Смекни!
smekni.com

на тему: Талашкинские краски (использование новых художественных приемов в творческих работах на основе Смоленской народной вышивки) (стр. 1 из 4)

Реферат на тему: «Талашкинские краски (использование новых художественных приемов в творческих работах на основе Смоленской народной вышивки).

Цели: реконструкция опыта освоения и применения традиций народного творчества (Смоленская область) в разработке дизайна оригинальных изделий современной эпохи.

Народное творчество всегда питало высокое профессиональное искусство. Однако влияние культуры социальных «низов» на искания художественной элиты всегда было опосредованным (шло через обращение к фольклору, народной ментальности и образной структуры). До начала серебряного века в русской культуре линии народного творчества и искусства профессионалов не пересекались. Впервые попытка их совмещения была проделана в рамках проектов дворянской интеллигенции начала XX в. (В.В. Стасов, Н.Л. Шабельская, К.Д. Далматов, Е.Д. Поленова). М.К. Тенишева была одной из самых ярких выразительниц этого устремления. Ее трудами был налажен промысел в Смоленской области, который совместил наработанные многими крестьянскими поколениями навыки вышивки с художественным кредо эпохи модерна. Этот опыт и сегодня остается востребованным в попытках преодоления безликого универсализма и стандартности окружающих нас предметов быта.

Задачи:

• Выявить сохранившиеся источники информации,
касающиеся наследия М.К. Тенишевой;

• Изучить технологии вышивки, созданные в
Смоленской области на базе сотрудничества
Тенишевой с крестьянскими художниками;

• Создать серию эскизов современного изделия,
опирающуюся на тенишевскую «модель»;

• Создать готовое изделие на базе обсуждения и
выбора наиболее удачного эскиза.

Смоленская народная вышивка. Историческая справка

Первые исторические сведения о Смоленске, основанном славянским племенем кривичей, датированы 862 годом. Город являлся важным поселением на древнем пути «из варяг в греки». С 882 года входил в состав Киевской Руси, с распадом которой в начале XII в. стал центром самостоятельного Смоленского княжества. К концу XII в. княжество распалось на уделы и стало подвергаться нападениям литовских феодалов.

После походов литовского князя Витовта в 1395 и 1404 годах Смоленск принадлежал Великому княжеству Литовскому. В 1514 году был взят русскими войсками и включен в состав Московского государства. Находясь под властью московских царей, город, ввиду ис­ключительной важности своего положения на путях в центральные районы государства с запада, превратился в мощную крепость.

В 1611 году Смоленск стал владением Речи Посполитой. В 1654 году русские войска царя Алексея Михайловича вновь овладели городом; Андрусовский договор 1667 года закрепил присоединение Смоленска к России.

Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов. Служа перевалочным пунктом между истоками трех крупнейших рек Великой русской равнины — Днепра, Западной Двины и Волги, Смоленская земля с древних времен являлась районом передвижений многих племен и народов, постоянно испытывая с запада влияния Литвы и Польши, а с севера — влияния русских областей — Пскова, Новгорода. Позднее добавилось влияние Москвы, Рязани, Суздаля, Украины. Смоленщина передала соседним народам свои художественные мотивы, которые затем были переработаны местными мастерами в соответствии с условиями быта, национальных и географи­ческих особенностей.

Древнейший смоленский орнамент геометричен. Чаще всего смоленские «украсы» имели форму ромба, креста, пяти- и восьмиконечной звезды, круга и различных промежуточных фигур и их вариаций. Со временем в смоленском орнаменте появились цветы, а затем фигуры животных и человека. Однако внешняя геометричность смоленских «ук-рас» сохранилась и до наших дней. Даже гирлянды цветов, вереницы животных и людей оформляются полосами или дорожками из мелких геометрических фигур — ромбиков, крестиков, точек, звездочек.

С древнейших времен на Смоленской земле украшали разнообразной вышивкой предметы одежды. После тяжелой работы в поле и по хозяйству крестьянка находила время и на вышивку. Особенной красотой и богатством в украшении отличались вышивальщицы бывшего Юхновского уезда. Полосы мелкого орнамента с выделением красного цвета, расположенные на рукавах, были подобраны с изяществом и совершенством. В народном костюме редко встречались полностью затканные и вышитые рукава. На Смоленщине такой прием бытовал только в Юхновском уезде.

Не только рукава были украшены на юхновской женской рубахе, но и подол. Вышивка на подоле крестьянской рубахи являлась своеобразным символом. На жатву женщина надевала самый красивый наряд. Этот обряд у древних был связан с магией плодородия не только земли, но и женщины. Вышивка, таким образом, наделялась глубоким смыслом. Через нее женщина как бы передавала земле силу плодородия.

