Объект исследования. Объектом исследования является философия Хайдеггера и философская теология ХХ века.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает осмысление проблематики священного, бытия и Бога в философии М.Хайдеггера; рецепция хайдеггеровской философии в христианской теологии ХХ века.
Цель данного исследования состоит в раскрытии религиозной проблематики в философствовании М.Хайдеггера, в выявлении основных путей интерпретации мысли Хайдеггера христианскими теологами.
На пути к достижению поставленной цели решаются следующие основные задачи.
1. Выявление специфики соотношения феноменологии и теологии в ранних работах Хайдеггера, особенностей хайдеггеровской феноменологии религиозного опыта, прояснение истоков первого «поворота» в мышлении Хайдеггера, рассмотрение генезиса экзистенциальной аналитики Dasein в феноменологическом исследовании раннехристианского жизненного опыта.
2. Анализ и истолкование проблемы соотношения феноменологии и теологии в фундаментальной онтологии Хайдеггера. В рамках решения этой задачи особое значение приобретает осмысление понятий фундаментальной и региональной онтологии; рассмотрение отношения философии как науки о бытии к позитивным наукам о сущем; определение специфической позитивности теологии, определяющей ее особое место среди наук о сущем.
3. Интерпретация понятий священного, божественного и Бога в поздних работах Хайдеггера:
- выявление особенностей соотношения между двумя периодами хайдеггеровского философствования;
- анализ проблемы раскрытия опыта божественного в контексте хайдеггеровского понимания истины как «несокрытости»;
- рассмотрение основных моментов хайдеггеровской критики метафизики как онто-теологии;
- раскрытие хайдеггеровского видения священного через его интерпретацию поэзии и философии досократиков.
4. Анализ рецепции философии Хайдеггера в философской теологии ХХ века: теологии кризиса, экзистенциальной теологии, неосхоластике, православном апофатизме. Решение этой задачи предполагает осмысление теоретических оснований теологии, прояснение возможностей философского обоснования теологической мысли, исследование различных теологических подходов к проблеме соотношения понятий Бога и бытия.
Метод исследования. В диссертационном исследовании применялись методы историко-философской компаративистики, а также методы, разработанные в рамках феноменологии и герменевтики.
Использование комплексного историко-философского анализа источников и исследовательской осуществлялось с целью выявить эволюцию религиозной проблематики в философии Хайдеггера, проследить основные направления влияния хайдеггеровской философии на христианскую теологию ХХ века. Применение сравнительного метода позволило сопоставить концепции христианских мыслителей, вовлеченных в диалог с Хайдеггером, сравнить их позиции с хайдеггеровским видением соотношения философии и теологии, продемонстрировать сходства и различия в отношении к понятиям «бытие», «священное», «Бог» у Хайдеггера и христианских теологов.
Метод философской герменевтики используется там, где перед автором стоит задача прочитать Хайдеггера через работы христианских богословов и христианских теологов – через Хайдеггера. С одной стороны, выявляется значимость христианского жизненного опыта для генезиса экзистенциальной аналитики Хайдеггера, рассматривается роль как католической теологии, так и теологии кризиса в становлении хайдеггеровского проекта деструкции метафизики как «шага назад» - от метафизики к сущности метафизики. С другой стороны, показывается систематическая значимость фундаментальной онтологии и бытийно-исторического мышления Хайдеггера в концепциях христианских мыслителей, определяющих философскую теологию как науку о вере, и выявляющих онтологические предпосылки теологии.
Работая с текстами конкретных мыслителей, автор следовал методу феноменологического описания, предполагающему воздержание от оценочных суждений, и попытку дескрипции, следующей самому предмету. Избегая теоретических и идеологических конструкций, стремился показать специфику философского и теологического языков описания проблем богопознания.
Результаты исследования и их научная новизна.
Диссертационная работа представляет собой первое в отечественной историко-философской литературе систематическое исследование проблемы священного и вопроса о Боге в философии Хайдеггера. В ней впервые прослежены основные направления влияния Хайдеггера на христианскую философию ХХ века, осуществлен их комплексный анализ, выявляющий проблематичность философского фундирования теологии. При этом:
Выявлена специфика осмысления теологической проблематики в различные периоды хайдеггеровской философии, показана преемственность между периодами, заключающаяся в продумывании вопроса о Боге из сути бытия.
Прояснено хайдеггеровское видение соотношения философии и теологии в контексте изменений в понимании соотношения фундаментальной и региональной онтологии в работах Хайдеггера.
