Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 4 из 168)

Нецентрические системы..............................................................353

Полуэксплицитные постулаты диалектической психологии (К. Ригель: глава 9)...............353

Эксплицитные постулаты интербихевиоральной психологии

(Дж. Р. Кантор: глава 10)........................................................................................353

Имплицитные постулаты оперантного субъективизма (У. Стефенсон: глава 11)................354

Имплицитные постулаты феноменологической психологии

(М. Мерло-Понти: глава 12)......................................................................................355

Предметный указатель..............................................................................................356

Русские переводы литературных источников..................................................367

Литература....................................................................................................................368

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

В предисловии к этой уникальной, в определен­ном смысле, книге я не буду пытаться кратко пере­сказывать или анализировать ее основное содержа­ние, как это обычно принято, тем более что сам ав­тор, Ноэль Уилсон Смит, сжато и точно изложил цели, задачи, основные идеи и структуру написанно­го им капитального труда в собственном предисло­вии. Мне же хочется поделиться впечатлением от знакомства с этой книгой и теми чувствами, надо ска­зать, противоречивыми, которые возникали у меня в процессе ее чтения.

Книга посвящена сравнительно-аналитическому описанию современных систем психологии или, гово­ря иначе, положению дел в теории психологии на сегодняшний день. Профессиональным психологам хорошо известно, что количество статей и моногра­фий, посвященных этой обширной теме, таково, что даже для беглого знакомства с ними не хватит чело­веческой жизни. Студенты же вообще оказываются в безвыходном положении. Пуститься в плавание по этому безбрежному морю литературы без специаль­ной подготовки — значит потерпеть крушение уже у самого берега, навсегда потеряв интерес и желание разбираться в головоломных построениях теорети­ков от психологии. Именно в этом кроется одна из причин тяги молодежи к психологической практике и пренебрежения к теории. Исправить это положе­ние крайне трудно.

Ноэль Смит поставил себе задачу облегчить сту­дентам знакомство с развитием теоретической пси­хологической мысли в период после 1950-х годов -и с этой целью написал учебник! Честно говоря, мне трудно было представить себе, что вообще можно написать учебник (или хотя бы учебное пособие) по такому предмету, как современные системы психоло­гии. И когда мне в руки попала книга Смита, я еще не верил, что она посвящена действительно совре­менным системам, полагая, что придется опять чи­тать про Фрейда, Уотсона, Павлова и т. д. Однако, начав читать, я уже не мог отложить эту книгу в сто­рону, пока не дочитал до конца. Разумеется, мною двигал профессиональный интерес человека, занима­ющегося преподаванием психологии уже почти .30 лет, и именно с этих позиций я пытался оценить ра­боту Смита. Искренняя радость от того, что такая книга наконец появилась, и белая зависть (вместе с сожалением, что она появилась, увы, за океаном, а не в России) — именно эти чувства возникли у меня первыми, вероятно, повлияв на мое решение реко­мендовать издательству "прайм-ЕВРОЗНАК" подго­товить перевод книги Смита и издать ее для россий­ских студентов-психологов.

Смит выбрал для своего учебника 16 современных психологических систем, понимая под психологичес­кой системой логическую конструкцию, построенную

на основе эксплицитных или имплицитных постула­тов и служащую для целостного и согласованного рас­смотрения данных и теорий, касающихся предмета изучения. Помимо таких относительно известных у нас систем, как психоанализ, когнитивная психология и гуманистическая психология, Смит подробно рас­сматривает менее знакомый российским читателям анализ поведения Б. Ф. Скиннера и, что крайне важ­но, почти совершенно неосвещенные в нашей литера­туре системы: эко-бихевиоральную науку Р. Баркера, интербихевиоральную психологию Дж. Р. Кантора, оперантный субъективизм (Q-методологию) У. Сте-фенсона, социальный конструкционизм К. Гергена, феноменологическую психологию Мерло-Понти и целый ряд других подходов. Смит сетует, что в аме­риканских университетах студенты не получают до­статочной информации об этих современных систе­мах, и потому лишены возможности сделать инфор­мированный выбор (понятие, которому Смит придает особое значение в подготовке специалиста-психоло­га). Вряд ли нужны комментарии по поводу инфор­мированности наших студентов о перечисленных здесь системах психологии. Поэтому издание учебни­ка Смита в русском переводе представляется мне весь­ма своевременным и полезным делом.

