Смекни!
smekni.com

Хайдеггер и философская теология ХХ века (стр. 2 из 12)

а) Теологический диалог с мыслью Хайдеггера начался вскоре после выхода в свет «Бытия и времени» и продолжался вплоть до конца ХХ века. У истоков этого диалога стояли Эрих Пшивара и Рудольф Бультман, определившие два направления теологического восприятия мысли Хайдеггера. Пшивара акцентировал различия между хайдеггеровской экзистенциальной аналитикой и христианской теологией. Бультман, напротив, был максимально открыт диалогу с Хайдеггером, поскольку для него экспликация веры, которую осуществляет теология, объединяющая в себе науку и провозвестие, основана на философии.

Первое направление преобладает до начала 1940-х годов, к нему принадлежат К. Левит и Э. Брунер (с протестантской стороны), и Э.Пшивара и А.Делп – с католической. Всех этих авторов объединяют определенные предпосылки в подходе к Хайдеггеру, наиболее явно выраженные в работе Делпа, который видит в «Бытии и времени» «гимн трагической экзистенции» и радикально противопоставляет его христианскому видению человека. В католической теологии в начале 1940-х годов появляются работы Карла Ранера и Ханса Урса фон Бальтазара, в которых намечаются некоторые возможности обновления метафизики через диалог с философией Хайдеггера.

В 1950-е годы выходят работы двух наиболее последовательных сторонников диалога с Хайдеггером – англиканского теолога Джона Маккуорри и ученика Барта Генриха Отта. Работа Г.Отта «Мышление и бытие» (1959) на многие годы вперед определила круг дискуссий о возможной рецепции Хайдеггера в теологии: статьи американских и немецких теологов, объединенные в сборник «Поздний Хайдеггер и теология» (1964), несколько встреч «старых марбуржцев» (в том числе и с участием Хайдеггера), ряд богословских конференций 1960-х годов были посвящены обсуждению того пути развития теологии («хайдеггеровской» или «хайдеггерианской»), который был предложен Г.Оттом.

В январе 1967 г. вышел в свет сборник под редакцией Герхарда Ноллера «Хайдеггер и теология», в котором двенадцать протестантских авторов (Э.Бруннер, К.Хайм, Г.Кульманн, Р.Бультман и др.) размышляли о путях собеседования с Хайдеггером.

В 1970-1980-е годы в теологической мысли интерес к Хайдеггеру снижается. Можно назвать несколько статей Эберхарда Юнгеля, считающего Хайдеггера «провоцирующим мыслителем», побуждающим теологию быть теологией, и работы одного из самых ярких католических теологов второй половины ХХ века Бернарда Вельте. К 100-летию со дня рождения Хайдеггера вышел небольшой сборник «Хайдеггер и христианская вера» (1990), где в центральной статье Вальтера Штрольца акцентировалась нейтральность хайдеггеровской философии по отношению к теологии и христианской вере. В работе доминиканского теолога Фергуса Керра «Бессмертные упования» Хайдеггер, вместе с Айрис Мердок и Витгенштейном отнесен к тем мыслителям ХХ века, собеседование с которыми открывало новые пути развития христианской теологии.

б) Историко-философские исследования хайдеггеровского понимания теологии публикуются с начала 1950-х годов. Среди многочисленных исследовательских трудов можно выделить два основных направления: работы, посвященные проблематике «Хайдеггер и вопрос о Боге», и исследования, разрабатывающие тему «Хайдеггер и теология».

К первым можно отнести работы Вальтера Шульца, Вильгельма Вайшеделя[2], Альфреда Йегера[3], Хельмута Даннера[4], Йозефа Брехткена[5], Перо Бркича[6], Георга Ковача[7], Паолы-Людовики Кориандо[8], Хельмута Хельтинга[9], Бена Веддера[10]. Среди них необходимо выделить исследование А.Йегера, в котором речь идет о «немыслимом Боге» у Хайдеггера, в тесной взаимосвязи с мышлением о бытии и «требованиями ничто», в диалоге с учением о человеческой свободе позднего Шеллинга. Х.Даннер и Х.Хельтинг рассматривают теологическую проблематику в философии Хайдеггера в контексте хайдеггеровских штудий поэзии Гельдерлина. Й.Брехткен и П.-Л.Кориандо сосредотачивают свое внимание на теме «последнего Бога» в бытийно-историческом мышлении. В монографиях П.Бркича и Б.Веддера предпринята попытка целостного рассмотрения теологической проблематики в философии Хайдеггера от студенческих статей до работ 1960-х годов. В 1980 г. во Франции вышел сборник «Хайдеггер и вопрос о Боге»[11], где были опубликованы статьи Дж.О᾽Лири, Ж.Боффре, Ж-Д.Мариона, П.Рикера. Можно также отметить опубликованный в 1990 г. под редакцией Г.Пёлтнера сборник «По следу священного: хайдеггеровский вклад в вопрос о Боге»[12], куда вошли статьи фон Ф.-В. фон Херманна, Э.Кеттеринга, Ф.Федье и др.

