2. Люди сознательно реализуют право выбора и тем самым определяют собственную судьбу.
3. Описание и есть объяснение. Описание мотивов как действий (reasons as actions) замещает собой фи-зикалистские («динамические») конструкты.
4. Главное значение имеют действия людей, поэтому мы должны отказаться от объяснений посредством сущностей [как того, что «существует объективно», независимо от людей], наряду с отказом от разделения на внутреннее и внешнее (или на душу (mind) и тело).
Постулаты
1. Психологические события состоят из действий и должны описываться на языке действий.
2. Действия людей включают в себя акт выбора, постановку целей, достижение целей и отыскание смыслов.
3. Действия не обязательно являются наблюдаемыми. Мышление, узнавание, чувствование, переживание страха, идеация и фантазирование являются активными событиями — действиями не в меньшей степени, чем слышимые вербализации.
4. Эротические и агрессивные действия и конфликты свойственны исключительно детству и влияют на последующее поведение.
5. Человеческие действия могут быть бессознательными, предсознательными и / или сознательными.
6. Действия являются совокупными продуктами усилий людей и влияния обстоятельств.
7. Речь как повествование (narration) заключает в себе опыт индивида, а наличная реальность конструируется из таких описаний. Ни одно из описаний нельзя рассматривать как более истинное, чем другие, но каждое из них является одним из возможных способов изображения реальности.
ЭНВАЙРОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Имплицитные постулаты анализа поведения (Б. Ф. Скиннер, глава 6)
Метапостулаты
1. Основная цель психологической науки заключается в предсказании и управлении (контроле).
2. Предметом психологической науки является исключительно поведение.
3. Психофизический дуализм не имеет под собой основания, поскольку существует лишь физический мир.
4. Окружающая среда есть единственная причина всякого поведения.
Постулаты
1. Среда определяет поведение через отбор по последствиям.
2. Поведение детерминированно и закономерно.
3. Поведение потенциально сводимо к биологии и, в конечном счете, к химии и физике.
4. Поведение нельзя сводить к биологии*.
5. Личные (скрытые) и публичные (открытые) события обладают однородными физическими измерениями.
6. Внешние (публичные) события, в отличие от внутренних (личных) событий, последовательно (непротиворечиво) подкрепляются.
7. Поведенческие изменения, вызываемые условиями подкрепления, имеют биологическую природу.
8. Методология функционального анализа соотносит средовые независимые переменные с поведенческими зависимыми переменными.
9. Поведение можно разделить на два основных функциональных класса: респондентное и оперант-ное.
10. Оперантное поведение может контролироваться предшествующими стимулами.
* То есть в принципе поведение сводится к биологии, но если мы будем фактически сводить его к биологии, оно утратит для нас свою специфику. — Прим. науч. ред.
351
11. Оперантное поведение может быть наиболее адекватно описано с помощью следующих трех терминов: сигнальный или дифференцировочный стимул, оперантная реакция, подкрепляющий стимул, и наиболее адекватно понято как функциональные отношения между ними.
Полуэксплицитные постулаты эко-
бихевиоральной науки
(Р. Баркер: глава 7)
Метапостулаты
1. Многие естественные события, относящиеся как к физической окружающей среде, так и к поведению, являются упорядоченными и структурированными (patterned).
2. Многие естественные события, включая события с участием людей, происходят в организованных смежных целостностях или блоках (units), несоизмеримых между собой.
3. Окружающая среда является не пассивной, а активной.
4. Естественно происходящие события, включающие человеческую деятельность, могут быть поняты только тогда, когда эти события наблюдаются в естественной последовательности, не прерываются и не дробятся на дискретные элементы (units).
5. Поведение является функцией окружающей среды.
Постулаты
1. Именно поведение, а не гипотетическая душа (mind) или какой-то иной конструкт, поставляет нам данные, и именно к поведению следует обращаться в любом описании или анализе.
2. Формы поведения, в совокупности с неодушевленными предметами и внешними условиями, образуют организованные и самоподдерживающиеся паттерны, которые служат правомерной областью исследования.
3. Причины поведения лежат преимущественно в его «сеттинге» (единстве установочных параметров и внешних условий), а не в индивидуальных чертах.
4. Поведение и «сеттинг» взаимозависимы.
