Смекни!
smekni.com

Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования (стр. 6 из 15)

Результаты исследования нашли отражение в более чем 200 публикациях (статьи, доклады, тезисы), в т.ч. в 3 монографиях, учебных пособиях, учебно-методических разработках, 10 публикациях в ведущих рецензируемых научных журналах, их общий объем составляет более 200 п.л.

Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные исследования и достижения современной отечественной и зарубежной педагогической науки; применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам, логике; достаточно длительным характером проведения исследовательской работы, широкой апробацией основных идей, выводов, полученных в ходе исследования; соответствием полученных результатов общим тенденциям теории и практики межкультурного образования; опорой на исторические факты, документы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования и науки Республики Татарстан, целостным подходом к исследованию, методологической обоснованностью и логикой исходных теоретических положений.

Личное участие автора состоит в теоретической разработке идей, замысла, рекомендаций и концептуальных положений по исследуемой проблеме, в актуализации и применении разработанных теоретических положений и практических рекомендаций в процессе формирования культуры межкультурного взаимодействия.

Структура диссертации отражает логику исследования и его результаты. Она состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложений. В работе использовано 591 источник, в том числе 41 источник зарубежных авторов, 122 приложения, включающие таблицы, иллюстрации, схемы, рисунки, гистограммы.

Во введении обоснована проблема исследования, раскрыта его концепция, актуальность темы, определены цель, объект, предмет, задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Теория и практика межнациональных отношений» проанализирован мировой опыт по проблеме исследования, раскрыта сущность воспитания культуры понимания у студентов; проанализирован процесс формирования этноориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном обществе; заложены доминанты формирования межкультурной компетентности, культуры межнационального общения, морально-этических основ межнациональных отношений, исследованы содержание, существующие методы и формы воспитания личности.

Во второй главе «Теоретико-методологические предпосылки формирования культуры межнациональных отношений» исследована проблема межкультурного образования в высшей школе, рассмотрены ее основные аспекты в теории и практике организации межкультурного образования в вузе, раскрыта содержательная характеристика ключевых понятий исследования.

В третьей главе «Индикативные показатели формирования культуры межнациональных отношений» раскрыты индикативные показатели культуры межнациональных отношений, рассмотрена проблема формирования кросскультурной грамотности студента вуза как языковой этноориентированной личности; раскрыты критерии сформированности культуры межнациональных отношений студентов в высшей школе.

В четвертой главе «Система формирования и воспитания культуры межнациональных отношений» раскрыты ведущие тенденции, охарактеризованы индикативные показатели культуры межнационального общения и отношений современной молодежи, проблемы проектирования поликультурного образования на основе обозначенных задач и целей исследования, моделирования интегрированных лекционных и семинарских занятий этноориентированного типа, концепция формирования культуры межнациональных отношений: совокупность принципов, взятых за основу в процессе исследования, модель современной этноориентированной личности, динамика диагностики; определены и раскрыты нормативно-правовые, нравственные механизмы обеспечения качества межкультурной подготовки студентов; раскрыты ведущие направления инновации содержания, форм, методов, принципов подготовки студентов к межкультурному взаимодействию.

В пятой главе «Экспериментальная работа по реализации системы формирования культуры межнациональных отношений студентов» проанализированы полученные результаты экспериментального исследования, проведен качественный анализ результатов формирования кросскультурной грамотности как культуры понимания, общения и межнациональных отношений, раскрыта диагностика уровней сформированности культуры студентов; разработаны рекомендации по обеспечению качества межкультурного образования в российском образовательном пространстве.

В заключении обобщены результаты и подведены итоги проведенного исследования, изложены рекомендации, на основании которых можно вести дальнейшие исследования для эффективного и творческого использования положительного опыта межкультурного образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В современном мире воспитание осуществляется при межкультурном взаимодействии больших и малых культур. Этот процесс наряду с развитием общенациональной культуры обогащает как доминирующие, так и малые культуры. Подобная тенденция предполагает сопряжение через воспитание культурных ценностей всех участников межкультурного диалога, создание общего культурного и национального пространства, в пределах которого каждый обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам, суб- и макрокультурам.

Вся история межнациональных отношений – это конструктивный диалог, который пронизывает всю структуру межнациональных взаимодействий и по своей сути является средством осуществления коммуникационных связей, условием взаимопонимания и взаимодействия народов.

Теоретический анализ проблемы культуры межнациональных отношений молодежи показал, что необходимо систематически совершенствовать и обновлять учебно-воспитательный процесс, создавая необходимые условия для конструктивного межнационального диалога. Освоение культуры отношений начинается с осознания ценностей, норм и их проявления в межкультурных ситуациях. С. Сторти отмечает «человек осваивает не культуру, а поведение». Известно, что культура личности проявляется в поведении, действиях, суждениях, реакциях, речевой конструкции.

