Другой пример смешения конструктов и событий мы находим в работе Борнштейна (Bornstein, 1988), пытающегося оправдать ненаблюдаемые переменные (unobservables) в психологии. Он утверждает, что «психологи исследуют чувства, мотивации и другие внутренние процессы». При этом и события, и конструкты оказываются у него включенными в состав очередного конструкта — внутренних процессов. Давайте детально рассмотрим то и другое понятие, чтобы выяснить, каковы возможные альтернативы их смешению.
• Вы, вероятно, согласитесь, что если вы получили пятерку на письменном экзамене, ваша радость является реальным событием. Следовательно, чувство — это событие, включающее индивидуума и его взаимодействие с тем, по поводу чего он испытывает данное чувство, в частности, радость при виде пятерки на своей экзаменационной работе.
• Почему вы так старались, чтобы получить пять? Должно быть, вы были мотивированы. Но что такое мотив? Это не нечто, существующее само по себе; мотив должен иметь конкретный референт, относящийся к разряду идентифицируемых событий. Возможно, вы заключили со своим другом пари на бублик, что вам удастся получить пятерку. Мотивация — это конструкт причинности (construct of causality), a не событие, однако он может быть удобен как обобщающий термин, если имеет идентифицируемый ре-
63
ферент. Однако, в отличие от Борнштейна, мы не исследуем мотив как таковой, поскольку он не более чем абстракция, конструкт. Предметом нашего исследования являются конкретные условия, вызывающие специфические формы поведения.
• Последний пример из работы Борнштейна, внутренние процессы (которые он полагает как всеобъемлющую категорию), также являются конструктом, а не событием. Этот пример основан на допущении, что природа разделила нас на две части. Если мы сможем указать конкретные референты внутренних процессов, различение на «внутреннее—внешнее» оказывается лишенным оснований. Идентифицируемые природные (естественные) события — радость при виде пятерки, пари, послужившее одной из причин ваших стараний заработать пятерку, — становятся фокусом исследования, а не конструируемая дуальность. Однако конструкт внутренних процессов, как правило, относится к дуализму «душа—тело» и не имеет наблюдаемых референтов.
Борнштейн продолжает оправдывать ненаблюдаемость в психологии, утверждая, что гравитация также ненаблюдаема и что физики также используют косвенные методы исследований. Напротив, гравитация не является ненаблюдаемой. Это событие, включающее отношения тел в пространстве, и эти отношения поддаются наблюдению, измерению и математическому описанию. Аналогичным образом мы можем наблюдать взаимоотношения людей и их окружения и описывать эти отношения, а не основываться на культурных конструктах, навязывая их исследованиям. Мы располагаем альтернативами для выбора.
Возможная причина признания ненаблюдаемости, полагает Кантор (Kantor, 1979), заключается в том, что мы взаимодействуем с нашим окружением двумя различными способами. Первый связан с наблюдением и манипулированием, тогда как второй является более тонким и включает предчувствия, предположения и знание. Поскольку второй тип реакций более отдален от исходных событий, ученые могут полагать, что они имеют дело с одними вещами, тогда как фактически они имеют дело с другими (см. также вопрос об аналогиях на с. 80). Культурные традиции, вероятно, имеют еще большее влияние, но мы не связаны культурой; мы сами изменяем ее собственными действиями, а следовательно, изменение нашего отношения к культурным конструктам не является чем-то невозможным (Kantor, 1938, 1973).
Несмотря на заявления о том, что «теоретические термины» (конструкты) и обсервационные термины в равной степени производны (inferential) и ненадежны, ряд эмпирических исследований этих терминов свидетельствует о более высокой надежности и валидности
последних и о четкой различимости двух видов терминов (Clark & Paivio, 1989). Исследователи обнаружили, что «обсервационные термины более прямым образом, чем теоретические, соотносятся с наблюдаемыми феноменами, а также более устойчивы и определенны в своих значениях» (р. 510). И далее, «полученные данные говорят о том, что ученые по-разному относятся к обсервационным и теоретическим терминам при формулировании или сообщении научных идей и должны сохранять такое различие. Обсервационные термины имеют более стабильные и универсальные значения и содержатся в утверждениях, которые могут быть подвергнуты эмпирической проверке путем обращения к их конкретным референтам» (p. 510)16.
