Это не бесчувствие, не эмоциональная тупость и не возрастное отсутствие переживать утрату - это детская защита от горя с его тяжестью.
Ребёнок - развивающаяся личность. В связи с этим изучение понимания ребёнком смерти возможно только в возрастном аспекте. Каждый возрастной этан имеет свои уровни восприятия смерти.
В дошкольном (до 3 лет) возрасте, дети способны признавать существование некоторых явлений, связанных со смертью. Предполагается, что происхождение тревоги из-за предчувствия смерти связано с переживанием отрыва от матери во время рождения. До 5 лет ребёнок воспринимает смерть как потерю матери, а эта утрата для него ужасающее событие. По мнению некоторых исследователей, для большинства детей смерть не представляется пугающим явлением. Примерно половина детей в своем лексиконе используют такие слова как «смерть», «похороны», «покойник», Они чаще употребляют их, говоря о печальных событиях, или испуганных людях. В противоположность этому ребёнок, потерявший своего отца, никак не упоминает смерть. Среди дошкольников один не реагируют на слово смерть, другие не знают его значения, а часть детей имеют о нём ещё очень ограниченное представление («быть больным», «попасть в больницу»).
Для детей до 5-6 лет факт смерти не означает финального события. Дети до 5 лет не считают смерть концом жизни, они говорят о смерти как об отъезде, сне, временном явлении. Это подтверждается и на примере детей 5,5-6,5 лет. Однако в более поздних исследованиях показано, что только 1/5 часть 5-6-летних детей думают, что у их мёртвых домашних животных смерть обратима и примерно 1/3 часть детей того же возраста предполагают наличие сознания у животных после смерти.
Некоторые 6-7-летние дети считают, что возможно оживление умерших, например, в специальных отделениях больницы. Таким образом, они обнаруживают свои представления об обратимости смерти. Смерть родителя, домашнего животного или сверстника интерпретируется дошкольником из-за особенностей мышления и недостаточности опыта как результат его желания, что нередко приводит к сильному чувству вины.
Разнообразие реакций дошкольников, соприкоснувшихся со смертью, зависит от собственных прежних переживаний, религиозности и культуры семьи, привязанности ребёнка к умершему и его уровня развития. Его отношение к смерти в семье в связи с этим будет отличаться от реакции близких ему взрослых. Возникшая у дошкольников печаль очевидна, однако такое болезненное переживание не может у него продолжаться долго. 1-го грусть интенсивна, но коротка, хотя и нередко возвращается вновь. Ребёнку, чтобы понять случившееся, требуются доступные, простые и повторные объяснения. Доказательства того, что ребёнок действительно опечален, можно обнаружить в его играх.
Младшие школьники. Дети 5,5-7,5 лет считают смерть маловероятной, и она не осознаётся ими как возможная для них самих. В возрасте 7,5-8,4 года дети признают, что смерть возможна в любой момент. Па вопрос «Когда ты умрёшь?» в 6-летнем возрасте срок мог называться 7 лет, а в 9-летнем даже 300 лет. Такой разброс суждений зависит больше от фантазии, чем от конкретного мышления, свойственного данному возрасту.
На вопрос «Что случается, когда умирают?» одни дети отвечают, что «покойник уносит людей на небо», другие думают, что «куда-то далеко».
Возраст между 6 и 10 годами знаменуется развитием конкретного мышления. Примерно 2/3 детей 5-9 лет персонифицируют смерть либо с определённым лицом, либо идентифицируют её с покойником. Они думают, что смерть невидима и стремится остаться незамеченной, чтобы спрятаться ночью в таких местах как кладбище. Некоторые исследователи считают, что смерть детьми-школьниками понимается как привидения и покойники, который крадут детей. Другие же исследователи не обнаруживают этой персонификации.
Половина детей 7-12 лет думают, что их мёртвые домашние животные знают, что о них скучают. Это было интерпретировано как вера детей в сознание после смерти. Когда задавался вопрос «Что случится, когда ты умрёшь?», дети от 6 до 15 лет отвечали: «закопают» — 52%, «попаду на небо», «буду жить и после смерти», «подвергнусь божьей каре» — 21%, «организуют похороны» — 19%, другие возможности 10%, «засну» — 7%, «будут помнить другие» — 5%, «перевоплощусь» — 4%, «кремируют» — 3%.
Мнение об этиологии смерти у детей крайне противоречивы. В ответах детей часто называются конкретные воздействия: нож, стрелы, пистолеты, топор, животные, огонь, взрывы, рак, сердечные приступы, возраст и т.д.
Необратимость смерти не в полной мере понимается детьми обсуждаемого возраста, но уже дети старше 7 лет приходят к мысли, что скорая медицинская помощь оказывается эффективной лишь тогда, когда жизнь еще теплится. Вера в личное или всеобщее бессмертие души после смерти имеется у 63% верующих детей 8-12 лет.
