании.

■ Этническим меньшинствам должны быть предос­тавлены возможности для специального профес­сионального обучения.

В основе стратегии полномочий — устранение нега­тивных и отрицательных влияний и оценок, которые несет в себе этническое большинство. По мнению Б. Соломон, этнические меньшинства больше страдают не от мате­риальной недостаточности, сколько от невозможности использования механизмов власти. Стратегия полномо­чий предполагает не только равное и эффективное об­служивание всех клиентов, но и активизацию самопо­мощи, снятие институциональных отрицательных оценок клиента.

Автор считает, что человек проходит через три уровня своего развития:

■ уровень семьи, где формируется доверие и соци­альная компетентность субъекта;

■ уровень формирования навыков социальной ком­петентности на основе взаимодействия с соци­альными институтами;

■ уровень принятия и выполнения необходимых со­циальных ролей.

Отсюда выстраиваются главные цели стратегии полномочий:

■ обнаружение реальных проблем клиента;

■ предоставление специфических знаний соци­альным работником для использования клиентом в решении своих проблем (причем социальный ра­ботник и клиент выступают как партнеры);

■ использование структур власти для изменения си­туации клиента.

Модели практики распространяются не только на уровень власти, но и на уровень семьи. Семья — это мощный социокультурный фактор, который может помочь усилить развитие способности к самопомощи клиента, преодолеть негативные реакции и отрицатель­ные оценки окружения, эффективно поддерживать социального работника при решении проблем.

Отсюда возникает ряд специфических требований к роли и компетенции социального работника. В прак­тике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник выступает в следующих своих основных ролях: консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, спо­собы улучшения самочувствия клиента; тренер — учи­тель, обучающий клиента умениям решения задач.

Дэлримпл и Берк представляют модель социальной работы, направленную на сопротивление социальному угнетению (Дэлримпл, Берк, 1995). Их внимание со­средоточено на том, как правовая и профессиональная ответственность соци­альных работников может реализовываться в форме давления или в направле­нии активизации клиента. Авторы разработали модель для крайне сложной сферы социальной работы — использования права и власти — в целях обеспе­чения защиты как для общества, так и для клиентов.

По мнению Дэлримпла и Берка, для эффективной практики сопротивле­ния угнетению необходима теоретическая концепция, включающая ценност­ную базу.

Таким образом, согласно Дэлримплу и Берку, практика сопротивления угнетению требует [Пэйн М., 2007] :

■ стимулирования собственной активности клиента;

■ работы в партнерстве с клиентами;

■ минимального вмешательства.

Социальные работники могут использовать эти положения в практике со­циальной работы в рамках обычных полномочий и для того, чтобы не прибегать к давлению. Подход, стимулирующий активность клиента, предполагает акцентирова­ние внимания на оказании помощи клиентам в приобретении ими большей уверенности в себе, знаний и использовании своих личностных ресурсов, в преодолении препятствий при удовлетворении потребностей и стремлений, в реализации возможности участвовать в решении своих проблем, в развитии наряду со специалистами способности отстаивать свои права и противостоять ситуации, связанной с неравенством и угнетением.

Дэлримпл и Берк предлагают работать с клиентами на различных уровнях (М. Пэйн):

на уровне чувств, на котором следует уменьшить влияние личностного опыта, приводящего клиента к ощущению беспомощности. Они подчеркивают важность изучения биографии клиен­та для понимания его личностного опыта;

на уровне идей необходимо сосредоточиться на понимании самооценки клиентов и усилить их способность контролировать свою жизнь, чувства и способность к действию. Это аналогично работе по самоподдержке в психодинамической социальной работе и, в значительной степени, яв­ляется центром когнитивной теории. Цель в данном случае — изменить сознание клиента;

на уровне действия следует стремиться изменить деятельность социальных служб, системы социального обеспечения или более широких систем, неблагоприятно влияющих на клиентов.

Следующий аспект практики сопротивления угнетению связан с партнерством. Партнерство, согласно формулировке, которую дали Стивенсон и Парслоу (1993) на основе проекта организации помощи в мик­росоциальной среде, предполагает следующие действия:

■ исследовать проблемы только при согласии клиента;

■ действовать только тогда, когда имеется четкое соглашение с клиентом или прямые распоряжения законодательных органов;

■ действовать на основе взглядов и потребностей всех членов семьи клиен­та;

■ действовать на основе утвержденного соглашения, а не допущений или предубеждений относительно потребностей и желаний клиента;

■ предоставлять клиентам возможность выбора, даже если приходится применять к ним принудительные меры.