Попробовав свои силы в создании пары пробных документов, можно перейти и к более серьезным проектам. Последняя версия пакета, Publisher 2002, знакомит пользователя с управлением цветом, поддерживает пробную печать с разделением цветоканалов и многое другое. Спектр форматов для экспорта набранного документа также впечатляет. Вместе с тем цена на программу не идет ни в какое сравнение со стоимостью профессиональных систем — чуть больше $100 против обычных 600–900.
Adobe Systems Inc.: Adobe PageMaker 6.5
В нацеленной в будущее настольной издательской системе Adobe PageMaker 6.5 по сравнению с предыдущими версиями сделаны значительные изменения, направленные на совершенствование электронных публикаций, полноцветной печати и автоматизированной компоновки страниц. В этой версии пакета Adobe PageMaker (цена, рекомендуемая изготовителем, 895 долл.) появились существенно улучшенные средства компоновки страниц, в том числе окна, слои и автоматические настройки. Новая функциональность способствует углублению жесткого соперничества с пакетом QuarkXPress и принесла программе PageMaker наше отличие «Редакция советует» в категории НИС.Кадры PageMaker могут содержать текст или графику. Они наделены такими функциями, как вертикальное выравнивание и возможность подготовки оригинал-макета с метками-заполнителями. Любой нарисованный в PageMaker объект можно преобразовать в кадр. А связи между кадрами предоставляют в распоряжение пользователя более мощное средство управления прерывистым текстом.
Организационные методы, позаимствованные из программ подготовки иллюстраций, позволяют использовать в PageMaker множественные слои и несколько эталонных страниц. Динамическая связь между палитрой слоев и объектами в публикации дает возможность очень просто управлять сложными макетами. Например, при выборе элемента его объектные дескрипторы отображаются тем же цветом, который используется для идентификации соответствующего слоя. Еще более привлекательно то обстоятельство, что для перемещения объекта в другой слой достаточно переместить пиктограмму объекта с помощью мыши из текущего слоя в целевой слой палитры. А поскольку слои можно включать или выключать во время вывода на печать, можно получить разные версии документа. Тем не менее эту возможность не следует смешивать с действительно условным выводом текста, реализованным в пакетах FrameMaker или Ventura.
Новая функция настройки макета страницы особенно впечатляет. С помощью этой автоматизированной функции можно изменять размеры и положение элементов всякий раз при изменении пространственной ориентации и размера страницы публикации или при переходе к новой эталонной странице. Если вы применяете глубокоструктурированные макеты, то с помощью данной функции можно легко преобразовать страничные печатные документы в экранный макет с горизонтальной компоновкой для публикации в Web.
Программа PageMaker уверенно справилась со всеми нашими тестами. В действительности она была единственной в нашем обзоре, предусматривающей работу с изображениями CIE Lab — незаменимое качество для тех, кто собирается выполнять цветоделение HIFI или Hexachrome. Применение специального эффекта к импортированному растровому изображению в PageMaker также не вызвало трудностей благодаря внешним модулям Photoshop, доступ к которым можно получить из публикации. Превосходными оказались результаты PageMaker на нашем тесте разделения процессов, в ходе которого программой был сформирован самый эффективный файл PostScript за самый короткий промежуток времени.
В пакете PageMaker не появилось крупных изменений по сравнению с предыдущими версиями. Например, базовый механизм верстки страниц не был модернизирован. Поэтому для получения таких типографских эффектов, как буквицы и нумерованные списки, по-прежнему приходится пользоваться внешними модулями. Они эффективны, но работают медленнее и не столь элегантны, как настоящие форматы абзацев.
Кроме того, в среде PageMaker все еще нельзя редактировать таблицы кернинга, а эталонные страницы по-прежнему рассматриваются как статический фон — что делает невозможным изменение компоновки эталонного макета на ходу при верстке отдельной полосы. Внешняя утилита редактирования таблиц, унаследованная от версии 3.0, выглядит устарелой. Функции для работы с целыми документами по большей части сосредоточены в родственной (по отношению к PageMaker) программе FrameMaker. Имеющиеся в программе PageMaker функции — среди которых компилирование книг, составление оглавлений и предметных указателей — изначально ограниченны, но чрезвычайно просты в использовании «мастер» Web
Производительность программы PageMaker при выполнении части нашего сценария, посвященной электронным публикациям, была хорошей. В новой палитре гиперсвязей показаны как источник, так и адресат связи. Можно отказаться от утомительной процедуры ввода указателей URL с клавиатуры, выбрав их из браузера или импортировав из текста HTML. Переключение в легкодоступный режим предварительного просмотра поможет эффективно проверить корректность гиперсвязей. Средства экспорта HTML не столь хороши. Например, вам не удастся вывести файл, содержащий книгу, в формате HTML. В результате в процессе генерации документов HTML распознаются лишь явно обозначенные гиперсвязи (но не элементы оглавлений или предметных указателей). Мы начислили пакету PageMaker несколько дополнительных баллов за попытку дублировать многоколоночный макет полосы с использованием таблиц HTML.
