Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к проведению в образовательном учреждении мероприятий ко дню памяти жертв политических репрессий 30 октября (стр. 1 из 3)

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ КО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ – 30 ОКТЯБРЯ

День памяти жертв политических репрессий – 30 октября – особенный день. Это печальная дата в нашей истории. Оставлять ее без внимания подростков и старшеклассников нельзя, так как исторический и художественный материал по данной проблеме способствует формированию гражданских качеств личности, активной жизненной позиции, делает возможным становление нравственных основ каждого молодого человека. В то же время это сложная и противоречивая дата – день раскаяния государства перед своим народом, и, разговаривая с учениками, учителю необходимо максимально объективно и исторически обусловленно преподносить любую, касающуюся этой темы, информацию.

Мероприятия ко дню памяти жертв политических репрессий рекомендуется проводить в средних и старших классах как в рамках учебной, так и внеурочной деятельности.

Учителям истории при изучении тем «Советское общество в предвоенный период», «Усиление тоталитаризма во второй половине 40х годов», «Политическое развитие советского общества в 60-70е годы» рекомендуется обсуждать с учащимися причины, способы осуществления и последствия политики тоталитарного и авторитарного режимов и, в частности, политических репрессий. Учителям обществознания при изучении темы «Политические режимы», характеризуя признаки тоталитарного режима, говоря о нравственных и исторических уроках тоталитаризма, можно приводить сведения о дне памяти жертв политических репрессий в РФ. На уроках литературы в старших классах при изучении произведений: Шаламова В.Т. - «Колымские рассказы», Ахматовой А.А. - «Реквием», Солженицина А.И., Замятина Е.И. - «Мы», Платонова А.П. - «Котлован», при обсуждении тем и проблем, поставленных в произведениях, рекомендуется разъяснять учащимся, каковы последствия режима политического террора для отдельного человека, народа, государства в целом.

Во внеурочной деятельности по данной теме можно проводить классные часы, приглашать реальных свидетелей и участников трагических событий прошлого, приглашать специалистов областного Комитета по защите прав реабилитированных жертв политических репрессий, обсуждать эти вопросы на заседаниях политических и других клубов старшеклассников, школьным пресс-центрам рекомендуется издавать выпуски общешкольных газет, посвященных данной теме и т.д.

II. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

30 октября 1974 года - 33 года назад - День политзаключенного был отмечен одно - и двухдневными голодовками в Мордовских и Пермских лагерях, а также во Владимирской тюрьме. Такой широте охвата невольно способствовала лагерная администрация, подозревавшая, что что-то готовится, и не нашедшая ничего лучшего, как раскидать «заговорщиков» по разным лагерям. Последним местом, где узнали о Дне ПЗК была Владимирская тюрьма.

Одновременно 30 октября состоялась организация А.Д.Сахаровым и инициативной группой защиты прав человека в СССР пресс-конференция.

Корреспондентам были переданы открытые письма заключенных и другие материалы, полученные из лагерей и написанные специально ко Дню политзаключенного. Среди них были письма, обращения и интервью заключенных мордовских и пермских лагерей для того, чтобы мордовские материалы увидели свет.

В дальнейшем День политического заключенного отмечался также голодовками в лагерях. Самое большое количество участников акций протеста в лагерях отмечено в 1981 году, когда в голодовках и забастовках приняли участие около 300 политзаключенных. В 1975 году на пресс-конференции в Москве был представлен проект статуса политзаключенного, подписанный 71 политзаключенным и направленный в Верховный Совет СССР. Основными положениями проекта были:

1. Отделение политзаключенных от остальных категорий осужденных. Заключенный должен содержаться на территории той республики, где были совершены инкриминируемые ему преступления.

2. Отмена принудительного труда. Создание нормальных условий труда для заключенных, желающих работать.

3. Заключенные не должны подвергаться наказанию голодом, холодом, сыростью, лишением постели и одежды.

4. Право на свидания без ограничения их количества.

5. Право на религиозные обряды, на пользование религиозной литературой, на объединения по конфессиональному признаку.

6. Право на творчество.

7. Право на добросовестное медицинское обслуживание, независимое от администрации мест лишения свободы.

8. Право на переписку без ограничения.

В 1976 году в акциях протеста в лагерях и тюрьмах приняло участие более 60 человек.

Участники голодовки потребовали отменить принудительный труд, прекратить применение голодного пайка в качестве наказания, открыть лагеря и тюрьмы для инспекции международными гуманитарными организациями и для независимой прессы. Они потребовали предоставить им статус политзаключенных.

