В XIX в. Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) в России и Юлиус Мейер (Julius Meyer, 1830-1895) в Германии, основываясь на более ранних исследованиях, разработали периодическую таблицу химических элементов. Тем самым был систематизирован характер отношений между элементами, распространяющийся на всю материю, — закон, ставший фундаментальным как для химии, так и для физики.
50
Другим принципиальным научным достижением явилась теория биологической эволюции Чарльза Дарвина (1809-1892), подкрепленная огромным фактическим материалом и опровергающая теологическую доктрину творения различных видов живых существ. Другим важным аргументом против теологии стал синтез органического вещества — мочевины — из неорганического — цианата аммония, осуществленный Фридрихом Вёлером (1800-1882). Таким образом, был продемонстрирован тот факт, что не только живые органические формы представляют собой непрерывную эволюционную цепь, но что органическое и неорганическое вещества также едины по своей природе, а значит, вера в божественную силу («витализм») , присутствующую в органической материи и якобы отличающую ее от неорганической, оказывается лишенной основания. Периодическая система элементов явилась свидетельством того, что даже неорганические элементы связаны между собой непрерывным характером отношений.
Однако несмотря на революционные достижения физических и биологических наук, психология не участвовала в этом процессе превращения в систематическую науку. Собственно говоря, не существовало даже четко очерченной дисциплины, носившей название «психология»; ее место занимало лишь предположение, развившееся из теологии и подхваченное философией XVII столетия, о том, что душа или разум являются источником таких видов человеческой активности, как мышление и воля. Вопрос о том, как нефизический агент может воздействовать на физическое тело, стал предметом острых философских дебатов. Лишь к концу XIX в. психология начинает оформляться как самостоятельная дисциплина, хотя и все еще несущая на себе балласт прошлого.
Попытки примирить душу/разум с природой.
Представление о душе, находящейся вне границ природного мира, оказалось для философии XVII и последующих веков не меньшим камнем преткновения, чем для Григория Нисского в IV в. (см. с. 40) Никто не осмеливался впрямую оспаривать его правомерность, как это сделал Лукреций в I в. Более того, отец современной философии Рене Декарт (1596-1650) просто допускал возможность взаимодействия души и тела без всякого логического анализа такой возможности. Он полагал, что душа (ум) является непротяженной (unextended) (не имеет физических измерений), и располагается в шишковидной железе головного мозга (эпифизе). Из этого центрального пункта она регулирует духи (spirits), расположенные в полостях мозга, и направляет их по нервам, заставляя мышцы сокращаться. Душа способна действовать независимо от тела, порождая чистое мышление, тогда как мозг может порождать лишь воображение и восприятие. Когда душа и тело действуют совместно в процессе ощущения и воображения, их взаимодействие осуществляется в шишковидной железе. Картезианская теория интеракционизма под-
верглась яростным нападкам со стороны его современников. Как, спрашивали они, душа, лишенная физических качеств, может взаимодействовать с чем-либо физическим? Для того чтобы воздействовать на что-либо физическое, она сама должна стать физической. И как душа может располагаться в шишковидной железе или вообще где-либо в физическом пространстве, если она не обладает физическими измерениями, то есть не имеет протяженности в пространстве? Этот вопрос, который до сих пор сводит на нет все усилия связать между собой душу (разум) и тело, получил название «картезианского дуализма». В дальнейшем мы рассмотрим еще ряд попыток разрешить эту дилемму, практически безуспешных и в большинстве случаев основанных на аналогии. (Декарт также прибегал к аналогиям с механическими и гидравлическими функциями тела, не применяя их, однако, к дуализму «душа—тело».) Порочным был сам отправной пункт этих аналогий, сверхнатуральный конструкт, унаследованный от эпохи двух-тысячелетней давности, а не основанный на реальных феноменах.
Барух Спиноза (христианское имя — Бенедикт, 1623-1677), один из критиков Декарта, попытался разрешить картезианский дуализм, предположив, что и душа, и тело являются атрибутами единого абсолютного Бога, воздействующего на оба компонента, вместо предположения о душе, воздействующей на тело, или наоборот. Он позаимствовал из сферы своей профессиональной деятельности — шлифовки оптических линз — аналогию с выпукло-вогнутой линзой. Если смотреть на нее с одной стороны — линза кажется выпуклой, а с другой — вогнутой, однако это одна и та же линза. Аналогично, глядя изнутри, мы находим непротяженный атрибут мысли, а глядя снаружи — протяженный атрибут тела и движения. Оба они соответствуют друг другу, ибо являются атрибутами или аспектами единого Бога. Эта теория двух аспектов, все еще предполагающая две различные сущности, рассматривалась, однако, многими мыслителями как гипотетическое разрешение дуализма души и тела.
