Междометная теория. Восходит к учению эпикурейцев (IV – III вв. до н.э.). сущность её в том, что язык будто бы возник из естественной потребности людей выражать в звуках свои чувства, эмоции, ощущения. Сторонником эмоционального происхождения языка в XVIII в. был французский просветитель Ж..-Ж. Руссо, который утверждал, что «страсти вызвали первые звуки голоса». Междометия считались первичными словами человека, позже преобразовавшимися в слова-названия. В междометной теории не учитывалось роль труда, язык рассматривался только как средство выражения эмоций, т.е. в отрыве от мышления, значение междометий в языке явно переоценивалось.
Социальные теории. Теория общественного договора трактует язык как сознательное изобретение первобытных людей. Её сторонники (Ж..-Ж. Руссо, А. Смит0 считали, что общественная необходимость побудила людей договориться о едином словоупотреблении. Однако как могла у древних людей возникнуть мысль о договоре, если самого языка ещё не было, так же, как и сознания? В силу того, что допускается существование разума до языка и вне языка, а также возможность договориться о языке без языка, эту теорию нельзя признать верной.
Теория трудовых команд возникла в XIX в. как социальный вариант междометной теории в работах немецких историков Л. Нуаре и К. Бюхера. Её суть в том, что своим происхождением язык обязан коллективному труду, в процессе которого возникают рефлекторные междометные выкрики, ритмизирующие и облегчающие труд и постепенно превращающиеся в символы трудовых процессов. Язык же рассматривается не как основное средство общения и выражения мысли, а лишь как эмоциональное средство, сопутствующее труду.
Эволюционная теория связывает возникновение языка с развитием чувств и разума человека, поскольку язык заложен в самой человеческой природе и являет собой «беспрерывную деятельность духа» (В. Гумбольт). Тем самым признаётся саморазвитие языка как внутренней потребности человека по мере развития мышления и общества. Однако чем было обусловлено становление разума, как именно этот дар человеческой природы реализовался, и благодаря чему люди начали говорить, в теории не объясняется.
Теория происхождения языка из жестов была выдвинута Л. Гейером и В. Вундтом в XIX в., в XX в. её поддержал Н.Я. Марр. Сущность этой теории в том, что звуковому языку предшествовал язык жестов, распространённый среди касты жрецов, шаманов, где первоначально и возникла речь. Помимо того, что возникновение языка рассматривалось с классовых позиций, хотя он и имеет надклассовый характер, предполагалось существование особого языка жестов, что не находит никакого подтверждения. Жесты, наоборот, выступают вторичным средством общения при наличии звукового языка, т.к. не выражают понятий, и могут лишь в ряде случаев сопровождать речевые акты.
Материалистический подход к данной проблеме нашёл своё выражение в концепции социальной теории происхождения языка, выдвинутой Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Среди факторов, обусловивших зарождение человеческой речи, Энгельс выделил труд как «первое основное условие всей человеческой жизни», также он связал происхождение языка с происхождением человека. Для очеловечивания обезьяны, для развития мышления и речи необходимы соответствующие биологические и социальные предпосылки. К биологическим предпосылкам относятся: а) высокий уровень организации общности обезьян, которые вели стадный образ жизни; б) связанная с высвобождением передних конечностей, выработка прямохождения; в) регулярное использование орудий труда как результат развития; г) производство искусственных орудий труда как фактор, выделивший человека из среды его животных предков. Социальные предпосылки: а) трудовая деятельность с самого начала носила общественный характер и вследствие этого содействовала более тесному сплочению коллектива; б) в процессе труда для согласования своих действий у людей возникла потребность в общении. Физиологической базой для членораздельной человеческой речи стал набор нечленораздельных звуков, сигналов у обезьян. Органы дыхательного и жевательного аппарата постепенно, в течение долгого времени претерпевали преобразование в органы речи, приобретали дополнительную социальную нагрузку. Развитие речевого аппарата сопровождалось совершенствованием головного мозга, становлением мышления. Мышление же было необходимой предпосылкой развитию труда и языка как средства общения. Таким образом, труд, язык и мысль формировались и развивались в единстве и взаимодействии друг с другом. До сих пор это главный стимул прогресса человеческого общества. В работе Энгельса об этом говорится так: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явилась двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг… Развитие мозга и подчинённых ему чувств, всё более и более проясняющегося сознания, способность к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и язык, давая обоим всё новые и новые толчки к дальнейшему развитию».