Еще одной привлекательной особенностью книги Смита, написанной для студентов и, как мне кажется, с любовью к ним, служит ее занимательность. Каза­лось бы, что может быть занимательного в «сухой те­ории»? Действительно, зрелому профессионалу, эко­номящему время, не нужна «лирика», ему достаточ­но строгого логического анализа теоретических положений той или иной системы. Другое дело сту­денты, которых недостаточно информировать, а нуж­но еще и увлечь, чтобы сообщаемая информация не ушла как вода в песок. Смит нашел очень удачный метод изложения, увязывая теоретические вопросы с историческим контекстом, персоналиями и, главное, с практическими приложениями каждой теоретичес­кой системы, в частности, в образовании и психотера­пии. Кроме того, обсуждаются научные исследования, выполненные в рамках рассматриваемых систем. Весь этот тщательно подобранный конкретный материал (занимающий изрядный объем книги) делает изложе­ние живым, ярким и понятным. Редко кому удается написать большую книгу ровно. Смиту это почти уда­лось, но все же приходится употребить это «почти» в связи с самой короткой и, на мой взгляд, наименее удачной главой, посвященной диалектической психо­логии. Как известно, американская почва неблагопри­ятна для диалектики, и американские психологи не жалуют диалектический метод (Клаус Ригель, немец по происхождению, был в США единственным ис­ключением, можно даже сильнее сказать - «белой во­роной»). Видимо, этим отчасти объясняется недоста­точно глубокое (по сравнению с рассмотрением дру­гих систем) изложение состояния диалектической психологии, развивающейся главным образом за пре­делами Соединенных Штатов. Смиту неизвестны рос­сийские диалектики, кроме одного — В. И. Ленина

16

(вот они, стереотипы, в действии!), да и в Китае его внимание привлек не кто иной, как Мао Цзе Дун (хотя китайским психологам все же больше повезло, чем российским, ибо их хотя бы упоминают). Жаль, конеч­но, что система С. Л. Рубинштейна не попала в поле зрения Смита, но, в отличие от американцев, нам ис­править это намного легче. Поэтому отмеченный мной единственный недостаток не портит общего — крайне благоприятного — впечатления от книги Смита, со­держащей полное и объективное изложение как раз тех теоретических систем, сведения о которых в нашей литературе отсутствуют.

Если же говорить о психологических системах уже не в плане дидактики, а с точки зрения интересов са­мой психологии как науки, книга Смита свидетель­ствует о том, что психология вошла в XXI век в со­стоянии теоретического кризиса. Смит насчитал 16 современных систем, хотя не все, вероятно, согласят­ся с этим и захотят, к сожалению, добавить к ним еще какое-то число. К сожалению потому, что чем строже и точнее наука, тем меньше в ней систем. Как извест­но, в психологии все вращается вокруг одной оси — психофизической (и психофизиологической) пробле­мы. Все это многообразие систем порождено попыт­ками разрешить (или обойти) эту проблему. Отсюда два полюса притяжения — душа (психика, разум и т. д.) и поведение (нервная деятельность, нейронная активность и т. д.), — к которым устремлены большин­ство внятно сформулированных систем. Ноэль Смит, как мне показалось, отдает предпочтение полюсу по­ведения (точнее, интерповедения или взаимодей­ствия), делая свой информированный выбор. Опять же мне показалось, возможно, в силу того, что мой информированный выбор в большей степени связан с другим полюсом, будто критика в адрес систем, тя­готеющих к конструкту «разума» («ментальных реп­резентаций», «Я» и т. д.), звучит более остро и язви­тельно, чем в отношении поведенческих систем, кото­рым Смит (неявно) симпатизирует и с которыми связывает будущее психологии. Чтобы скорректиро­вать этот акцент, необходимо сказать несколько слов в защиту так называемого «ментализма».

Вообще говоря, нет особых оснований считать би­хевиоризм (в любой его форме) путем выхода психо­логии из теоретического кризиса, ибо поведение био­логических организмов изучает биология, а поведение социальных организмов — социология, и вряд ли эти две дисциплины отдадут свои владения какой-то пси­хологии. Психика (как бы ее не называли) остается предметом психологии, иначе нужно менять название, как это честно сделал Роджер Баркер, назвав свою систему эко-бихевиоральной наукой. Используемая в англоязычной, особенно в американской психологии уловка, состоящая в том, чтобы называть поведение или развитие психологическим, а не психическим (смысл — поведение или развитие, изучаемое психо­логией), ничего не меняет. Аналогией может служить определение интеллекта: интеллект — это то, что из­меряют тесты интеллекта. «Каким образом материя

мозга производит субъективные явления?» - вопрос Ивана Петровича Павлова, весьма авторитетного сре­ди бихевиористов ученого, остается без ответа. На мой взгляд, время построения «чистопородных» психоло­гических систем прошло. Если бы кто-то попытался, например, объединить предложенное интербихевио-ристом Дж. Р. Кантором понятие сеттинга с понятием динамического стереотипа, сформулированным Пав­ловым, — т. е. экологию с нейродинамикой, возможно наука о поведении сделала бы еще один шаг по пути к объективной науке о субъективности.