Символические репрезентации мира — это ментальные события, имеющие место между двумя фи-
зическими событиями: «регистрацией энергии органами чувств и использованием нервных импульсов для высвобождения энергии, приводящей к мышечному сокращению» (Johnson-Laird, 1993, p. xiii). Было предложено два (с некоторыми вариациями) механизма, посредством которых мир внутренне репрезентируется нашим компьютерным мозгом. Один из них включает образы конкретной сенсорной модальности. Их львиная доля приходится на зрение, однако сторонники данной точки зрения утверждают, что репрезентация может осуществляться в любой модальности, например, в виде запаха (цветущая сирень) или звука («Звездное знамя»*) Эти образы являются аналогами реального объекта или события и носят название «аналоговых репрезентаций» («analogical representations»). Второй тип репрезентации называется «пропозициональной репрезентацией» («prepositional representation»). Репрезентации данного типа не ограничены той или иной сенсорной модальностью, но подобны языковым. Они состоят из идей и подчиняются комбинаторным правилам. Следует отметить, что те когнитивисты, которые относят себя к «элиминативистам» (от англ. eliminate — устранять), настаивают на том, что репрезентаций не существует; существуют лишь функции мозга. Они устраняют репрезентации. Одна из разновидностей данного подхода называется теорией «тождества» («identity» theory), ибо, согласно данной точке зрения, функционирование мозга и разум тождественны. «Неэлиминативисты» («поп-eliminativists») же настаивают на реальности репрезентаций, которые вырабатываются благодаря деятельности мозга. Данная точка зрения известна также под названием «эпифеноменализма» или «эмерджентизма»: репрезентации появляются или возникают в результате биологических операций, осуществляемых мозгом, и не тождественны самим этим операциям. Эта точка зрения существует в различных вариациях. Гарфилд (Garfield, 1990a, 1990b), будучи «натуралистом», утверждает, что репрезентации являются не внутренними состояниями организма (или компьютера), а отношениями организма (или компьютера) и окружающей среды, точно так же как быть родителем — это не внутреннее состояние, а наличие определенных отношений со своим потомством. Роль биологии, согласно данной точке зрения, состоит в том, чтобы обеспечить возможности — либо на основе вычислений, либо на основе какого-то иного механизма, присущего данному организму, -- «вступать в определенные типы отношений с окружающей средой» (1990b, p. xxiv).
Описания исследований, включающих воображаемые манипуляции различными объектами, в настоящее время составляют значительную часть литературы по когнитивной психологии и включаются в большинство учебников по данной дисциплине. Чтобы определить, соответствуют ли представляемые объекты объектам реального мира, исследователи
"The Star-Spangled Banner («Звездное знамя») — гимн США с 1931 г. — Примем, научн. ред.
88
(Cooper & Shepard, 1984; Shepard, 1971; Shepard & Cooper, 1982) предъявляли испытуемым пары изображений трехмерных фигур, составленных из кубиков. Испытуемые видели каждый из членов пары в различном ракурсе, т. е. повернутым в пространстве относительно другого члена пары на некоторый угол. Затем их просили определить, видели они один и тот же объект или два разных объекта. Время, необходимое для ответа на этот вопрос, оказалось пропорциональным угловому смещению (величине угла поворота одного объекта относительно другого). Аналогичные результаты были получены для изображений двумерных фигур, поворачиваемых на плоскости, подобно стрелкам часов. На основании этого исследования его авторы высказали предположение, что (а) испытуемые в своем воображении поворачивали один объект, пока он не оказывался в том же положении, что и другой, и (б) представляемые в уме картины соответствовали реальным трехмерным объектам, воспринимаемым в перспективе, а не двумерным изображениям трехмерных объектов, которые им фактически предъявлялись. В дальнейших экспериментах испытуемые должны были представить вращающуюся форму (shape). В тех случаях, когда тестовая форма (либо соответствующая воображаемой форме, либо ее зеркальному отображению) предъявлялась в любой точке вращения, которая соответствовала виду воображаемой формы в той же самой точке вращения (разной для каждого испытуемого), время реакции, требующееся для того, чтобы определить, видит испытуемый одну и ту же форму или разные, было практически одинаковым и составляло приблизительно полсекунды.
Это означает, что испытуемые совершали в своем воображении полный поворот объекта, включая промежуточные положения. На основании результатов этих двух экспериментов, подтвержденных многими другими экспериментами, исследователи пришли к заключению, что испытуемые поворачивали в своем воображении объекты в полном соответствии с реальными объектами. Они предположили, что пространственное представление человека претерпело эволюционное развитие, с тем чтобы соответствовать структурам физического мира, и стало частью врожденных процессов, вероятно, сходных с врожденными универсальными (uniform) грамматическими структурами, которыми обладают, по мнению Хомского, все индивидуумы до того, как эти структуры трансформируются в язык того или иного сообщества.