Столь же красиво вышиты и подолы мужских рубах. Вышитая девушкой, она символизировала надежду на счастливую семейную жизнь. Несомненно, художественный облик каждой вещи индивидуален, и в то же время опирается на веками сложившиеся традиции, отступить от которых исполнительница-вышивальщица не могла, от­мечала исследователь Л.С. Журавлева в своей книге «Талашкино». Красиво украшались крестьянками и фартуки. Верхняя их часть — это полотнище, затканное горизонтальными полосами красных ниток, причем к нижней части эти полосы становятся более широкими и плотными. Такое отношение к каждому фрагменту говорило о большом вкусе смоленских мастериц-вышивальщиц и стремлении как можно красивее оформить самый простой предмет. В специальном разделе «Костюмы крестьян Смоленской губернии» каталога собрания, изданного в 1909 году, больше всего было зафиксировано предметов Смоленского уезда —231 вещь, Вельского — 40, Духовщинского —39, Ельнинского — 28, Сычевского — 10. Наиболее искусными в исполнении вышивки были крестьянки деревень Лопино, Наречино, Верхние и Нижние Немыкари, Михай-ловка. Они применяли местные мотивы. Распространенной была «строчка». Продергивая нити вдоль и поперек, вышивальщицы получали отверстия в ткани, которые затем по краям туго обвивались цветными нитями в разных комбинациях.

Отверстия делались разного размера, и от этого достигалось определенное разнообразие двустороннего узора.

Вышивальщицы умели создавать

многочисленные варианты орнамента. Вот как писал о «строчке» С.К. Маковский: «Простейший рисунок, из которого и получились остальные типичные элементы узоров, представляет собой две пары параллельных полосок накрест и называется «простой еленец», вероятно, от сходства с перекрещенными ветками ели. Части этой фигуры в различных сочетаниях дают «поленца», «рогатый еленец», «пальцы» (или «локти»), «гребенку».

Очень распространен узор, имеющий общие очертания крепостной стены, называемый «Москва»; квадрат более или менее сложной ар­хитектуры — «месяц», группы кружков — «маковки» (или «котелки»)».

Основным мотивом смоленской вышивки и ткачества является геометрический орнамент, а ведущей его фигурой — ромб. Известный исследователь Б.А. Рыбаков, подтверждая этот факт, говорил, что самая ранняя вещь с ромбом была обнаружена в Кривичском кургане VI—VII вв. недалеко от города Ярцева Смоленской области.

Существовала и другая техника — «настебка» или «навыколка», при которой ткань не разреживалась выдергиванием нитей, а вышивка наносилась поверху, и ею имитировался тот же узор, который был близок «строчке». Для такой вышивки применялась тонкая нить, и вышивка получалась сходной с паутинкой. Вышивались цепочки зубцов и «баранчики».

Третий способ, применяемый в талашкинских мастерских, — это «настил» или «набор». Цветные нитки по счету накладывались на поверхность холста Выполнялся узор в виде зубцов — выступов в сочетании нескольких цветов на льне.

В глубь веков уходит история льна Смоленской области. Его возделывали в IX в. Сохранились легенды о том, как в Древней Руси в верховьях Днепра и Волги появились лодки князя Олега и увезли отсюда тюки добротного льняного полотна. Остатки льняных тканей, обнаруженные на городищах области, также говорят о том, что здесь с древности занимались ткачеством. Льняная одежда была для населения повседневной, за исключением знати, пользовавшейся ею меньше. Среди ремесел ХП в. известно производство скатертей, платков, полотна, рыболовных снастей. В грамоте 1150 года, данной смоленским князем Ростиславом Мстиславичем епископу Мануилу, упоминаются в качестве податей льняные изделия, обшитые кружевами.

В 1159 году из Смоленска был направлен послом в Киев Иван-ручечник — специалист по изготовлению полотенец. В смоленской народной вышивке обычно употребляли белый холст, частично затканный красными полосами. В вышивке ведущим цветом был также красный, ему подчинялись желтый и синий. Вся вышивка строилась на контрасте цветов. Других сочетаний почти не встречалось. Различие узоров достигалось более или менее активным тоном и вариациями геометрического орнамента.

Талашкинская вышивка. Историческая справка.

Мария Клавдиевна Тенишева (1867—1928) — известный русский коллекционер, собиратель предметов народного искусства. Она получила блестящее музыкальное и художественное образование и выбрала главным своим делом просветительство. Ею было создано училище ре­месленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с художником И.Е. Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей и, наконец, открыта сельскохозяйственная школа во Флёнове (близ Талашкина). Она представляла русское искусство на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. М.К. Тенишева была замечательным художником-эмальером. Ее работы в технике эмали получили всемирное признание, она написала диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация». Как художник, собиратель и исследователь искусства, М.К. Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий. Она ставила задачу возрождения традиционной художественной народной культуры как живительной жизнетворчес-кой силы. М.К. Тенишева открыла в Талашкине «Скрыню» — первый на Смоленщине музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства, полагая, что наличие такого музея вблизи школы облагородит вкус учащихся и пробудит генетическую память. Можно предположить, что М.К. Тенишева сознательно внедряла в своей школе этнопедагогику, как самый эффективный способ воспитания творческих, созидательных личностей. Она отмечала, что «трудно было привить в деревенской школе, среди крестьянских детей, первые задатки художественного вкуса, приучить к вышиванию девочек, приохотить к урокам музыки мальчиков, но, однако, все очень привилось впоследствии».