5. «Сеттинги» поведения не сводимы ни к какому другому уровню события.
Операционные принципы
1. Выбор тем исследований определяется требующими изучения областями жизни и деятельности, а не положениями той или иной теории.
2. Сбор данных производится с атеоретической позиции, хотя их последующий анализ может проводиться на основе теории.
3. Наблюдение должно относиться к естественно происходящим событиям и, по возможности, не оказывать влияния на наблюдаемые явления.
4. Достоверное наблюдение требует размещения исследовательской базы в непосредственной близости от изучаемых «сеттингов»; она должна быть неотъемлемой частью существования интересующего исследователей сообщества (community).
5. Часто целесообразно продвигаться от «от сложного к простому». «Сложное» может представлять собой некую организацию, которая не могла бы быть выявлена при изучении отдельных частей или при попытке понять целое по его частям.
6. Для адекватного понимания взаимозависимостей и кумулятивных эффектов могут потребоваться длительные периоды наблюдения.
7. Результаты измерений, даже если они производились в минимальных масштабах и не обнаружили ярких эффектов, следует собирать и накапливать как индикаторы экологических отношений.
СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Полуэксплицитные постулаты
социального конструкционизма
(К. Герген: глава 8)
Протопостулаты
1. Мы не можем установить никаких универсальных истин в отношении мира.
2. Единственным типом событий в природе, в существовании которых мы можем быть уверены, являются социальные события.
3. Каждый человек в отдельности не обладает знанием, [поскольку] знание представляет собой не что иное, как тип отношений, существующих в человеческой общности (community).
4. Ни разумная душа (mind), в которой мир отображается и генетически организуется, ни наблюдения за миром вокруг нас не являются источником знания.
5. Отношения между людьми, сведенными вместе историей и объединенными культурой, определяют формы выражения, посредством которых мы понимаем мир.
6. Наука, логика, мифология, религия, мистицизм, общественное мнение, и литература имеют равные основания претендовать на истину в качестве социальных традиций (social conventions).
7. Социальный конструкционизм имеет не больше прав претендовать на истину, чем любой другой подход. Сущность данного подхода, как и остальных, состоит в попытке осмыслить повторяющиеся паттерны.
8. Социальное сообщество (social community) может оценивать или обосновывать достоверность сво-
352
их утверждений только внутри самого себя, однако, в силу культурных различий, оно не может делать этого в отношении утверждений другого сообщества.
9. Наиболее существенным вкладом науки в культуру, частью которой она является, служит обеспечиваемая ею «теоретическая интеллигибель-ность».
10. Апелляция к логике, а также к фактическим свидетельствам не имеет силы за пределами социальных групп, в рамках которых данные формы [доказательства и демонстрации истинности] культурно и исторически «ложились, хотя процедуры логического вывода могут использоваться при формулировании положений социального конструк-ционизма, а также в ходе критического анализа формулировок других подходов; при этом обращение к фактическим свидетельствам может использоваться наряду со средствами логики.
Метапостулаты.
1. Отказавшись от претензий на истину, социальный конструкционизм призывает других исследовать возможные варианты, которые придавали бы реальности осмысленность, а также рассматривать альтернативные способы объяснения [наблюдаемых ими событий].
2. Придерживаясь тотального релятивизма, социальный конструкционизм воздерживается от собственной позиции по каким-либо вопросам научного, морального, политического, или иного характера. Данные вопросы могут рассматриваться только в контексте конкретной культуры.
3. Индивидуальные характеристики могут быть сведены к дискурсу социальной группы*.
4. Мы структурируем мир лингвистически, а не когнитивно. Требование истинности заключается в сочетаемости слов, содержащих в себе логическое утверждение (пропозицию).
5. Социальный дискурс — единственная форма знания, и это знание не выходит за рамки той социальной группы, для которой характерен данный [тип] дискурса.
Постулаты
1. Психология изучает социальный дискурс как единственный базис знания.
2. Социальный дискурс содержит истину или знание только на локальном уровне, на котором порождается данный тип дискурса.
3. Каузальность возникает не под действием внутренних факторов (души (mind), мозга, воли или других индивидуальных конструктов), ее источник находится в социальном сообществе.
НЕЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Полуэксплицитные постулаты
диалектической психологии
(К. Ригель: глава 9)
Метапостулаты