В хайдеггеровской критике метафизики выявлены содержательные моменты, ставящие под вопрос возможность отождествления философской и теологической истин, объединения вопросов о бытии и о Боге.
В работе рассмотрено формирование проблемного поля и основных принципов постметафизического мышления в теологии ХХ века, проанализированы различные пути преодоления или обновления метафизики в трансцендентальном томизме, диалектической, экзистенциальной теологии, православном энергетизме.
Дан подробный анализ и выявлены новые смысловые аспекты таких ключевых понятий философской теологии как «религиозный опыт», «священное», «божественное».
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Первый «поворот» в мысли Хайдеггера осуществляется как движение от католической метафизики – к феноменологии религии. Основным отличием хайдеггеровской «феноменологии религиозного сознания» выступает признание необходимости видения в религиозной жизни почвы первоначальной данности. Феноменология религии не рассматривается Хайдеггером как прикладная философия, или региональная онтология, феномен религиозного опыта становится основой целостной системы философии. Парадигмой для построения нового типа феноменологии, основанного на первичном феномене фактичного жизненного опыта, становится религиозный опыт раннего христианства.
2. В период разработки экзистенциальной аналитики Dasein Хайдеггер рассматривает соотношение философии и теологии как отношение фундаментальной и региональной онтологии. При этом, с одной стороны теология отнесена к конкретным наукам, по отношению к которым философия осуществляет функцию обоснования и проверки основных понятий, с другой стороны, выявление специфической позитивности теологии как «науки о вере» и «науки веры», определяет ее особый статус среди конкретных наук и ставит под вопрос возможность философского фундирования теологической понятийности. Поэтому философия, оставаясь методически а-теистичной, осуществляет коррекцию теологических понятий, выявляя их онтологически определяющее дохристианское содержание.
3. В работах позднего Хайдеггера теологическая проблематика разрабатывается в двух направлениях: критика метафизики как онто-теологии и поиск того исторического опыта, который делает возможным вопрос об истине бытия и достижимости божественного, – опыт поэзии и ранних греческих мыслителей. Конструктивный момент деструкции метафизики заключается в аналитике опыта, которая преодолевает метафизические категории, и ставит вопрос о новой исторической открытости истины бытия, и достижимости опыта Бога в этой открытости. В поэтической теологии Хайдеггера ключевым образом является четверица как взаимопринадлежность земли и неба, смертных и богов, что становится альтернативой онто-теологическому видению Бога и человека, противопоставляющему природное и сверхприродное, землю и небеса.
4. У позднего Хайдеггера отношения философии и теологии выводятся из философской аналитики достижимости Бога в историческом опыте: философия определяет условия проявления истины бытия в таком опыте, теология принимает разум как условие доступности опыту содержательных, позитивно-религиозных высказываний. Тем самым, это позитивное содержание связывается с формальным критерием данности исторической истины, то есть с сообщенным в нем онтологическим измерением.
5. Теология кризиса обнаруживает два основополагающих направления в диалоге с Хайдеггером. В одном из них, представленном в работах Р.Бультмана, утверждается, что экспликация веры, которую осуществляет теология, объединяющая в себе науку и провозвестие, основана на философии. При этом бультмановская рецепция Хайдеггера оставляет нерешенной проблему гармонизации научно-теоретического понимания философии как обосновывающей базисной науки и видения теологии как науки о вере, в которой предмет веры изначально раскрывается только вере. Линия, идущая от Карла Барта и продолженная его учениками Г.Оттом и Э.Юнгелем, акцентирует внимание на том, что Хайдеггер, поставивший под вопрос метафизический симбиоз философии и теологии, заново открыл теологии возможность быть именно теологией как мышлением из «верующей встречи»
6. В экзистенциальной теологии и трансцендентальном томизме философия Хайдеггера становится одним из источников для построения теологической онтологии. Хайдеггеровский анализ бытия как такового, понятие «слушания бытия», ход мысли, при котором к онтологическому вопросу приводит вопрос экзистенциальный, используется христианскими теологами (П.Тиллих, Дж.Макуорри, К.Ранер, Б.Вельте) в разработке такого типа философской теологии, где бытие-как-таковое, постигаемое через обращение к вот-бытию, становится исходным определением Бога. Переосмысляется традиционное соотношение имманентности и трансцендентности Бога, божественное бытие приобретает такие характеристики, как позволение-быть, отданность, открытость. При этом неразрешимой проблемой остается фактическое отождествление Бога и бытия, осуществленное в подобном синтезе.