Должна ли психологическая система базироваться на конструктах или на событиях? Иными словами, должны ли ее сторонники начинать с конструктов, с помощью которых они будут интерпретировать события, или они должны начинать с событий и развивать свои конструкты на основе этих событий? Кантор (Kantor 1981b) утверждает, что «в целом, отвечающая критериям валидности логика науки должна быть основана на полном признании связей между событиями и конструктами» (р. 6), включая четкое разграничение между ними. Ему созвучно мнение Лихтенштейна (Lichtenstein, 1984):
«Если мы будем строго следовать тому, что определяется в научной работе, мы будем иметь базис для различения между данными, процедурами исследования и конструкциями. Конструкционная фаза исследовательской работы приобретает для нас особо важное значение, когда мы осознаем, что именно на этой стадии возникает основная часть научных разногласий. Конструкты с наибольшей вероятностью будут обоснованными в том случае, когда они выводятся в результате непосредственного контакта с событиями, независимо от того, используются при этом (экспериментальные) манипуляции и измерения или нет. К сожалению, ученые, находящиеся во власти традиции, как правило, не осознают этот факт. В результате астрономы обнаруживали орбиты планет, имеющие форму окружности, а биологи подробно описывали гомункулусов [крохотных человечков], содержащихся в сперматозоидах» (р. 471).
Конструкты с пространственно-временными координатами. Конструкты необходимы в науке, и если они правильно используются, они всегда имеют конкретные референты: их референтами являются вещи или события. Логические выводы — это конструкты,
16 Любопытно отметить, что авторы прибегли в своей работе к конструктам, референтная база которых была подвергнута сомнению другими исследователями (см. главу 3).
64
играющие важную роль в науке. В V-IV вв. до н. э. Демокрит, наблюдая за поведением материи, пришел к выводу, что она состоит из мельчайших частиц, которые он назвал «атомами». Хотя он не мог удостовериться в существовании атомов, наличие у них пространственно-временных координат давало людям возможность когда-нибудь наблюдать их в случае их существования. В XX столетии развитие технологической базы сделало возможной экспериментальное доказательство существования этих частиц, которое было выведено логическим путем. И напротив, исторические (historical) конструкты, навязываемые человеческим действиям, не имеют пространственно-временных координат, являясь трансцендентными по отношению к пространству и времени. По этой причине были изобретены аналогии — конструкты по поводу конструктов, — и мозг, как материальный орган, стал выполнять замещающую роль по отношению к этим нематериальным агентам. Однако как психологический орган, мозг также является конструктом (см. с. 73-77).
Эстес (Estes, 1989) одобрительно ссылается на Бора, Эйнштейна и Халла, как использующих абстрактные, логически выведенные «репрезентации» (конструкты). Бор предположил, что атомы содержат электроны, вращающиеся вокруг ядра. Такая модель обладала пространственно-временными координатами, допускающими ее потенциальную проверку. Данный конструкт оказался чрезвычайно плодотворным для физики и химии и продолжает быть полезным несмотря на то, что его валидность в настоящее время подвергается сомнению. Эйнштейн предположил, что гравитацию образует пространство, искривленное массой находящихся в нем тел; данный конструкт позволил точно предсказать путь света, излучаемого звездами и проходящего вблизи Солнца. В противовес этим научным конструктам «внутренние побуждения» Халла не имели пространственно-временных координат, несмотря на его усилия придерживаться точки зрения логических позитивистов и определять их через операции. Основанная Халлом на понятии внутренних побуждений теория научения, оказавшая значительное влияние на других ученых, а также его предсказания поведения, выводимые им из своей теории, не выдерживают критики ни по теоретическим, ни по эмпирическим (использующим наблюдения) основаниям.
Типы конструктов. Иногда смешение конструктов и событий является следствием использования термина «переменная» как по отношению к вещам и событиям, так и по отношению к конструктам. В тех случаях, когда это слово относится к стимуль-ным условиям (stimulus condition), реакциям, контексту, состоянию организма (body condition) либо
другим конкретным вещам, переменная является вещью или событием. Когда же под переменными понимаются «промежуточные переменные», такие как «О» Вудвортса, «внутренние побуждения» Халла или «когнитивные карты» Толмена, они являются конструктами. Сознание, когниции, опыт и разум также используются как промежуточные переменные17. Как указывает Кантор (Kantor, 1957), промежуточные переменные были введены Толменом (Tolman, 1936) с явной целью отвести место ментальным процессам в его теоретической модели, а Толмен позаимствовал это понятие у Джеймса, который описывал психическую жизнь как промежуточную между воздействиями (impressions) на тело и реакциями тела на внешний мир. Промежуточные конструкты были превращены в ненаблюдаемые события и наделены причинными качествами: внутренние побуждения, инстинкты или разум стали рассматриваться как причинные факторы по отношению к поведению.