2. Знание есть результат интерпретации наблюдаемых событий в терминах данных конструктов.
• Метапостулаты (поддерживающие допущения для конкретной науки)
1. Психология базируется на биологии.
• Следствие: Психология не является самостоятельной наукой, а зависит от биологии.
2. Биология предполагает дуалистическую роль биологических функций и психологических функций.
3. Психологические события обусловлены функционированием отдельных биологических тканей и не требуют участия всего организма.
• Постулаты (допущения, относящиеся к предмету изучения)
102
1. Человек представляет собой отчасти — тело и отчасти — душу (mind); при этом душа (mind) отлична от поведения.
2. Конструкт экзистенциональной души охватывает мнемические (storage) и трансформационные свойства.
3. Опыт есть результат деятельности души (mind) конкретного человека.
• Следствие: Душа (mind) есть причина самой себя (self-causative).
4. Душа (mind) устроена таким образом, чтобы преобразовывать информацию.
• Следствие: Люди живут в дуальном мире — внешнем, физическом мире, и внутреннем мире, отражающем внешний мир в том виде, как он трансформируется и воссоздается душой (mind).
5. Причинность линейна: входные сигналы обрабатываются в последовательности операций кодирования, сохранения и реконструкции.
6. Когнитивная (познавательная) деятельность человека в достаточной степени аналогична компьютерной обработке информации, чтобы ее можно было эффективно изучать, пользуясь компьютерными аналогиями.
7. Роль среды в процессе познавательной деятельности сводится к обеспечению сенсорных входных сигналов, на основе которых мозг создает свой собственный мир.
8. Психология придает первостепенное значение конструктам; события (факты) рассматриваются лишь в качестве индикаторов соответствующих конструктов.
ПСИХОТЕРАПИЯ
Когнитивная терапия пытается работать с теми способами, посредством которых люди структурируют свои жизненные ситуации и пытаются справляться со своим восприятием этих ситуаций. Ее основное внимание обращено к тому, как люди могут улучшить свое восприятие, и совладание путем выполнения различных когнитивных упражнений. Наибольшие споры вызывает положение когнитивной терапии, что в любых формах психопатологии присутствуют когнитивные искажения, хотя конкретный характер этих искажений различается от случая к случаю (Haaga & Davidson, 1991).
Одним из пионеров когнитивной терапии был Бек (Beck, 1963,1964,1967), который наблюдал у депрессивных клиентов не отражение в их сновидениях гнева, обращенного внутрь, как это должно было бы иметь место согласно теории психоанализа, а сновидения, в которых больные выступали в качестве
жертв. Он предложил теорию депрессии, базирующуюся на негативных мыслительных процессах, и разработал метод терапии, позволявший клиентам работать со своим негативизмом на когнитивном уровне. Бек дает своим клиентам упражнения, помогающие им идентифицировать и заместить ощущение ничтожности, уныния, непосильного бремени, безнадежности и другие отрицательные переживания. Клиентам предлагается отслеживать и записывать свои автоматические негативные мысли, устанавливать взаимосвязи между мыслями и чувствами и замещать негативные мысли более объективными и позитивными.
При тяжелой форме депрессии отправной точкой работы может стать составление расписания, включающее простые повседневные виды активности, выполнение которых легко отслеживается, такие как, например, утренний подъем или чистка зубов. Постепенно к этому списку добавляются простые, но конкретно сформулированные задания, с которыми соглашается клиент. Они могут касаться и образа мышления. По мере увеличения количества видов активности вводятся все новые когнитивные процедуры, такие как запись негативных мыслей и чувств и нахождение им альтернатив. На дальнейшей стадии лечения клиента могут попросить проанализировать представления, лежащие в основе его негативизма, и сравнить их с фактическим положением вещей или рациональными рассуждениями.
Аналогичные процедуры Бек (Beck, 1989) использовал и в супружеском консультировании. Он перечисляет девять стадий процесса консультирования; некоторые из них перекрываются (могут проходить параллельно).
(1) Идентифицировать негативные эмоциональные реакции, определить ситуации, вызывающие их, и подойти к признанию того, что автоматические мысли связывают эмоции с ситуациями.
(2) Представить себе сцену, в которой данные реакции имеют место, идентифицировать автоматические мысли и записать их.
(3) Практиковать идентификацию автоматических мыслей, например, таких, как: «Ему на меня наплевать», «Я ничего не могу сделать по-человечески» или «Она постоянно предъявляет ко мне претензии».