Дети школьного возраста плохо используют в своей жизни уже имеющиеся представления о смерти, её природе, причинах и последствиях. Это связано, как полагают, с большими изменениями в понимании смерти, происшедшими за короткое время. Приходится принимать во внимание, что существует множество условий осознания процесса умирания, предшествующих формированию той концепции, которая используется взрослыми.
Состояние тревоги или соматическая болезнь затрудняют осмысление детьми этих представлений. Вопросы, задаваемые ребёнком, даже такие как: «Я умираю?», могут не отражать правильного понимания происходящего. Об истинных переживаниях школьника дают информацию его различные игры, рисунки, рассказы или своеобразное поведение. Для детей между 6 и 10 годами смерть становится более реальной, окончательной, универсальной и неизбежной, но только в последней части этого периода они признают свою собственную бренность. В начале этого возрастного этапа смерть может быть персонифицирована и поэтому разум, умение и ловкость, как они думают, позволят её избежать. Объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазия, формируется понятие различия между живым и неживым, живущим и не живущим. К концу этого возрастного периода дети понимают, что смерть - часть общих интересов и принципов, которые управляют миром.
Подростковый возраст. Пожалуй, самый трудный, переломный, даже опасный период в жизни ребенка- подростковый, когда физические и психологические изменения сопровождаются перестройкой сознания.
Подростки переживают очень значительные изменения за короткий промежуток времени: резко увеличивается рост, масса тела, меняется прежний облик, появляются вторичные половые признаки. Будущая судьба и собственная смертность становятся для подростка очевидными.
Подростки нередко как бы заворожены смертью и могут фантазировать о своей гибели. В их переживаниях много места занимает ритуальная сторона правила поведения, обряды прощания, похороны. Смерть романтизируется именно в подростковом возрасте. Но все это не значит , что подросток действительно видит смерть , как реальность: он по- своему испытывает отношения с ней в рискованных играх, нарочно пренебрегая опасностью , как будто пробует смерть «на зубок» и при этом не слишком верит в ее существование. Даже тогда, когда их поведение сопряжено с серьезным риском, подростки как - бы «флиртуют со смертью».
Подросток разделяет концепцию взрослых о смерти как об универсальном и неизбежном процессе, которым закапчивается жизнь. Способность к отвлечённому мышлению позволяет ему принять мысль о собственной смерти. В то же время, чтобы преодолеть тревогу вызываемыми мыслями о своей смертности, в реальности он отрицает такую возможность.
Признание смерти подростками естественным процессом доказано. Некоторые из них, например, думают, что к старости тела изнашиваются, и органы не работают, так как раньше.
В то же время подростки, у которых отмечались неоднократные мысли о самоубийстве, отвергают необратимость смертельного исхода. В группе 13-16-летних 20% верили в сохранение сознания после смерти, 60% - в существование души и только 20% -- в смерть как прекращение физической и духовной жизни.
В другом исследовании только 7% подростков использовали слово «бог» в ответах на вопросы, и только 21% косвенно указывали на возможность сохранения жизни в раю или аду.
Психологическая защита от тревоги, вызываемой мыслью о смерти, у подростков обычно такая же, как и у взрослых из их ближайшего окружения. Беспокойство о своей смертности у подростков имеет место и взрослые должны пытаться его смягчить. Па основании опроса 700 старшеклассников, отвечавших на вопрос: «Что тебе приходит на ум, когда ты думаешь о смерти?» - обнаружились несколько реакций: неосознавания, отвергания, любопытства, презрения и отчаяния.
Впервые вопрос о необходимости обучения пониманию и принятию смерти был поставлен в книге «The Meanings of Death». После выхода этого труда в свет в 1959 г. стали создаваться научные лаборатории по изучению всего, что связано со смертью и умиранием.
Говорить с детьми о смерти лучше с раннего возраста и желательно, когда не затронуты собственные эмоции. Повседневная жизнь предоставляет родителям множество случаев (например, смерть какой-нибудь знаменитости, увядание цветка и т.д.), уместных для того, чтобы обсудить с ребенком эту тему. Только тогда, когда будут сняты все запреты, она станет неотъемлемой частью жизни и не будет пугающей. Но смерть - это не только прекращение собственного существования, но и потеря тех, кто особенно дорог (родители, братья и сестры, друзья).
Лекция 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РЕБЕНКА, У КОТОРОГО УМЕР ОДИН ИЗ РОДИТЕЛЕЙ
Утрата одного из родителей - глубочайшая травма для ребенка. У детей могут быть свои «напоминатели», справиться с которыми нелегко. С детьми нужно говорить о тех, кого они потеряли, так как в противном случае невозможность поделиться своими воспоминаниями еще больше затягивает ребенка в процесс горевания. Малыш теряет не просто маму или папу – он лишается защитника, учителя, воспитателя, образец для подражания.