В том же ключе была проведена другая серия экспериментов на воображение (Kosslyn, Ball, & Reiser, 1978), в которых испытуемым предъявлялись карты вымышленных участков местности с важными объектами, помеченными буквой «X». Испытуемых просили запомнить карты и нарисовать их по памяти. После выполнения этого задания их просили представить в воображении карту и сосредоточиться на одном из объектов, помеченных «X». Затем их просили мысленно просмотреть карту и найти вто-
рой объект. Время, которое требовалось испытуемым для просмотра карты до обнаружения искомого объекта, было прямо пропорционально фактическому расстоянию между объектами; для обнаружения менее удаленных от исходной точки объектов требовалось меньше времени, чем для обнаружения более удаленных.
Пэйвио (Paivio, 1971, 1986) предположил, что для репрезентации образов и вербальных символов используются различные кодирующие системы. Каждая из систем имеет подраздел, отправляющий сигналы соотнесения (references) другой системе, — подобные тем, которые связывают объект с обозначающим его словом. В одном из экспериментов, проведенных с целью проверки данной гипотезы, Пэйвио (Paivio & Csapo, 1973) предъявлял испытуемым слова, относящиеся к определенным объектам, и просил их либо представлять соответствующие объекты, либо произносить слова. Впоследствии испытуемых просили вспомнить их. Испытуемым в два раза чаще удавалось вспомнить воображаемые объекты, к которым относились слова, чем вспомнить произносимые слова, — тем самым было получено свидетельство превосходства невербального кодирования над вербальным и вероятного существования двойной системы кодирования. Вспоминание воображаемых объектов было столь же успешным, как и вспоминание реально показанных изображений. Пэйвио интерпретировал результаты данного эксперимента как подтверждающие его теорию.
С критикой некоторых базисных предположений о ментальных репрезентациях выступил Пилишин (Pylyshyn, 1973). Он отметил, что если образы подобны картинам, требуется один наблюдатель (seer) для восприятия картины, другой — для наблюдения за тем, что видит первый, и т. д. до бесконечности. Скин-нер (Skinner, 1963) указал ранее на ту же проблему: представление о внутреннем мире, являющемся копией внешнего, приводит к вопросу о том, кто/что видит изображение в голове. Кроме того, Пилишин утверждает, что если обработка данных имеет как вербальный, так и невербальный базис, результаты кодирования этими двумя системами должны каким-то образом соотноситься между собой, а это требует третьей системы кодирования, промежуточной между ними либо направляющей их. Косслин (Kosslyn, 1980, 1981,1983) возражает, указывая на то, что предлагаемый Пилишиным третий промежуточный обрабатывающий агент требует очередной кодирующей системы, чтобы направлять его, и т. д. до бесконечности, и потому это предположение аналогично утверждению самого Пилишина о необходимости наблюдателя или гомункулуса. Косслин (Kosslyn, 1983,1994; Kosslyn & Koenig, 1992) привлекает внимание к попытке обойти логическое требование гомункулуса. Частично основываясь на исследованиях с использованием позит-ронной эмиссионной томографии, Косслин (Kosslyn, 1994) утверждает, что при воображении и восприятии используются одни и те же механизмы головного моз-
89
га, и поэтому нет необходимости в привлечении гипотетического наблюдателя.
Косслин предлагает теорию, которую он считает более адекватной, чем теория Пилишина. Он утверждает, что образы — это не картины, а процессы, в которых пространственные отношения компонентов поддерживаются в особой пространственной среде (a special medium of space). Данная теория предполагает существование (а) двух типов файлов для хранения информации и (б) пространственной среды (spatial medium). В файлах первого типа— пропозициональных файлах (propositional files) хранится информация о частях объектов и отношениях этих частей между собой. В файлах второго типа — файлах образов (image files) содержится информация об образах и о том, как они репрезентируются пространственной средой. Пространственная среда — это место возникновения образов. Среда обладает наибольшей разрешающей способностью (или четкостью изображения) в центре и наименьшей на периферии. Среда имеет зернистость, и размер зерна ограничивает возможность видеть детали, а также имеет ограниченные размеры. Как только репрезентация начинает угасать, она формируется в среде. Файлы образов содержат координаты точек репрезентируемого объекта, тогда как пропозициональные файлы содержат информацию о свойствах объекта и их отношениях.