Смекни!
smekni.com

Хайдеггер и философская теология ХХ века (стр. 1 из 12)

На правах рукописи

Коначева Светлана Александровна

ХАЙДЕГГЕР И ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ХХ ВЕКА

Специальность 09.00.03 – история философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени
доктора философских наук

Москва

2010


Работа выполнена в Центре феноменологической философии философского факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Молчанов Виктор Игоревич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Доброхотов Александр Львович

доктор философских наук, профессор

Сокулер Зинаида Александровна

доктор исторических наук, профессор

Круглов Алексей Николаевич

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Защита состоится «15» декабря 2010 года в 15 часов на заседании Совета Д.212.198.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д. 6, ауд. 228.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.

Автореферат разослан «____» _____________ 2010 г.

Ученый секретарь совета

кандидат философских наук И.В. Киселева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что рассмотрение диалога философии Хайдеггера и христианской мысли ХХ века возвращает нас к вопросу определения сути и специфики философии по отношению к иным формам человеческого опыта. Многие вопросы, на которые пытается дать ответ философия – вопросы об истоках мира, положении человека в космосе, основаниях человеческих действий, возможностях и границах познания, – одновременно стали темами религиозного миропонимания. С момента возникновения философии в ней ставится вопрос о Боге, при этом критическое разграничение с религией и теологией было и остается одной из основных философских проблем. В традиции философского вопрошания о Боге можно выделить несколько направлений. Философия может выступать как философская или естественная теология. При таком понимании истина философии отождествляется с истиной теологии, а их основные понятия – бытие и Бог – совпадают. Иное видение предполагает, что у философии и теологии различные предметные области: теология – это наука об Откровении, но ее основные понятия учреждаются благодаря философскому вопрошанию об истине. Философское вопрошание об истине бытия позволяет установить различие философского и теологического опыта, выработать критический подход к истине теологии. Со времен Татиана и Тертуллиана в христианской мысли присутствует также противопоставление философии и теологии, акцентирование принципиальной недостижимости для разума живого опыта веры. Но в той мере, в какой теология остается «логией», а религия представляет собой форму человеческого существования, она обращается к философии, даже в постоянном напоминании о границах разума и познания. В этом контексте одной из ключевых проблем становится соотношение философии и теологии, мышления о бытии и богопознания.

В ХХ веке проблема соотношения философии и теологии, вопрос о возможностях и границах философского богопознания получили наиболее глубокое осмысление в философии Мартина Хайдеггера. При этом вопрос о Боге в мышлении Хайдеггера оказывается одним из самых дискуссионных для исследователей хайдеггеровского наследия. Начиная с выхода в свет «Бытия и времени» и по сей день, комментаторы пытаются определить, кем же был Хайдеггер: атеистом, дзен-буддистом, криптотомистом, зачастую не замечая оснований, по которым он оставляет вопрос о Боге открытым. Хайдеггеровское философствование определено вопросами о бытии, мышлении и языке. Эти три вопроса продумываются во взаимопринадлежности. Но именно вопрос о бытии как бытии становится для Хайдеггера основополагающим. На протяжении всего философствования он осмысляет различие между бытием и сущим, бытием как бытием и бытием как сущим в целом. Остается вопрос, какое место занимает Бог в подобном различении? Кажется, что Хайдеггер дал на него четкий и недвусмысленный ответ: «Бытие – это не Бог и не основа мира»[1]. Тем не менее, в разные периоды своего философствования Хайдеггер иногда сближает Бога с целостностью сущего, иногда, напротив, утверждает, что Бог не относится ни к сущему, ни к бытию как таковому, но оказывается способом «проявления» (Vor-schein) бытия. В поздней трактовке Бог есть сущее, но одновременно он соответствует априорным онтологическим структурам, в которых Он открывается и истолковывается в своем бытии. Поэтому особенно значимым представляется проследить эволюцию понимания вопроса о священном и Боге в философии Хайдеггера в контексте его трактовки отношения мышления о бытии и науки о вере.

