Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 16 из 168)

Когда индийские ученые начали разрабатывать систематическую психологию, они положили в ее основу свои культурные традиции. В результате

41

появилась органоцентрическая психология, в кото­рой присутствовал психофизический дуализм. В частности, когда они попытались объяснить про­цесс ощущения, они вынуждены были признать, что глаз не может видеть результат своего соб­ственного видения. Следовательно, предположили они, манас должен наблюдать за тем, что видит глаз. Однако они также вынуждены были при­знать, что и манас не может видеть результатов своего видения. Значит буддхи (интеллект) видит то, что видит манас. Но что наблюдает за тем, что видит буддхи? Должно быть, это сверхъестествен­ный индивидуальный дух, атман. Один из текстов на этом заканчивается, но в другом говорится, что Брахман наблюдает за тем, что видит атман. Этот бесконечный порочный круг явился следствием дуализма физического — нефизического и внут­реннего — внешнего, сформировавшегося в течение многих веков и органически вошедшего в раннюю систематическую индийскую психологию. Аристо­тель, придерживавшийся недуалистических и не­центрических взглядов, не сталкивался с такими проблемами. Для него ощущение было актом вза­имодействия объекта и организма.

Таким образом, оказавшись вынужденной долгое время жить в тяжелых социальных условиях, обра­зованная часть общества, состоящая из жрецов брахманизма, сконструировала сверхъестественную психофизическую реальность, эволюция которой прослеживается начиная с поздних текстов «Ригве-ды» и достигает своего полного развития в «Упани-шадах». Аскетизм и медитация, в сочетании со сверхнатурализмом и практиками, направленными на избавление от желаний и формирование отноше­ния к миру как к иллюзии, служили способом бег­ства от ужасных социальных условий. Развившие­ся позднее системы философии рассматривают ряд четко разграниченных между собой психологичес­ких событий (явлений). Их трактовка постепенно приобретает все более внутренний, а нередко и ми­стический характер, в соответствии с эволюцией взглядов — от погруженности в природу в «Ригве-де» к трансцендентальным концептуализациям. Одним из проявлений этой тенденции служит эво­люция атмана от дыхания и ветра до нефизической стороны дуализма «душа—тело». На рис. 2.2 графи­чески представлена эволюция взглядов от анимис­тического натурализма до сверхнатурализма и дуа­лизма «душа—тело» в индийской и европейской культуре.

Упадок Римской империи и возрождение науки

Римская наука, техника и энциклопедизм. В эпо­ху римского господства греческие ремесленники, ас­трономы, ростовщики, музыканты, кораблестроите-

ли, а также квалифицированные рабочие других спе­циальностей доставлялись в Рим. Римляне не стали развивать дальше греческую науку, а использовали знания и практические достижения греков для стро­ительства дорог и акведуков, распространения меди­цины и гигиены, усовершенствования географичес­ких карт и постройки архитектурных сооружений. Образованная часть римского населения приняла точку зрения Эратосфена на сферичность Земли, а некоторые — и гелиоцентрический принцип Арис­тарха. Большинство научных сочинений римлян представляли собой компиляции из более ранних ис­точников, однако Витрувий (31 до н. э. — 14 н. э.) на­писал десять книг об архитектуре, которые содержа­ли относительно новый материал, включая анализ акустики. Повторное открытие его работ в средние века привели к возрождению романского стиля в ар­хитектуре. Оригинальными были также сочинения Марка Агриппы (63-12) по инженерии, географии и картографии. К числу римских энциклопедистов принадлежал Авл Цельс (примерно начало I в. н. э.), автор многочисленных сочинений на различные темы, из которых сохранились только его медицин­ские трактаты, содержащие свод знаний по алексан­дрийской медицине. Гален (131-200), врач греческо­го происхождения, живший в Риме, соединил соб­ственные медицинские открытия и различные традиции медицины и подчеркивал, что устройство человеческого тела служит определенным целям. По­скольку идея о предназначении человека устраивала христианских теологов, в средние века его взгляды были превращены в догму и оказались препятстви­ем на пути дальнейших исследований. Автором наи­более известной энциклопедии — «Естественной ис­тории», насчитывающей 37 томов, в которых факты переплетаются с мифами, был Плиний старший (23-79). Варрон (116—27 гг. до н. э.) также составил ряд энциклопедий на различные темы, в которых соб­ственным наблюдениям автора отводится лишь не­значительное место. Его лучшее сочинение посвяще­но сельскому хозяйству. Непререкаемая вера Вар-рона в письменные свидетельства, которые он предпочитал наблюдениям, поддерживала линию схоластов позднего эллинизма, продолжавшую до­минировать на протяжении средних веков. Римляне достигли значительных успехов в строительстве и инженерном деле, но «сделали очень мало, или прак­тически ничего, для развития естественных наук. На­против, они в значительной степени способствовали упадку науки и сдерживанию истинно научных ин­тересов, распространив множество псевдонаучных сочинений, подобных «Естественной истории» Пли­ния» (Barnes, 1965). Риторика, изобилующая теат­ральными эффектами и цветистыми выражениями, превратившимися в самоцель и весьма далекими от реальности, становится основой образования в Рим­ской империи.