Проблемами диалога в социолингвистике занимались Л. Щерба, Л. Якубинский, литературной и философской герменевтике Х. Гадамер, феноменологии Х. Гуссерль, М. Мамардашвили, фундаментальной онтологии М. Хайдеггер, литературоведении и семантике А. Аверинцев, М. Бахтин, М. Лапшин, Ю. Лотман, в основах коммуникации А. Моль, В. Бореев и др. Взаимодействие культур исследовали С. Артановский, С. Арутюнов, Б. Ерасов, Н. Иконникова, Л. Ионин, К. Леви-Стросс, Г. Хершковец и другие. Согласно Х. Гадамеру, диалог является своеобразной аппликацией своего и чужого.

В ходе исследования мы изучили, проанализировали взгляды, теории, опыт поликультурного образования в России и за рубежом. Проведенный анализ научной, психологической, педагогической и др. литературы позволил сделать вывод, что проблема межнациональных отношений требует более глубокого изучения, анализа, комплексного рассмотрения.

Межкультурное образование студенческой молодежи может не только свести к минимуму «культурный шок» и увеличить опыт межкультурного общения, но и способствовать конструктивным межнациональным отношениям, оптимальному диалогу в разных областях жизни, и учит быть более терпимыми в человеческих взаимоотношениях. Современные ученые, осознающие важность и актуальность решения общетеоретических проблем межкультурного диалогического взаимодействия людей, создали философские теории: диалогизма (М. Бубер), коммуникации (К. Ясперс), диалогической герменевтики (Х.Г. Гадамер) и др. Социальный аспект поддержки и защиты личности исследован в работах И.С. Кона, А.В. Петровского, Е.М. Рыбинского, Л.И. Уманского, Е.Н. Сорочинской, Д.И. Фельдштейна и др.

Гуманизм предполагает переход к многообразию, плюрализму культурно-гуманистических позиций, обусловливающих развитие кросскультурализма. Гуманистическая роль преподавателя заключается том, что он должен гибко направлять и стимулировать деятельность студентов в межкультурном взаимодействии, поощрять эффективное поведение. К слабым сторонам образования студентов можно отнести: недостаточную опору на ценностный подход в обучении и нераскрытость этической сущности этого подхода (В.П. Бездухов). В поликультурном пространстве вуза этнокультурный профиль требует не преподавателя-ментора, а фасилитатора (Е.Ф. Зеер и др.)

В процессе исследования мы обратились к авторам инновационных концепций воспитания. К ним относятся концепции: саморазвивающейся воспитательной системы (Л.И. Новикова); воспитания человека культуры (Е.В. Бондаревская); методики коллективных творческих дел (И.П. Иванов); педагогики свободы и педагогической поддержки (О.С. Газман); дидактической модели личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков); самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В. Кульневич) и др. Основная идея этих концепций состоит в том, что мир переходит от научно-технической парадигмы образования, к парадигме гуманистической, ориентирующей на усвоение этнокультурных знаний, направленной на личностно ориентированное развитие и творческую самореализацию личности в культуре, межкультурном диалоге.

В рамках системного исследования культуры межнациональных отношений студентов нами конкретизировано научное представление о содержании понятий: а) «поликультурное образовательное пространство вуза», в нашем понимании, – это межкультурная среда социальной адаптации студентов, где созданы условия, способствующие развитию каждой личности; происходит одновременное освоение, осмысление и осознание собственной культуры и культуры других народов; среда, которая готовит студентов к бесконфликтному взаимодействию с представителями иных культур на основе усвоения общечеловеческих ценностей; это образовательное пространство, которое призвано реализовать гуманизацию отношений с представителями разных национальностей; б) «культура межнациональных отношений» есть ни что иное, как высокая степень межнациональных духовных, экономических и др. связей разных народов, которая проявляется в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности, толерантности людей различных национальностей друг к другу, в общении и недопустимости какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов; предполагает развитое чувство патриотизма, этнокультурной толерантности, ассертивности, синтонности, саморефлексии, этноаттракции и др.; введены в научный аппарат понятия: «менталитет толерантности», «интеллект межнациональных отношений», «этноориентированная личность». В нашей работе «этноориентированная личность» – это личность, ценностно ориентированная на национальную культуру, общечеловеческие ценности и межкультурный диалог, характеризуется сформированностью значимых личностных качеств, ассертивная личность, способна защищать и отстаивать свои интересы, не причиняя вреда окружающим, обеспечивая при этом нормальное полноценное взаимодействие с окружающими. Она имеет стремление разрешать конфликты и разногласия мирным путем на основе толерантности; «менталитет толерантности» понимается нами как способность и готовность этноориентированной личности принимать идеи, мнения, взгляды, отличные от собственных, проявлять уважение, понимание, признание к многообразию культур; «интеллект межнациональных отношений» раскрывается в работе как способность личности понимать различия, проявлять конструктивность, эмпатию, синтонность, ассертивность и т. д., как предрасположенность к рациональным действиям в межнациональных контактах. Интеллект межнациональных отношений помогает превращать партнеров по общению в друзей и союзников и завоевывать активную поддержку с их стороны и др.).