С 1978 года Общество «Страна и мир» ежегодно публиковало 30 октября «Список политзаключенных СССР».

Начиная с 1987 года, День политзаключенного сопровождался демонстрациями в Москве, Ленинграде, Львове, Тбилиси и т.д. если в первых демонстрациях участвовали десятки людей, то в 1988 году - уже сотни, количество участников «живой цепочки», организованной «Мемориалом» вокруг здания КГБ, 30 октября 1989 года составляло уже от 2 до 10 тысяч, а демонстрации состоялись в десятках городов от Калининграда до Иркутска. В 1987-1988 годах демонстрации разгонялись, а их активные участники (В.В.Наводворская) были арестованы на 15 суток. Позже власти смирились с демонстрациями, в 1990 году представители КГБ даже возложили венок к Соловецкому камню.

30 октября 1990 года на площади Дзержинского (ныне Лубянка) был установлен валун, привезенный с Соловецких островов, где в 20-х-30-х годах прошлого столетия находился один из самых страшных советских лагерей - Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), в котором было уничтожено около миллиона человек. На камне была высечена надпись: «Этот камень с территории Соловецкого лагеря особого назначения доставлен Обществом «Мемориал» и установлен в память о миллионах жертв тоталитарного режима 30 октября 1990 года в День политзаключенного в СССР». Траурную панихиду по загубленным отслужил отец Глеб Якунин.

С этого момента Соловецкий Камень стал одни из тех мест в Москве, где пострадавшие от репрессий могут помянуть своих родных и друзей.

В 1991 году решение Верховного Совета Российской Федерации 30 октября был объявлен национальным днем памяти жертв политических репрессий. В этот день у памятных знаков и на местах массовых захоронений собираются бывшие заключенные, их родные и близкие, чтобы почтить память погибших и продемонстрировать твердое намерение никогда не допустить возврата к беззаконию.

В 1991 году решением Верховного Совета Российской Федерации 30 октября был объявлен национальным днём памяти жертв политических репрессий. А 18 октября 1991 года был принят Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Во вступительной его части сказано следующее:

«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека.

Целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба».

Государство признало вину перед гражданами своей страны за преступления большевистского партийно-советского режима. Вступил в силу вышеуказанный Закон, а также Указы Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина. В 2004 году Указом Губернатора Омской области создан Комитет по защите прав реабилитированных жертв политических репрессий Управления делами Правительства Омской области.

В 2007 году отмечается печальный юбилей: семидесятилетие начала массовых репрессий, которые большевики учинили против собственного народа. Хотя, если быть точными, страшный 37-й был подготовлен ещё в двадцатые годы, когда безжалостная власть уничтожала целые сословия. А потом была не менее страшная коллективизация с раскулачиванием, когда в ледяные пустынные места ссылались и глубокие старики, и младенцы. Чем же могли помешать власти мирные люди, занимавшиеся хозяйством, растившие детей, мечтавшие о лучшей жизни? Откуда взялись для этих людей чудовищные обвинения следователей НКВД в контрреволюционной деятельности, шпионаже, антисоветской агитации, и не менее чудовищное наказание – расстрел? В лучшем случае – десять лет лагерей…

Масштабы трагедий людских судеб трудно осознать и сегодня. Трудно, но необходимо.

«…Будущее России и её народа не в возвращении к прошлому, а в движении вперёд, в упорной и настойчивой созидательной работе. Старшее поколение, пережившее репрессии, помнит это трагическое время. Жертвы политического террора взывают к памяти потомков. Наш долг – восстановить историческую справедливость, оправдать честные имена оклеветанных и безвинно репрессированных граждан России». Это слова из омской Книги Памяти жертв политических репрессий «Забвению не подлежит», созданной в течение десяти с лишним лет творческим коллективом редакции по распоряжению Губернатора Л.К.Полежаева (1995 год).

Изданные одиннадцать томов Книги Памяти – потрясающей силы исторический документ, составленный из до боли кратких, всего в несколько строчек, описаний судеб безвинно осуждённых людей: родился, трудился, арестован, осуждён по 58-й статье Уголовного кодекса РСФСР, расстрелян (выделено жирным шрифтом) либо отбывал наказание … реабилитирован за отсутствием состава преступления. Тридцать две тысячи наших земляков, в алфавитном порядке навечно прописанных на страницах одиннадцати 400-страничных томов! Есть в Книге и более подробные очерки о судьбах репрессированных, и документы того времени, и другие материалы.