В конце параграфа автор приходит к выводу о том, что обращение к фактичной жизни становится началом экзистенциальной аналитики Dasein. Тот факт, что онтологическая проблематика коренится в феноменологической интерпретации религиозного опыта раннего христианства, имеет существенное значение для дальнейшего развития хайдеггеровской мысли. Тем не менее, автор показывает, что герменевтическое прочтение раннехристианской религиозности выполняет у Хайдеггера скорее служебную роль: философ сосредоточен на построении «более подлинного» варианта феноменологии, основанного на первичном феномене фактичного жизненного опыта.
Также подчеркивается, что лекционные курсы начала 1920-х годов обнаруживают глубокие перемены хайдеггеровской позиции по отношению к христианской вере и теологии, позволяющие говорить об определенном «повороте» в философии Хайдеггера. Автор показывает, что в этих изменениях преобладают именно философские интересы. Можно увидеть, что новое понимание веры явилось не только результатом обращения от католицизма к протестантизму, но, прежде всего, следствием философского вопрошания об «истоках» человеческого существования.
В параграфе 1.2. «Фундаментальная и региональная онтология» рассматривается хайдеггеровское понимание теологии, представленное в «Бытии и времени». На первый взгляд, центральная работа Хайдеггера оставляет теологические проблемы за скобками, тем не менее, в ней можно обнаружить как определение теологии, так и обоснование отношения философии и теологии.
Исходя из хайдеггеровского понимания науки, автор рассматривает соотношение философии и теологии. Вопрос о бытии оказывается не только всеобщим вопросом, как это было в традиционной метафизике, но одновременно и «принципиальнейшим и конкретнейшим вопросом». Речь идет о бытии сущего, которое всегда уже оказывается интерпретированным. Наука, по мнению Хайдеггера, исследует сущее как определенную область вещей, не принимая во внимание донаучный опыт сущего. Напротив, философия, исследует весь онтический опыт сущего и анализирует основополагающий опыт и понятия, предшествующие всякой науке, тем самым разрабатывая экзистенциальное понятие науки. При этом философия вносит лишь косвенный вклад в развитие позитивной науки, не претендуя на прямое разъяснение той области сущего, которой эта наука занята.
В этом смысле, аналитика историчности вот-бытия не занимается содержательной разработкой теологических понятий, но становится методологическим прояснением всех содержательных высказываний теологии в ее анализе «бытия человека к Богу. Философия становится методологическим основанием теологии, поскольку она интерпретирует «опережающий набросок бытийного устройства»: трансценденцию вот-бытия как веры (отношение к Богу) в смысле историчности, которая выступает здесь как действительное решение. Этот набросок бытия ограничивает ту область сущего, которая доступна исторической науке теологии, – «бытие человека к Богу». В философии теология, определенная как наука о верующем вот-бытии, обретает опыт наброска специфического бытия, опыт бытийного отношения. Этим наброском «ограничивается регион сущего», то есть исторически решающего человека. Для Хайдеггера периода «Бытия и времени» философия как фундаментальная онтология обосновывает всякое онтологическое раскрытие в региональной онтологии.
В параграфе 1.3. «Наука о бытии и теология» анализируются хайдеггеровское понимание теологии как конкретной науки. Автор подробно исследует аргументацию Хайдеггера и отмечает трудности, с которыми сталкивается философ. Из хайдеггеровского различения сущего и бытия вытекает существование двух возможностей науки: науки о сущем (онтические) и науки о бытии (онтологические). Онтические науки, изучающие наличное сущее – positum, которое известным образом уже донаучно раскрыто, Хайдеггер предлагает называть позитивными науками. При этом любая позитивная наука радикальным образом отлична от философии. Следуя этому фундаментальному различению, он формулирует ключевой тезис: «Теология – это позитивная наука и как таковая она абсолютно отличается от философии»[28]. Хайдеггер тем самым уточняет стоящую перед ним задачу – охарактеризовать теологию как онтическую науку и на этом основании выявить ее соотношение с философией как наукой онтологической. Подчеркивается, что в рамках проекта фундаментальной онтологии подобная постановка проблемы встречается с некоторыми трудностями. Фундаментальная онтология включает в себя позитивно-онтический момент, релятивированный в утверждении ее гетерогенности по отношению к онтическим наукам: экзистенциальная аналитика экзистентна, т.е. онтически укоренена. Экзистенциальный анализ не существует без посредничества определенных жизненных форм. Кроме того, теология с трудом может быть внесена в канон конкретных наук. Теология является позитивной наукой в том смысле, что она имеет дело с определенным сущим (Писание, личность Иисуса, церковь и т.д.). Но теология рассматривает определенное сущее не как конкретное определенное сущее, но с точки зрения его опосредующего значения в структуре целого. Подобные трудности неоднократно отмечаются автором в процессе анализа хайдеггеровского доклада.