Работы Аннемари Гетман-Зиферт[13], Ричарда Шеффлера[14], Матиаса Юнга[15] включают в себя оба направления исследований. Первая часть работы А. Гетман-Зиферт посвящена рассмотрению соотношения философии и теологии в мышлении Хайдеггера, во второй же анализируется рецепция хайдеггеровских построений в протестантском богословии. Р.Шеффлер исследует вопрос о Боге в философии позднего Хайдеггера в контексте учения о мышлении и языке, и представляет обзор путей интерпретации хайдеггеровской философии в католической теологии. М.Юнг вводит третий аспект в рассмотрение темы «Хайдеггер и теология». В первой части своей работы он анализирует влияние теологии на мышление Хайдеггера, во второй – рассматривает хайдеггеровскую позицию по отношению к теологии в ранних работах и в «Бытии и времени», а третья часть посвящена диалогу Хайдеггера и Бультмана. К этой же категории работ можно отнести статьи Х.Франца, Г.-Г.Гадамера, К.Лёвита, опубликованные в сборнике под редакцией О.Пёггелера «Хайдеггер: перспективы интерпретации его работ»[16], и сборник «Хайдеггер и христианская традиция»[17].

Ключевым моментам интерпретации философии Хайдеггера в христианской мысли посвящены работы Г.-В.Иттеля[18], О.Пёггелера [19], В.-Дж.Ричардсона[20], Р.Шеффлера[21].

в) Исследования влияния теологии на формирование философии Хайдеггера появляются в 1960-х годов, при этом особенно интересные публикации возникают после выхода в свет 60-го тома собрания сочинений Хайдеггера, куда вошли его ранние лекционные курсы по средневековой мистике и феноменологии религии. Влияние католической теологии на складывание собственного философствования Хайдеггера прослеживает О. Пёггелер в первых главах своего известного труда «Путь мысли Хайдеггера» (1963). Католические истоки хайдеггеровской философии рассмотрены также в биографических работах Хьюго Отта[22] и Бернарда Каспера[23]. К наиболее фундаментальным исследованиям можно отнести работы Д. Ван Бурена[24] и Т.Кизиля[25], где не только представлен подробный анализ ранних трудов Хайдеггера, но и показана укорененность проекта экзистенциальной аналитики Dasein в хайдеггеровской интерпретации фактичного жизненного опыта раннего христианства. Детальный разбор лекционного курса Хайдеггера «Введение в феноменологию религии» представлен в статье Томаса Шихана[26]. Попытка обнаружить воздействие теологии не только на ранние работы Хайдеггера, но и на всем пути его философствования предпринята в сборнике «Исходное остается будущим…»[27] вышедшим в 1998 г. под редакцией П.-Л.Кориандо. Таким образом, можно заключить, что, несмотря на значительное число работ по данной проблематике, среди них нет целостного исследования, в котором прослеживались бы как вопросы о Боге и священном в философии раннего и позднего Хайдеггера, так и пути рецепции хайдеггеровской мысли в христианской теологии различных конфессий.

Источниковая база исследования состоит из нескольких групп произведений. К первой группе относятся работы Хайдеггера, в которых затрагивается теологическая проблематика. Прежде всего, рассматриваются работы раннего периода: студенческие статьи в журналах «Allgemeine Rundschau» и «Akademiker», диссертация «Учение Дунса Скотта о категориях и значении» (1916), разработки лекционного курса «Философские основания средневековой мистики» (1918/1919), лекционный курс «Введение в феноменологию религии» (1920/1921). Для понимания хайдеггеровского видения теологии в контексте фундаментальной онтологии принципиальное значение имеют «Бытие и время» (1927), «Что такое метафизика?» (1930) и доклад «Феноменология и теология» (1927). Хайдеггеровская критика метафизики исследуется на материале статьи «Онто-тео-логическое строение метафизики» (1957) и работ, посвященных Ф.Ницше. С целью изучения темы священного в бытийно-историческом мышлении привлекаются работы Хайдеггера, посвященные философии досократиков – лекционный курс «Парменид» (1942/1943), материалы семинара по Гераклиту, который Хайдеггер проводил совместно с О.Финком в 1966–1967 г.г. Поскольку поздний Хайдеггер рассматривает поэзию как толос подлинного мышления, раскрывающий возможность обновленного опыта священного и Бога, анализируются хайдеггеровским работы, обращенные к поэзии Гельдерлина («Гельдерлин и сущность поэзии», «Земля и небо Гельдерлина», «…поэтично обитает человек», «Как в праздник…», «Воспоминание»). Особое значение для исследования темы божественного у Хайдеггера «после поворота» имеет работа «Материалы по философии» (1936-1938), которую многие историки философии рассматривают как вторую центральную работу Хайдеггера. Шестой раздел данной работы «Последний Бог» позволяет показать, что для позднего Хайдеггера вопрос о Боге может продумываться только из сути бытия.