Завершая параграф, автор показывает, что для Юнгеля хайдеггеровское мышление является провоцирующим в том смысле, что оно провоцирует теологию быть теологией – и ничем иным. Хайдеггер отсылает теологию к ее собственной сущности и исходной задаче – именованию Бога.
В параграфе 3.5. «Ничто и опыт отсутствия Бога в православном апофатическом богословии» выявляются ключевые моменты в диалоге православной мысли с философией Хайдеггера. Отмечается, что определенное воздействие хайдеггеровского философствования можно обнаружить в учении В.Н.Лосского о личности, онтологические импликации присутствуют в трудах митрополита Иоанна (Зизиуласа), но непосредственное сопоставление опыта восточных Отцов церкви и мышления Хайдеггера мы встречаем в работах греческого богослова Христоса Яннараса. Исследование работ Яннараса обнаруживает сближение хайдеггеровского анализа феномена нигилизма и чистого апофатизма Ареопагитик и Максима Исповедника. В хайдеггеровском истолковании ничто Яннарас подчеркивает важность фундаментального различия между сущим и бытием, при котором ничто, не отождествляемое с небытием, оказывается необходимой предпосылкой для того, чтобы вопрос о бытии остался открытым. Это, по мнению Яннараса, указывает на близость Хайдеггера к восточной апофатической теологии, где Бог познается как «изъятый из всего сущего», «ничто из несуществующего и ничто из существующего».
Указывая на возможности, открытые хайдеггеровской философией для теологии, пытающейся преодолеть объективирующий язык силлогистических утверждений и мифологических символов, Яннарас замечает, что и в посылках, и в выводах мысль Хайдеггера радикально отличается от апофатизма Ареопагитик. Причину этого Яннарас видит в том, что для Хайдеггера «единственно христианским» был подход, который выработала западная метафизика, противопоставляющая тварную и преходящую сущность человека нетварной и непреходящей сущности Бога (без малейшего намека на общий Богу и человеку способ бытия). Как показывает автор, позиция Яннараса сочетает в себе как открытость к диалогу с Хайдеггером, так и серьезную критику. Называя Хайдеггера «последним мистиком “сущности” на Западе», Яннарас, тем не менее, заявляет, что именно его философия вывела западноевропейскую мысль из тупика опредмечивания истины в интеллектуальных дефинициях. Для Яннараса решение проблемы богопознания, и тип онтологии зависят от того, принимаем мы или отвергаем различие между сущностью и энергией. Принятие означает понимание истины как личностного отношения, познание Бога как «личностного проявления», «экстатической самоотдачи эротической благости». Вне этого взаимного эротического отношения Бог есть отсутствие. Именно переживание отсутствия Бога становится в конечном итоге финалом западной метафизики сущности, к «конечным продуктам» которой отнесена онтология Хайдеггера.
Автор приходит к выводу о том, что работы Яннараса предельно ясно выражают потребность религиозного мыслителя освободиться от рационально-онтического содержания христианской метафизики. Сам способ интерпретации хайдеггеровской мысли показывает, что хайдеггеровский язык описания бытия и вот-бытия действительно с легкостью провоцирует параллели с религиозной апофатикой (православной или, например, дзен-буддистской). Эти сближения не лишены оснований, но параллели, между хайдеггеровским описанием бытия в его различии с сущим и апофатическим познанием Бога как не являющегося ничем из существующего, приводят Яннараса к сомнительному сближению понятий Бога и бытия, против которого Хайдеггер настойчиво возражал, отмечая, что если бы он занимался теологией, то вообще обошелся бы без понятия «бытие».
В Заключении проводится итоговое сопоставление основных результатов исследования. Выявляется несколько этапов в развитии хайдеггеровских представлений о соотношении философии и теологии, понятий бытия и Бога.
Выделяется также несколько основных направлений рецепции хайдеггеровских идей в христианской теологии: применение отдельных понятий фундаментальной онтологии, при котором выносятся за скобки существенные изменения, вносимые благодаря перенесению онтологических категорий в богословский контекст; интерпретация бытийно-исторического мышления Хайдеггера как возможного основания для постметафизического богословия; использование феноменологического метода Хайдеггера.
Также намечаются перспективы дальнейшего развития основных направлений диссертационного исследования, обсуждаются возможности расширения и в то же время углубления проблематики, обсуждаемой в представленной работе.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора
(приводятся в обратном хронологическом порядке):
Монография:
1. Коначева С.А. Бытие. Священное. Бог: Хайдеггер и философская теология ХХ века. М.: РГГУ, 2010. – 352 с. (16 п.л.)
Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть представлены основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени доктора наук:
1. Коначева С.А. Истина бытия и исторический опыт божественного в философии позднего Хайдеггера // Эпистемология&Философия науки. Москва, 2010. – Т. ХХIII, №1. – C. 173 – 188. (1 п.л.)
2. Коначева С.А. Имманентность и трансцендентность Бога в диалектическом теизме Джона Маккуорри // Религиоведение. – Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2010. – №1. – С.90 – 101. (1 п.л.)
3. Коначева С.А. Из разговора о бытии. Между метафизиком и вопрошающим (Мартин Хайдеггер и Карл Ранер) // Вестник Томского государственного университета. – Томск: Изд-во ТГУ, 2010. – № 331 (февраль 2010). – С. 35 – 42. (1 п.л.)
