1. Все существующее в этом мире находится в состоянии непрерывного и неизбежного изменения.
2. Противоречия, противоположности и конфликты пронизывают все эти изменения. Противоречия заложены во всем и являются источником изменений.
Следствие: Наука сама находится в постоянном конфликте и благодаря этому порождает бесконечно изменяющееся понимание.
3. Диалектика человека (human dialectics) не является ни организменно-, ни энвайронментально-центрированной, но подчеркивает важность интерактивных, реципрокных отношений между людьми и окружающим миром.
4. Диалектика может быть внутренней и внешней, а связующим звеном между этими двумя сферами служит психическая активность.
Постулаты
1. Люди непрерывно воздействуют на окружающий мир и изменяют его, изменяясь, в свою очередь, под его воздействием.
2. Поведение представляет собой непрерывный процесс, а не последовательность отдельных элементов (или единиц), однако изменения могут быть связаны с диалектическими скачками.
3. Поведение имеет место в конкретной среде и развивается исторически.
4. Равновесие и стабильность представляют собой лишь временные состояния, явившиеся результатом разрешения противоречий и ведущие к новым противоречиям.
5. В силу непрерывного изменения, предположения о существовании внутренних устойчивых образований или неизменных свойств, таких как интеллект, черты [личности] или способности, лишены оснований.
Эксплицитные постулаты
интербихевиоральной психологии
(Дж. Р. Кантор: глава 10)
Протопостулаты
1. Никакая наука не имеет дело с формами жизни (existences) или процессами, выходящими за преде-
" То есть, к описанию индивидуальности в языковых терминах, принятых в рамках данной социальной группы. Прим. науч. ред.
353
лы возможностей научного метода. Никакая научная проблема не может касаться "реальности", находящейся за пределами наблюдаемых событий и их изучения.
2. Научная конструкция — формулировка (а) гипотез и (б) теорий и законов — должна выводиться из взаимодействий поведения с событиями, а не приписываться событиям либо научным изысканиям на основе каких-либо источников, не относящихся к сфере науки.
Метпапостулаты
1. Психология является относительно независимой наукой (science), хотя и находящейся в постоянном междисциплинарном контакте со смежными науками.
2. Адекватная психологическая система должна принимать во внимание события, операции и конструкцию теории.
3. Психологические системы не сводимы к другим областям научного знания.
4. Психология должна быть освобождена от всех традиционных философских систем.
5. Все научные системы подвержены изменению. Постулаты
1. Психология изучает интербихевиоральные поля.
2. Психологические поля имеют сложную структуру (are multiplex).
3. Психологическое интерповедение представляет собой деятельность целостных организмов, а не отдельных органов или тканей.
4. Психологические события происходят без участия каких-либо внутренних или внешних определяющих конструктов (determiners).
5. Психологические события являются онтогенетическими.
6. Психологические конструкции неотрывны от первичных (не подвергавшихся теоретической «очистке») данных о событиях.
7. Психологические события взаимосвязаны с со-циетальными событиями, а также с событиями, изучаемыми физикой, химией и биологией.
8. Психологические события ведут свое происхождение от биоэкологических форм интерповедения.
Имплицитные постулаты
оперантного субъективизма
(У. Стефенсон: глава 11)
Протопостулаты
1. Наука имеет дело исключительно с конкретными событиями (явлениями). Наука не занимается такими теоретическими конструктами, как душа и тело, сознание или «я».
2. Каждое событие в природе специфично и уникально; такие специфичности предшествуют общностям и заключают их в себе.
Метапостулаты
1. Психологические события имеют строение, отличающееся от структуры событий, рассматриваемых физиологией или физикой.
2. Любые внутренние или внешние определяющие конструкты (determiners), так же как и любые разграничения души и тела, не являются релевантными для научной психологии.
3. Все, что не подлежит наблюдению, не является частью научной психологии. Психология имеет право, рассматривать только то, что может быть продемонстрировано [«объективировано»] при помощи относительно надежной операции, наподобие измерения кровяного давления с помощью тонометра или выявления субъективности (индивидуальности) посредством методики Q-сортировки.
4. Каждое научное исследование состоит из конкретных инференциальных интеракций, специфичных для каждой ситуации, и требует адаптации используемых средств анализа к особенностям экспериментальной ситуации.
5. Исходным пунктом исследования являются операнты или события, а не конструкты.
6. Коммуникация (а значит и передача данных) имеет место между отдельными людьми, а не группами, но может также происходить на внутриинди-видном уровне.
7. Источниками субъективности или смысла являются индивидуумы, а не группы.
Постулаты
1. Психологические события состоят из поля взаимодействий между организмами и объектами, которое формируется исторически в соответствующих условиях. (Стефенсон соглашается с формулой Кантора: РЕ = C(k, sf, rf, hi, st, md) — см. главу 10.
2. Психологические события являются как субъективными, так и объективными. Они субъективны с индивидуальной точки зрения (отнесение к себе) и объективны с точки зрения другого лица (отнесение к другому).
3. Значительная часть психологического поведения, обозначаемого терминами «душа» («mind»), «сознание» и / или «я», представляет собой субъективное или относимое к себе поведение (оставшаяся часть представляет собой объективное поведение). Следовательно, такое поведение может быть наиболее адекватно понято при использовании процедур, позволяющих участнику исследования самостоятельно производить измерения, и при применении количественных методов, которые сохраняют индивидуальные смыслы и определяют степень их пересечения у разных лиц.
4. Методы усреднения, которые замещают смыслы вещей для конкретных испытуемых смыс-
354
лами, привносимыми экспериментатором, применимы лишь в тех случаях, когда наиболее важными являются факты или информация, хотя и в этих случаях их применение далеко не всегда оправдано.
Имплицитные постулаты
феноменологической психологии
(М. Мерло-Понти: глава 12)
Протопостулаты
1. Природа не представляет собой тотальной взаимозависимости всего, при которой не существует никаких различий; в то же время она не складывается из изолированных процессов. Природа состоит из структур, включенных в непрерывные отношения, являющиеся свойствами целостностей.
2. Наука занимается поиском законов, которым подчиняются эти структуры.
3. Структура и закон представляют собой диалектическую или реципрокную пару, а не отдельные сущности (beings),
■
Метапостулаты
1. Психологические события не сводимы к биологии, химии или физике, которые, однако, обеспечивают условия реализации поведения.
2. Наряду с физическими характеристиками мир обладает смыслами. Именно эти смыслы представляют главный интерес для психологии.
3. Ни внутренние, ни внешние определяющие конструкты (determiners) не являются релевантными для научной психологии.
Постулаты
1. Поведение невозможно адекватно понять ни как механические реакции на стимулы, ни как вызванное заключенной внутри организма душой (mind).
2. Поведение представляет собой взаимодействие, диалектический обмен, отношение.
3. Имеющее смысл поведение составляют отношения между субъектом (конкретным человеком) и объектом, однако человек более важен, чем отношение.
4. Объективное и субъективное различаются только как системы отсчета.
355