Фирма Adobe усовершенствовала интерфейс PageMaker, введя в него палитры с закладками и экранные аббревиатуры, вызываемые нажатием на правую клавишу мыши. Включаемые в комплект поставки программы Distiller 3.0, Adobe Type Manager 4.0, Photoshop LE, Type on Call, Adobe Table и преобразователь документов QuarkXPress не просто украшения, но настоящие рабочие инструменты.
До тех пор пока базовые типографские функции PageMaker не будут усовершенствованы, этот пакет вряд ли завоюет симпатии непоколебимых сторонников программы QuarkXPress. Однако перед притягательной силой новых средств компоновки и добротных функций публикации электронных документов устоять будет трудно. Adobe PageMaker 6.5 — программа, способная удовлетворить нужды большинства специалистов, работающих над традиционными публикациями, в ней также предвосхищены запросы большинства издателей электронных публикаций.
Adobe InDesign 2.0
Итак, компания Adobe поддерживает на сегодняшний день две конкурирующие между собой настольные издательские системы — PageMaker и InDesign. В чем загадка такого положения дел? При более детальном знакомстве с представителями обоих пакетов ответ напрашивается сам собой. Линейку PageMaker искусственно не закрывают потому, что огромное число профессионалов продолжают использовать эти программы, да и издательский процесс целых компаний зачастую сосредоточен вокруг них. Обратная совместимость программных продуктов — слишком существенный рыночный фактор, чтобы выступать в маркетинговых расчетах Adobe наравне с качественными оценками сравнительных возможностей InDesign и PageMaker. В том же случае, когда преемственность не играет большой роли или же пользователь вообще не имеет опыта работы с программами верстки, его выбор очевиден. Тем более что с самого начала InDesign позиционировалась ни много ни мало, как «убийца QuarkXPress». Первой версии пакета выполнить поставленную задачу не удалось, зато у второй есть все шансы «догнать и перегнать Америку». Точнее, Швейцарию, если вспомнить, откуда родом Quark Inc.Вопреки впечатлению от первой версии Adobe InDesign 2.0 оказался более чем серьезным пакетом, оптимизированным под верстку документов самого широкого профиля, от одностраничных буклетов до толстых книг. Им в полной мере поддерживается полноцветная печать (доброе наследие PageMaker!), здесь также появились новые инструменты для обогащения визуального восприятия обрабатываемых материалов и упрощения труда дизайнера. В InDesign 2.0 гармонично сочетаются классические и инновационные средства. Например, пользователь может создавать и позиционировать кадры вручную в том случае, когда ему точно известны их размеры. Но гораздо проще доверить выполнение этой операции программе. Или же взять такой инструмент, как таблицы: пакет не ограничивается простым внедрением их в документ, а позволяет автоматически форматировать импортируемые данные из самых разнообразных структурированных источников вплоть до баз данных.
Что касается подготовки Интернет-публикаций, то здесь Adobe InDesign 2.0 если и не обгоняет Quark, то по крайней мере нисколько не отстает. Хотя динамика пользователю пакета будет недоступна, статические HTML-страницы выходят довольно хорошо, практически не теряя сходства с оригиналом. Опять-таки повторим: издательские системы никогда не заменят собой специализированных web-редакторов. Основная их задача заключается в том, чтобы создать максимально близкий к исходному электронный документ, не привязанный к какой-либо отдельной платформе и воспроизводящийся широким спектром устройств. InDesign 2.0 умеет экспортировать проект в формат XML, что и является залогом подобной универсальности.
Если говорить об «изюминках» программы, то наиболее интересными возможностями Adobe InDesign 2.0 являются, пожалуй, работа со шрифтами и поддержка прозрачности. Шрифты всегда были одной из сильных сторон продуктов Adobe, и в настоящем пакете был не только воплощен аккумулированный опыт последних полутора десятков лет, но и внедрено несколько инноваций, например кодировка Unicode, которой так не хватало предыдущему поколению издательских систем. Прозрачность же перекочевала в InDesign 2.0 из графических редакторов, она позволяет создавать такие эффекты, как размытость, отбрасывание тени и т. п., причем за основу можно брать не только геометрические примитивы и растровые изображения, но и любой объект, включая текст. Конечно, прозрачность — капризный и сложный инструмент, требующий опыта не только дизайнера, но и печатника. Не все, что выглядит красиво на экране, останется таким же и на бумаге, поэтому слишком увлекаться эффектами все же не стоит.