4. Коначева С.А. Бытийно-историческое мышление позднего Хайдеггера и христианская теология: проблема соответствия // Вестник РГГУ. – Сер. «Философия». – М.: ИЦ РГГУ, 2010. – № 13/10 – С. 139 – 154. (1 п.л.)
5. Коначева С.А. Фундаментальная и региональная онтология: соотношение философии и теологии в экзистенциальной аналитике М.Хайдеггера // Вестник РГГУ. – Сер. «Философия». – М.: ИЦ РГГУ, 2009. – № 12/09 (сентябрь). – С. 136 – 148. (0,8 п.л.)
6. Коначева С.А. Теология отсутствия и теология непознаваемости Бога // Религиоведение. – Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2008. – №4. – С.79 – 88. (0,7 п.л.)
7. Коначева С.А. «Бог отвечающий молчанию»: интерпретация философии М.Хайдеггера в христианской теологии второй половины ХХ века // Вестник РГГУ. – Сер. «Философия». – М.: ИЦ РГГУ, 2008. – № 7/08 . – С. 99 – 115. (0,7 п.л.)
8. Коначева С.А. Бог как тайна мира: либеральная и диалектическая интерпретация // Вестник РГГУ. – Сер. «Философия». – М.: ИЦ РГГУ, 2007. – № 2-3/07 . – С. 329 – 332. (0,3 п.л.)
9. Коначева С.А., Филатов В.П., Бубнов А.Ю., Забияко А.П. Обсуждаем статью «Религиозный опыт» // Эпистемология&Философия науки. Москва, 2006. – Т.VII, №2. – C. 159 – 164. (1,5/0,4 п.л.)
статьи и доклады, опубликованные в прочих изданиях:
1. Коначева С.А. О теологических истоках фундаментальной онтологии М.Хайдеггера // Ценностный дискурс в науках и теологии. – М.: ИФ РАН, 2009. – С. 267 –284. (1 п.л.)
2. Коначева С.А. К вопросу о возможности философской теологии: экзистенциальная интерпретация // Национальное своеобразие в философии. Материалы межвузовской конференции./ Отв. ред. А.Н.Круглов. – М.: Изд-во РГГУ, 2009. – С. 64 –73. (0,5 п.л.)
3. Коначева С.А. Интерпретация кантовской теории истины в трансцендентальном томизме (на укр. языке) // Філософська думка. – Киев, 2008. – № 6. – С. 84 –93. (0,7 п.л.)
4. Коначева С.А. В поисках потерянных истоков: проблема истины у позднего Хайдеггера и Б.Вельте // Неклассическая философская мысль: история и современность. Материалы межвузовской конференции./ Отв. ред. А.И.Алешин. – М.: Изд-во РГГУ, 2008. – С. 54 –61. (0,5 п.л.)
5. Коначева С.А. Феноменология и теология в ранних работах Хайдеггера // Ежегодник по феноменологической философии. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2008. – №1.– С. 80 – 103. (1,2 п.л.)
6. Коначева С.А. Философская и теологическая герменевтика // История философии и герменевтика –II. Материалы межвузовской конференции./ Отв. ред. А.И.Алешин. –М.: . – М.: Изд-во РГГУ, 2007. – С. 38 – 45. (0,5 п.л.)
7. Коначева С.А. Экзистенциальная интерпретация новозаветного провозвестия в керигматической теологии Р.Бультмана // Δόξα / Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології. Вип. 10. – Одеса: ОНУ ім. І. І. Мечникова, 2007.– С. 174 – 182. (0,5 п.л.)
8. Коначева С.А. Б.Вельте: философия в поисках «следов вечного» // Философская традиция как понятие и предмет историко-философской науки. Материалы межвузовской конференции./ Отв. ред. А.И.Алешин. – М.: . – М.: Изд-во РГГУ, 2006. – С. 41 – 46. (0,5 п.л.)
9. Коначева С.А. «Нигилизм» философского и богословского апофатизма: интерпретация философии Хайдеггера в работах Х.Яннараса // Δόξα / Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології. Вип. 8. Грецька традиція в сучасній культурі.– Одеса: ОНУ ім. І. І. Мечникова, 2005. – С. 63 – 70. (0,7 п.л.)
10. Коначева С.А. Феноменология и теология у раннего Хайдеггера (на англ.яз.) // Россия и феноменологическая традиция. Материалы международной конференции. – СПб.: Санкт-Петербургская Высшая религиозно-философская школа, 2005. – С. 64 –71. (0,5 п.л.)
11. Коначева С.А. Апофатизм личности и апофатизм сущности // Взаимодействие традиций отечественной и западной философии. Материалы межвузовской конференции./ Отв. ред. А.И.Алешин. – М.: Изд-во РГГУ, 2005. – С. 75 –81. (0,5 п.л.)
12. Коначева С.А. Интерпретация кантовского транцендентализма в неосхоластике // Философия Канта и современность. Материалы межвузовской конференции./ Отв. ред. А.И.Алешин. – М.: Изд-во РГГУ, 2004. – С. 41 –48. (0,5 п.л.)
13. Коначева С.А. Проблема демифологизации в теологии Р.Бультманна и экзистенциальная аналитика М.Хайдеггера // Бренное и вечное: Образы мифа в пространствах современного мира: Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию философского факультета Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – Вел.Новгород : НовГУ, 2004. – С. 39 –48. (0,7 п.л.)