Пытаясь обойти вопрос о том, как могут взаимодействовать душа и тело, Готфрид Лейбниц (1646-1716) предложил удачно согласующуюся со взглядами Григория Нисского аналогию с часами. Бог создал душу и тело в совершенной гармонии, каждую — следующую своим, не зависимым от другой законам, подобно часовщику, создающему два часовых механизма, ход которых всегда согласуется, хотя они и не воздействуют друг с другом. Это означает, что когда душа решает покинуть классную комнату, тело встает и уходит из класса не потому, что разум воздействует на тело, а потому что они полностью синхронизированы божественным актом творца. Эта доктрина получила название теории «предустановленной гармонии». Она является развитием гипотезы Лейбница о том, что Бог создал неразложимые (и не сводимые ни к чему), лишенные протяженности духов-
51
ные силы, названные «монадами». Эти монады, которые не имеют никакого влияния друг на друга, существуют согласно закону иерархии, основанному на эманациях Плотина, где Бог является верховной монадой. Единый (объединенный) разум, как монада, отражает различные степени ясности; самыми туманными являются ощущения, восприятие соответствует промежуточному уровню, а апперцепция обладает совершенной ясностью. Идеи, к которым относятся, в частности, математические истины, являются врожденными и содержатся в едином разуме.
Джон Локк (1623-1704), заинтересованный не столько в разрешении проблемы дуализма «душа-тело» или в разработке характеристик теологического понятия души, сколько в определении роли разума в человеческом познании, отверг взгляды Декарта и Лейбница о врожденных идеях и выдвинул гипотезу, согласно которой единственным источником знания является опыт; эта точка зрения получила название «эмпиризма» (или английского эмпиризма, поскольку ряд британских авторов придерживался сходных точек зрения). Он предложил ставшую знаменитой аналогию детского разума с чистым ЛИСТОМ) на котором записывается (индивидуальный) опыт. Мы приобретаем знания благодаря ощущениям внешнего мира и рефлексии (reflection) внутреннего. Локк принимает модель двух миров Плотина—Галилея—Ньютона и утверждает, что «вторичные качества», такие как запах, вкус и прикосновение, звук и цвет, удовольствие и боль, производятся организмом и являются непротяженными, в отличие от «первичных качеств»: формы, плотности, количества и движения, существующих независимо от разума и имеющих протяженность.
Развивая мысль Локка, Джордж Беркли (1685-1753) рассуждает о том, что если вторичные качества находятся в разуме, то нет причин полагать, что первичные качества не могут находиться там же. А если так, то все находится в разуме. И поскольку ощущения существуют в человеческом разуме, объекты представляют собой не что иное, как совокупности (packages) ощущений. Таким образом, физический мир не обладает независимым существованием от разума людей. Однако, несмотря на такую точку зрения, Беркли подчеркивает важность опыта в установлении ассоциаций между различными ощущениями. Настаивая на том, что имеющая протяженность материя не может воздействовать на лишенный протяженности опыт, Беркли полностью устраняет одну сторону дуализма «душа—тело» и утверждает монизм, в соответствии с которым все сущее есть дух. Эта точка зрения во многом близка к индийской философии Веданты (см. с. 41) и крайнему логицизму Августина. Анонимный шутник иронизирует над позицией Беркли в следующем сатирическом стихотворении:
Жил на свете целитель верой; Он сказал: «Хотя боль нереальна,
Если сяду я на булавку,
Что пронзит мою нежную кожу,
Испытаю иллюзию боли».
Шотландский мыслитель Дэвид Юм (1711-1776) делает вслед за Беркли следующий шаг и отрицает как разум, так и дух, поскольку мы не можем убедиться в их существовании. Наш опыт, утверждает он, представляет собой коллекцию ощущений или «впечатлений», которые благодаря привычным ассоциациям (опыту совместного восприятия различных вещей) заставляют нас приписывать этим впечатлениям качество причинности. Впечатление причинности и другие ассоциации представляют Собой ментальную гравитацию (mental gravity), притягивающую друг к другу ментальные частицы. Вслед за Локком и Беркли Юм сводит качества мира (реальности) к ментальным ощущениям (mental sensations). Несмотря на свое отрицание разума, Юм отводит разуму место своего рода театра, на сцене которого последовательные ощущения появляются и смешиваются друг с другом и с различными ситуациями, ассоциируясь по закону психической гравитации. Таким образом, разум — это всего лишь коллекция ощущений. Эта позиция, базирующаяся на взглядах других представителей английского эмпиризма, является кульминацией атомистической теории разума, противоположной точке зрения о едином разуме, разделяемой мыслителями континентальной Европы (континентальной философией). Атомы разума возникают из мира, тогда как согласно представлениям континентальной философии единство разума предполагает наличие врожденных идей или врожденной организации наших ощущений окружающего мира. Идея атомистического разума, проповедуемая Юмом, ознаменовала радикальный отход от представлений о единой душе/разуме, разделяемых Отцами Церкви, Августином, Плотином, Фомой Ак-винским, Декартом, Лейбницем и другими мыслителями.