Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 144 из 168)

Хотя некоторые идентичности носили имена, яв­лявшиеся остроумными метафорами их функций в психологической системе пациентки, с целью сохра­нения конфиденциальности испытуемой они были изменены. Шесть идентичностей представляли сами себя как участников Q-сортировки.

• В событиях повседневной жизни наиболее часто участвовала Лонни, которая брала на себя ответ­ственность за действия всей системы. Некоторые идентичности были враждебно настроены по отноше­нию к ней и физически травмировали ее (наносили ей телесные повреждения).

299

• Артур был юношей, поддерживающим порядок и, как правило, осуществлявшим планирование. Он был дружелюбен и дипломатичен со всеми участни­ками системы.

• Венди, развязная 18-летняя девица, думающая только о развлечениях, была дружелюбна с Лонни и помогала ей, однако в прошлом была настроена к ней враждебно и физически травмировала ее.

• Противоположный полюс представляли Эйприл и Салли (Sally), настроенные враждебно к Лонни. Эйприл был стражем семейной чести и вызывал у Лонни чувство вины, упрекая ее в неспособности со­хранить честь семьи.

• Салли собиралась соблазнять мужчин, чтобы унизить их, в отместку за ущерб, который, с ее точки зрения, они нанесли системе.

• Совершенно в иной роли выступала 8-летняя Ро­бин, которая была дружелюбной и веселой. Она представляла систему, когда система была психоло­гически перегружена или подвергалась опасности самоповреждения.

В результате тридцати шести сортировок было выявлено три фактора. В первом факторе основное место занимали Q-сортировки, содержащие такие показатели, как «влияние» и «понимание». Иными словами, все шесть сортирующих сходились на том, какие личности имели наибольшее влияние на сис­тему и проявляли наибольшее ее понимание.

Более сложный характер носила выполненная Лонни сортировка, касающаяся «сходства» и «ком­форта». «Сходство» оказалось в значительной степе­ни взаимосвязано с первым фактором, в отличие от второго и третьего, тогда как «комфорт» был в зна­чительной степени связан со вторым фактором. Оче­видно, те, кого Лонни находила похожими на себя, не относились к тем, с кем она чувствовала себя ком­фортно.

Второй фактор составили преимущественно вы­полненные Артуром сортировки «сходства», а также выполненные Венди сортировки «сходства» и «ком­форта». Этот факт отражал позитивные деловые от­ношения между Венди и Артуром.

Третий фактор отражал значительную поляр­ность. Произведенные Эйприлом и Салли Q-сорти­ровки на «сходство» в отношении Мести (Pursuit) (жуткой идентичности, наносившей травмы) и Лос­нящейся (Gloss) (женской идентичности, настаивав­шей на том, что все прекрасно, но солидарной с теми, кто наносил травмы) показывали, что между Арту­ром и Салли и этими личностями наблюдается сход­ство, а не расхождения. Эти сортировки также пока­зали отсутствие сходства с Дымом (Smoke) (четы­рехлетний ребенок, несущий на себе весь стыд за систему и не показывающий свое лицо) и Юпитером (Jove) (жизнерадостным магическим персонажем, обеспечивающим защиту детям в системе). Q-сорти-ровка восьмилетней Робин на «сходство» по данно-

му фактору оказалась диаметрально противополож­ной; она находила свое сходство с Дымом и Юпите­ром и полное расхождение с Местью и Лоснящейся. Вероятно, дружелюбие и теплота Робин противосто­яли суровому характеру Эйприл и Салли — таким образом, фактор является биполярным.

Сразу после сортировки каждой идентичности был задан вопрос, почему он или она поместили определенные карточки (имена) либо в одну из двух категорий с максимальными оценками, либо в одну из двух категорий с минимальными оценками. По­лученные в ответ высказывания были включены в «собрание», используемое во второй стадии исследо­вания. Приведем пример высказываний Лонни о тех, кого она поместила в категории с оценками -5 по сортировке «наиболее / наименее комфортно себя чувствую с ним / ней»: «Некоторых из них я боюсь. Мне жаль, что мне пришлось поместить Дыма в ка­тегорию -5. Дым чувствует себя виноватым, и он свя­зан с жестоким обращением в семье, но я неловко чувствуя себя с ним. Не то чтобы он мне не нравил­ся, мне просто с ним некомфортно. Эйприл все вре­мя ищет виноватых. Салли думает только о сексе. Страх, Стыд, Вина. Эти четверо [четвертой являет­ся Месть], помещенные мною в эту кучку, наверное, больше всего нуждаются в терапии. Это для меня полная неожиданность». Робин сопроводила четыре карточки, помещенные ею в категорию +5 по сорти­ровке «наиболее / наименее склонные к сотрудниче­ству» следующими высказываниями: «Я всегда пы­таюсь помочь всем, кому могу. Целеста [страж] — это, наверное, та, благодаря кому все, кто внутри систе­мы, еще до сих пор живы. Кении поддерживает по­рядок и равновесие. Артур всем помогает».

Испытуемая использовала результаты, получен­ные на первой фазе исследования, в дискуссиях со своим терапевтом. К счастью для нее, после заверше­ния первой фазы она начала долгую и тяжелую, но успешную борьбу за интеграцию своих личностей и формирование здорового образа поведения. Вслед­ствие этого некоторые из идентичностей перестали представлять ее, а потому проведение второй фазы оказалась неосуществимым (Brown & Smith, p. 235).