Естественнонаучным обоснованием этой теории является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах, раскрывающее физиологическую основу мышления и речи.
РЕФЕРИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРАЫ ПО ТЕМЕ
1. На основе конспекта статьи А. Шлейхера «Теории Дарвина в применении к науке о языке» (5, с. 116-122) охарактеризуйте предложенную автором концепцию разделения и подразделения в области языкознания.
2. Подготовьте сообщение по материалам работы Р. Раска «Исследование в области древнесеверного языка, или происхождение исландского языка» (5, с. 40-52).
3. Прореферируйте статью В. Вундта «Проблемы психологии народов» (5, с. 170-174) и сформулируйте основные точки зрения по этому вопросу.
4. Используя материалы статьи Ширяевой Г.Ф. «Урок на тему «Жесты и мимика как невербальные средства общения» (Русский язык в школе, 1992 - № 1), сделайте вывод о научной самостоятельности теории Н.Я. Марра о происхождении языка из жестов.
ВОПРОСЫ К ТЕМЕ
1. Как соотносятся между собой проблема происхождения языка и вопрос о происхождении конкретных языков? Как связаны между собой происхождение человека, человеческого общества и языка? Как происходило формирование современного человека? (1, с. 164-169; 3, с. 465-473).
2. Какие два подхода к решению вопроса о происхождении языка вам известны? Как, с каких позиций они объясняют происхождение языка? Что вы знаете о роли жестов и пантомимы при возникновении человеческой речи? (3, с. 33-38, 10, с. 53).
3. Охарактеризуйте известные вам индивидуалистические теории происхождения языка. Какие их сильные и слабые стороны вы можете выделить? Что в этих теориях общего и чем они отличаются друг от друга?
4. В чём, на ваш взгляд, преимущество так называемых социальных теорий по сравнению с индивидуалистическими теориями?
5. Дайте характеристику теории общественного договора, проанализируйте её достоинства и недостатки.
6. Как решала проблему происхождения языка теория трудовых выкриков?
7. В чём заключается антиисторизм теории происхождения языка из жестов? (1, с. 164-169; 3, 458-464).
8. Раскройте основные положения материалистического учения о происхождении языка. Назовите важнейшие социальные и биологические предпосылки возникновения языка. Какой была первоначальная человеческая речь? (3, с. 469-473)
9. По работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» расскажите об основных этапах формирования человеческого общества и языка.
Тема: «ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ»
ТЕРМИНОЛОГИЯ ТЕМЫ
· Развитие языка
· Живые языки
· Мёртвые языки
· Законы развития языка (общие и частные)
· Закон эволюционного изменения
· Закон неравномерного развития разных ярусов языковой структуры
· Закон изменения по аналогии
· Дифференциация языков
· Интеграция языков
· Сосуществование
· Смешение
· Скрещивание
· Субстрат
· Суперстрат
· Язык-основа
· Диалект
· Национальные языки
· Литературный язык
ПРОБЛЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ
· Проблема внутренних законов развития языка
· Вопрос о видах взаимодействия языков
· Вопрос об этапах исторического развития языков
КОММЕНТАРИЙ К ТЕМЕ
Существуя в обществе и для нужд общества, язык и развивается вместе с ним. Развитие языка есть приспособление его к новым общественно-историческим условиям. Язык прекращает своё развитие и становится мёртвым, если утрачивает коммуникативную функцию. Некоторые мёртвые языки функционируют в узких сферах, таких, как научная (латинский язык), религиозная (церковнославянский язык). Законы развития языка не создаются самой историей, однако история служит общим стимулом языкового развития. И язык не является зеркальным отражением событий истории: взаимодействие истории и языка является опосредованным. Поэтому изучить и понять законы развития языка можно лишь при условии тесной связи с историей его носителей.
При решении вопроса, как развивается язык, восторжествовал взгляд на язык как на социальное явление (В. Гумбольдт, Я Гримм). Но это вовсе не означает, что развитие языка происходит по законам общества. В последней четверти XIX в. немецкими маладограмматиками (Пауль, Бругман) было введено понятие языкового закона. Иными словами, язык развивается по своим, совершенно особым законам, которые имеют объективный характер: их действие не зависит от воли и желания отдельно взятых личностей. Вот как об этом писал В.Г. Белинский: «Создать язык невозможно, ибо его творит народ, филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нём сообразно с сими законами». Таким образом, задача науки – своевременно обнаруживать новые тенденции и закономерности развития языка.