Определяя наличное сущее, тематизируемое теологией, Хайдеггер подчеркивает, что им не может быть ни Бог, ни христианство. Теология характеризуется как понятийное знание о том, что делает христианство изначально историческим событием – о христианстве как таковом (Christlichkeit). Понятие Christlichkeit становится обозначением для соответствующей формы жизни, которая обретает свою возможность только через веру, что характеризует теологию как позитивную науку о христианской вере. При этом необходимо отметить: не вера как таковая (как всеобщий феномен) предпослана теологии, но ее реализация в способе существования человеческого вот-бытия. Такое определение теологического positum связано с центральной методической предпосылкой «Бытия и времени» – объединением онтологии и Dasein-анализа.
Автор отмечает весьма важный уточняющий момент, который Хайдеггер вносит в описание данности теологии: акт веры (понимаемый как жизненная форма) и содержание веры неразрывно соединены друг с другом. Теология обретает в вере не только свой предмет, но и свой мотив, она является составной частью веры. Подобное определение теологического positum приводит к предположению, что теология занимает особое место среди конкретных наук. Речь идет о совпадении субъекта и объекта – теология не просто наука о вере, но и наука веры. Тем самым теология не может принадлежать к конкретным наукам, которые нуждаются в рациональном обосновании. Теология должна сама обосновывать свою необходимость. В «Бытии и времени» фундаментальная онтология претендует на обоснование всех позитивных наук. Значит, особый статус теологии все же определен тем наличным сущим, которое она тематизирует. Все другие науки оказываются некомпетентными в сфере теологии, поскольку не достигают ее наличного сущего – веры. Хайдеггер не делает здесь исключения для философии, и для своего собственного мышления. Автор формулирует вопрос, в котором фиксируется определенная лакуна в хайдеггеровской аргументации: «Как может философия определять positum той науки, чья возможность в принципе философски не обосновывается? Не оказывается ли хайдеггеровское размышление парадоксальной попыткой внутритеологической рефлексии из внешней перспективы?»
В последней части параграфа рассматривается хайдеггеровское понимание отношения теологии к философии. Он оказывается перед сложной дилеммой: с одной стороны, теология как самостоятельная наука не нуждается в том, чтобы ее предметная область предварительно раскрывалась в экзистенциальной аналитике, с другой стороны, для Хайдеггера отношение философии к конкретным наукам основано на трансцендентальном значении соразмерного вот-бытию понимания бытия. Автор показывает, что данная дилемма разрешается благодаря довольно значительной модификации разработанной в «Бытии и времени» концепции отношения универсальной онтологии и онтических наук.
Экзистенциальная интерпретация веры как возрождения предполагает, что христианская жизнь включает в себя снятие до-верующего, то есть не-верущего существования вот-бытия. В вере дохристианское существование преодолевается в экзистенциально-онтическом смысле, но это означает, что преодоленное дохристианское вот-бытие экзистенциально-онтологически включается в верующее существование. Тем самым Хайдеггер описывает теологические понятия как изначально философские, сущностно модифицированные в новой интерпретации, осуществляемой из перспективы веры, но сохраняющие свое прошлое. Если взаимосвязь философии и теологии основана на отношении до-верующего понимания бытия и веры, философия не может иметь никаких религиозных предпосылок. Более того, теология, исходя из своих собственных интересов, должна поддерживать методический а-теизм философии. Переходя непосредственно к описанию отношения теологии и философии с ее онтологически-формальными и онтически-нейтральными понятиями, Хайдеггер использует разработанное в «Бытии и времени» понятие коррекции (Korrektion), которое он отличает от понятия управления (Direktion). Различие между управлением и коррекцией еще раз проясняет особый статус теологии среди конкретных наук. По отношению к другим наукам онтологическая формальность философии играет роль априорного предварительного раскрытия соответствующей области бытия. В теологии все иначе: она имеет свою предметную область sui generis, философия здесь не способна что бы то ни было определить. Онтологические понятия не могут направлять теологию и управлять ею. Только онтически нейтральная и методически-атеистическая философия может быть значимой для теологии.