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПОДХОДАМИ

Когнитивная психология

Данный подход, являющийся органоцентричес-ким и фокусирующимся на таких когнитивных ак­тах, как воображение и мышление, казалось бы, дол­жен был уделять центральное внимание субъектив­ности. В действительности, однако, он практически

300

полностью игнорирует субъективность, за исключе­нием тех случаев, когда объективные переменные способствуют ее проявлению. Такая ситуация, кажу­щаяся аномальной, возникает в силу того, что когни­тивная психология использует R-методологию, кото­рую она заимствует — наряду с механистической и менталистской ориентацией — у методологического бихевиоризма. Ее отход от последнего выражается лишь в том, что когнитивная психология переходит от механицизма классического обусловливания к механицизму компьютерных аналогий при описании условий человеческого поведения.

Поскольку Q-методология, являясь нецентричес­ким подходом, отвергает «психизмы» (psychisms), гипотетико-дедуктивный метод, биологический ре­дукционизм, а также навязывание конструктов собы­тиям, что является характерными чертами, присущи­ми когнитивизму, оба подхода во многих отношени­ях находятся на противоположных полюсах. Хотя когнитивизм мог бы с большой пользой для себя применять Q-методологию в своих исследованиях, посвященных восприятию, воображению и другим вопросам, он вряд ли будет делать это без обращения Q-методологии в R-методологию, что сводит на нет все уникальные преимущества Q-метода.

Гуманистическая психология

Данная система подчеркивает исключительную роль «я» (the self) и направлена на изучение того, что придает смысл человеческой жизни. Она в целом от­вергает психологические исследования как игнори­рующие точку зрения индивида. Несмотря па неко­торое пересечение интересов с Q-методологией, гу­манистическая психология ставит в центр своей философии концепцию «безусловного я» или разу­ма, не ограничиваясь просто самосоотнесением; та­ким образом, ее взгляды расходятся с научной фило­софией Q-методологии. Тем не менее обе системы все же объединяет общий интерес к осмысленному чело­веческому поведению («опыту», согласно гуманисти­ческой терминологии), и Q-методология могла бы способствовать значительному прогрессу качествен­ных исследований гуманистической психологии, дополнив или заместив ее ограниченные по своим воз­можностям и неудобные в обращении методы строги­ми и эффективными Q-процедурами. Q-методология совмещает в себе наиболее сильные стороны как ка­чественных, так и количественных подходов (Brown, 1996). Исследования, отвергаемые гуманистической психологией, относятся к R-типу, к которому у Q-методологии также есть претензии. Карл Роджерс (Rogers & Diamond, 1954), центральная фигура в гу­манистической психологии, использовал Q-метод в своем исследовании, оценивающем эффективность психотерапии, сочетая ее, однако, с вызывающим со­мнения R-анализом. Более последовательное ис­пользование Q-метода гуманистической психологи­ей полностью согласовывалось бы с ее собственны­ми принципами.

Гуманистическая психология также могла бы най­ти полезное применение Q-метода в психотерапии. Отстаиваемому гуманистической психотерапией принципу полноправного участия клиента в терапев­тическом процессе наравне с терапевтом Q-методо­логия полностью отвечала бы. Клиент мог бы уча­ствовать в планировании, выполнении и анализе Q-сортировки, а также в применении ее результатов к терапевтическому процессу.

Интербихевиоральная психология

Стефенсон (1982, 1987) заложил в основание раз­работанной им Q-методологии конструкт интербихе-виорального поля, введенный Кантором (Kantor, 1959). Особо выделяемые Стефенсоном операнты, которые интербихевиоризм называет событиями, рассматриваются обеими системами как основопола­гающие данные, на которых должна строиться наука о поведении. Другими словами, вместо того чтобы навязывать такие конструкты, как мотивация, интел­лект, «я», сознание, склонности, черты личности и т. д., исследователь должен изучать то, что индиви­дуум делает — будь то составление письма или сор­тировка высказываний. Обе системы настаивают на том, что частное должно предшествовать общему и что частное, конкретность играет в науке более фун­даментальную роль, чем обобщения. Они сходятся в том, что законы являются не универсальными, а спе­цифичными по отношению к ситуации. Обе рассмат­ривают опыт и субъективность как конкретные фор­мы поведения, а не как нечто существующее отдель­но от поведения, и отвергают представление о том, что содержание разума является исключительно лич­ным, известным только самому гипотетическому ра­зуму, который его содержит. Для Кантора так назы­ваемая личная сфера — это не более чем уникаль­ность происходящего, характеризующего любые события в природе. Личное есть не что иное, как осо­бая характерная точка зрения, с которой рассматри­ваются происходящие события. В области психоло­гии несколько компонентов естественных событий доступны для наблюдения с помощью различных средств и выбора специфических точек зрения. Об­ращаясь к коммуникабельности посредством Q-cop-тировки, Стефенсон также отвергает представления о личной сфере. Таким образом, обе системы подчер­кивают объективность субъективности и ее доступ­ность для исследования. Обе отвергают такие конст­рукты, как дуализм «разум—тело», сознание как вещь или процесс и сведение психологии к невроло­гии. Обе отвергают любые абсолюты и признают из­менчивую природу человеческих взаимодействий от одной ситуации к другой. Несмотря на различие це­лей, между обеими системами наблюдается разитель­ное сходство в используемой ими философии науки — именно так и должно быть, учитывая тот факт, что обе придают основное значение оперантам / событи­ям, из которых выводятся их конструкты.