Плотин. Несмотря на технические достижения римлян и распространение энциклопедического зна­ния, вся психология после Лукреция является мис-

42


43

тической. Это относится как к патристике, так и к языческой психологии. Однако обе они сами по себе явились психологической реакцией на враждебные социальные условия и попыткой бегства от невзгод своего времени. И язычники, и христиане искали утешения в возвышенных абстракциях мистическо­го Единого (One), бесконечно далекого от суровых условий жизни в Римской империи. Среди язычес­ких философов наибольшей известности достиг Пло­тин (204-270), оказавший влияние на многих хрис­тианских авторов, включая Августина, а также на исламскую мысль и современную психологию. Как и большинство ученых эллинистического периода — языческих и христианских, — он обучался в Алексан­дрии. Плотин попадает туда в 243 г. во время путе­шествия на Восток, но бежит в Рим после убийства императора Гордиана (Gordian). По словам его уче­ника Порфирия (233-304), в Риме он «усердно тру­дится, чтобы освободиться и подняться над горьки­ми волнами этой иссушающей кровь жизни» (Porphyry, 1934, par. 23). Поскольку факт рождения имеет столь очевидную физическую природу, Пло­тин избегал упоминания о своих родителях и даже стыдился обладания физическим телом.

Плотин многое заимствовал у Платона, но значи­тельно переработал его учение, превратив в то, что он назвал неоплатонизмом. Платон начинал свои науч­ные поиски с изучения сенсорных событий (sensory events), хотя и считал ощущения недостоверными и стремился обнаружить за тем, что доступно ощуще­нию, более совершенные формы. Он называл высшую форму совершенства Идеей или Единым. Так, напри­мер, человек не в состоянии начертить совершенную окружность на восковой табличке, но может иметь идею совершенной окружности. Трансформация его философии Плотином началась не с конкретных со­бытий, а с мистического Единого, или Тотальности (Целостности) Бытия и Небытия, из которой эмани-руют другие абстракции или конструкции, подобно каплям, падающим с крана, и все более удаляющимся от первоначального источника (см. рис. 2.3). Эти эма­нации и составляют реальность. Плотин указывает три эксплицитных уровня этих эманации. Первый уровень представляет собой Единое, эманацией кото­рого является Нус, или Мировая Душа (псюхе), из ко­торой, в свою очередь, эманирует Разумная Душа (Mind). В качестве следующей, четвертой, эманации неявно предполагается индивидуальная душа, а на еще более внешних (или глубоких) уровнях - мате­рия, включающая физическое тело. Человеческий дух, или Разумная Душа, может быть обращен вверх — к чистой Мировой Душе, либо вниз — к грешной мате­рии. Разумная Душа отвечает за познание, а высшей формой познания является мистический союз с Еди­ным. К этой традиции восходит слияние познающего и познаваемого в современном социальном конструк-ционизме (см. главу 8). Плотин призывал отвернуть­ся от низменных объектов ощущений и обратиться к собственной Разумной Душе — частице Единого. Бес-

смертия не существует, а потому человек должен со­единить свою индивидуальную душу с Мировой Ду­шой, утратив тем самым собственную индивидуаль­ность. Умирая, Плотин сказал, что он пытается возвра­тить Божественное в себе к Божественному Абсолюту (Porphyry, par. 2).

Подход Плотина к процессу восприятия был уна­следован большинством систем современной психоло­гии, которые основаны на тех же исходных предпо­сылках. Объект воздействует на органы чувств, а орга­ны воздействуют на Разумную Душу, которая (вос)создает качества объекта — его текстуру, цвет, плотность, запах, вкус и т. д. При этом нами воспри­нимается не объект, а его психическая репрезентация. Такой точки зрения придерживаются органоцентри-ческие системы, в особенности ортодоксальная (клас­сическая) когнитивная психология (см. главу 3), од­нако ее отрицают энвайроцентрические и нецентри­ческие системы. Акцент Плотина на внутренних агентах или процессах также характерен для органо-центрических систем. Память, считал Плотин, не име­ет отношения к физическому телу, но всецело принад­лежит Разумной Душе, где записываются прошлые события. Душа и тело не могут воздействовать друг на друга. Мышление и рассуждение, как и память, нахо­дятся за пределами физического, хотя и вызывают такие чувства, как гнев. Полное разграничение души и тела с неизбежностью привело Плотина к противо­речиям, однако именно он представил мистический подход в наиболее очищенной и совершенной форме, который в сочетании с греческим рационализмом явился той платформой, на которой базировалось ин­теллектуальное развитие последующих столетий. Наиболее привлекательным элементом философии Плотина была программа избавления от волнений римского мира. Труды Плотина проложили путь для развития христианской теологии. Они «оказывали прямое влияние на христианскую мысль в течение целого тысячелетия.., включая наиболее влиятельно­го из отцов церкви, Августина» (Barnes, 1965). В свою очередь, и сам Августин (см. далее) также оказал зна­чительное влияние на психологию.