Философия Хайдеггера оказала колоссальное воздействие на развитие теологической мысли ХХ столетия. Спектр оценок значения хайдеггеровской мысли для теологии был необычайно широким: от полного принятия его фундаментальной онтологии в качестве исходного принципа теологической герменевтики до резкого отвержения всякой возможности философского фундирования теологического понимания. Выход в свет ранних работ Хайдеггера совпал с кризисом протестантской теологии, переходом от либеральной теологии к диалектической. Карл Барт и близкие к нему богословы – Ф. Гогартен, Э. Бруннер, Р. Бультман поставили под вопрос привычные теологические понятия и попытались приблизить их к экзистенциальной ситуации современного человека. Осознавая «бесконечное качественное различие» между человеком и Богом, подчеркивая неспособность человека рационально охватить божественное Откровение в истории, протестантские теологи искали пути необъективирующего богопознания в обращении к пониманию человеческого существования, затронутого Богом. Стремление обнаружить фундаментальный экзистенциальный смысл христианского провозвестия, вопросы об историчности человеческого существования, определенного Откровением, неизбежно приводили к диалогу с хайдеггеровской экзистециальной аналитикой.

Фундаментальная онтология Хайдеггера широко обсуждалась и в католической теологии этого времени. С выходом работ К. Ранера, Б.Вельте и Р.Шеффлера в хайдегеровском вопросе о бытии начинают видеть существенные коррективы к мышлению Нового времени с его сосредоточенностью на антропологической и эпистемологической проблематике. По мнению этих авторов, онтология могла бы внести в теологию свою внутреннюю динамику, а экзистенциальная аналитика историчности вот-бытия давала возможность отсылки к Откровению. Тем самым хайдеггеровской философии отводилось место в преддверии веры, вопрос о бытии становился предпосылкой вопросы о Боге. В хайдеггеровском методическом анализе вопроса о бытии представители трансцендентального томизма обнаруживают возможность для построения обновленной метафизики бытия.

Во второй половине ХХ века внимание теологов было сосредоточено на хайдеггеровском анализе языка, в его интерпретации поэтического слова обнаруживались новые пути теологической герменевтики, которая пыталась перейти к неметафизической речи о Боге. Все эти попытки прямо или косвенно включались в обсуждение или критику хайдеггеровского определения соотношения философии и теологии, вопроса о бытии и понятия Бога. В 1960-е г.г. возникает интерес к Хайдеггеру и в рамках православной мысли. Обращение к Хайдеггеру становится для православных теологов (Х.Яннарас) своего рода импульсом для современного прочтения святоотеческого наследия.

Автор стремился очертить наиболее характерные направления богословского диалога с философией Хайдеггера. Необходимо отметить, что в круг исследования включены авторы, которые позиционировали себя именно как теологи. Влияние Хайдеггера несомненно присутствует в религиозном направлении французской феноменологии (Ж.-Л.Марион, М.Анри), в философском осмыслении «христианства после христианства» Дж.Ваттимо, религиозной эстетике Д.Харта. Но в исследовательские интересы автора входило рассмотрение тех проблем и содержательных напряжений, которые возникают в диалоге философии и теологии, осознающей себя особой наукой. Проблемы философии религии или религиозной философии выходят за рамки исследования.

Рассмотрение основных путей рецепции философии Хайдеггера в христианской теологии ХХ века позволяет через призму богословского восприятия заново продумать дискуссионные моменты в хайдеггеровском понимании соотношения бытия, священного, божественного и Бога, увидеть возможности и границы применения философских понятий и методов в теологии, прояснить сущность теологии как науки о вере. Автор также стремился обозначить те перспективы, которые открываются для христианской теологии во встрече начального мышления о бытии и мышления о вере.

Степень теоретической разработанности темы

В немногочисленной отечественной историко-философской литературе получили освещение лишь некоторые аспекты темы «Хайдеггер и теология». Можно отметить монографию Н.З.Бросовой «Теологические аспекты философии истории М.Хайдеггера», а также отдельные фрагменты в работах В.В.Бибихина, И.А.Михайлова, А.Г.Чернякова, А.А.Михайлова, Н.В.Мотрошиловой, исследующих философское наследие Хайдеггера. Некоторые аспекты теологического диалога с философией Хайдеггера рассматриваются в работах С.В.Лезова, Т.П.Лифинцевой, Б.Ю.Кузьмицкаса, посвященных истории западной богословской мысли ХХ века. В западной исследовательской литературе можно выделить три основных группы работ по данной проблематике: а) непосредственный диалог христианской теологии с философией Хайдеггера; б) историко-философские исследования хайдеггеровского понимания теологии, понятий священного и божественного; в) анализ влияния теологии на формирование философии Хайдеггера.