Стены старой биржи безжалостно точила Нева. Тома де Томон составил проект ансамбля, по которому на Стрелке воздвигалась новая биржа и ростральные колонны. У реки
отвоевали целых 123 метра. И победоносно установили в 1810 г. на образовавшейся площади две колонны-маяка. В первую очередь они были призваны служить ориентиром для кораблей - у Стрелки долгое время находился порт. К тому же стали символом могущества и триумфа строителей города; колонны украсили искусственными рострами (носовой частью кораблей). Еще Рим возводил в честь победы над Карфагеном колонны с встроенными носовыми частями вражеских судов. Распространено мнение, что четыре скульптуры у подножия маяков - окаменевшие образы Невы, Волги, Днепра и Волхова. Документальных доказательств тому нет. Но доподлинно известно, что Тома де Томон толковал скульптуры так: "База каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции". Вполне логично, ведь и биржа и порт нуждались в покровительстве небесных сил. Вологодский батрак Самсон Суханов, установивший колонны Казанского собора, и здесь пригодился городу. Это он отодвинул реку и умело изваял скульптуры из пудожского известняка.Первый слон проявился в нашем городе в апреле 1714 г. - подарок персидского шаха императору Петру. Слон вскоре умер - содержали его плохо. Но за ним последовали другие. Посему в 1736 г. был построен Слоновый двор на Фонтанке, около Летнего дворца Елизаветы Петровны.
Через несколько лет двор состоял
уже из трех амбаров, в которых проживали четырнадцать слонов. К их прибытию, заменили сгнившую настилку на Аничковом мосте. Починили мосты через Мойку. Напротив Слонового двора была устроена Слоновая площадь - для выгула персидских "подарков". Специальная комиссия поручила архитекторам Земцову и Шумахеру "всем слонам ради купания сделать в реку скатом удобный мост". Довольные "здоровой и мягкой водой" животные оглашали город оглушительным ревом. Горожане крестились. Испугались еще больше, когда Слоновый двор перевели на угол Невского и Лиговского каналов. На корм каждого слона в год употреблялось 1 500 кг сухого тростника, 136 пудов пшена сорочинсного, 365 пудов муки пшеничной. Сахар, корицу, мускатные орехи, соль и шафран гиганты запивали вином и водкой лучшего качества. Последнее - в качестве профилактики.Все рассмотренные нами в предыдущих параграфах особенности Петербурга, его имя, мифы, образы, архитектура, природа - абсолютно все находит свое выражение в петербургском тексте русской литературы.
Подобный, достаточно подробный анализ петербургского текста русской культуры видится нам необходимым на пути изучения петербургского текста любого художника слова, так как "душа" города открывается нам не только посредством рефлексии лирического героя и воспоминаний писателей и поэтов, но и посредством интертекстуальных данных.
Заключение
Город – один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд.
Для изучения город – самый конкретный культурно-исторический организм. Мы воспринимаем его в связи с природой, которая кладет свой отпечаток, город доступен нам не только в частях, во фрагментах, как каждый исторический памятник, но во всей своей цельности; наконец, он не только прошлое, он живет с нами своей современной жизнью, будет жить и после нас, служа приютом и поприщем деятельности наших потомков.
Как же научиться понимать язык города? Как вступить с ним в беседу? Как подойти к городу, чтобы раскрылась его душа?
История народа, история страны и, в частности, история города есть одно из удивительнейших произведений искусства неведомого нам Творца, великодушно предоставляющего нам возможность стать Его соавтором. Каждый может убедиться в том, что подлинная история обладает всеми свойствами и качествами подлинного художественного произведения. Все художественные произведения, кроме частично или полностью утраченных, имеют начало и конец. Конец – это та точка истории, когда все начинается сначала! Таким образом, "выехав из Санкт–Петербурга, проскочив Остроград, проехав Ленинград и въехав в Санкт–Петербург", мы получаем завершенный исторический сюжет. Можно думать, что город находится на границе своей гибели, но возможно это новый виток его истории, начало новой жизни.
Использованная литература
1. Анциферов Н. Книга о городе. Л., 1926.
2. Берберова Н. Курсив мой. М., 1996.
3. Моисеев В.И. Семиотический процесс в неживой природе, 1999.
4. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте. М., 1981. С. 53-58.
5. Лингвистический энциклопедический словарь.
6. http://doklad.ru/monika/doklad/view/zip-2911.html
7. http://www.sanktpeterburg.ru/sp/sp.html