(4) Воскресить в своем воображении неприятное событие и идентифицировать свою автоматическую мысль.
(5) Спросить себя, насколько оправданной является данная мысль, есть ли подтверждающие ее фактические свидетельства, существуют ли факты, свидетельствующие об обратном, и возможны ли альтернативные объяснения произошедшего.
(6) Поискать рациональное объяснение имевшего место поведения, которым можно заменить автоматическое объяснение. Так, например, «Ему на меня наплевать» может превратиться в «Он не обращает на меня особого внимания, когда ему нужно расслабиться, но в другое время он проявляет обо мне заботу».
103
(7) Проверить данное объяснение. Например, муж считает, что жена к нему безразлична, потому что она его больше не любит. На рациональном уровне он может спросить себя (стадия 6), а не вызвана ли ее реакция тем, что я недостаточно внимателен к ней; возможно, она не видит проявления достаточного интереса к ней с моей стороны. Он может проверить это предположение, поинтересовавшись у жены, что ее волнует, и предложив ей свое участие.
(8) Реструктурировать ситуацию (reframe): реин-терпретировать как положительную характеристику то, что воспринималось в негативном свете. Например, то, что жена воспринимала как критику со стороны мужа, может быть реинтерпретировано как конструктивные предложения.
(9) Пытаться классифицировать (label) свои искажения на поляризацию (все или ничего), неоправданные обобщения (выводы на основании лишь отдельных наблюдений), туннельное видение (выхватывание отдельных деталей из многопланового события), персонализацию (тенденция считать себя причиной негативного поведения, в то время как за него ответственны другие факторы), навешивание негативных ярлыков (приписывание негативных характеристик человеку, а не совершенному им действию). Такая классификация помогает человеку опознать свои неверные интерпретации и преувеличения, касающиеся поведения супруга.
Само собой разумеется, что для достижения положительного эффекта прохождение всех этих стадий требует выполнения тщательно разработанных упражнений и многодневной практики.
Акцент на межличностном процессе развития терапевта и клиента относится к числу многих адаптации и вариаций, которые были разработаны в рамках когнитивной терапии (Safran & Segal, 1990). Суть данной терапии заключается не в интерпретациях — авторы отвергают интерпретации, — а в модификации когнитивных схем, тесно связанных с эмоциями. Терапевт использует собственные чувства в процессе исследования гипотез относительно паттернов межличностного общения клиента. Клиенту предлагается выступить в качестве активного партнера терапевта в исследовании мыслей и чувств, чтобы отбросить те из них, которые не имеют под собой основания.
Практики когнитивной терапии распространили ее на широкий спектр проблем, лишь небольшая часть которых, взятая из составленного Даттилио и Фрименом (Dattilio & Freeman, 1992a) компендиума, приводится ниже в целях иллюстрации: генерализованная тревога, тревога деятельности (performance anxiety), социофобия, посттравматическое стрессовое расстройство, острое тревожное состояние, стресс, дистимия (психическая депрессия), суицидальные тенденции, сексуальное насилие над детьми, булимия, ожирение, кокаиновая аддикция, шизофрения, пограничная личность, го-
мосексуализм, постинсультная депрессия, множественная личность и хронические боли.
Даттилио и Фримен (Dattilio & Freeman, 1992b) перечисляют также (а) двенадцать стратегий когнитивной терапии, (б) семь поведенческих техник и (с) домашние задания, используемые в когнитивной терапии. Некоторые из этих когнитивных методик кратко описаны ниже:
• Нисходящий путь (Downward arrow). Терапевт отвечает на заявления клиента вопросом: «Если так, то что это означает?» для того, чтобы стимулировать мысли и систему представлений/убеждений клиента, что способствует выявлению допущений, лежащих в основе его реакций. Это помогает клиенту осознать, каким образом одни мысли вызывают другие и какая логика (либо отсутствие таковой) их связывает.
• Маркирование искажений (Labeling of distortions). Данный прием помогает клиенту идентифицировать свои мысли и увидеть общие паттерны этих мыслей.
• Запрос доказательств (Questioning the evidence). Эта методика помогает клиенту научиться определять обоснованность своих представлений/ убеждений, так что в конце концов такая проверка становится для него автоматической процедурой.
• Изучение вариантов и альтернатив (Examining options and alternatives). Клиент рассматривает все возможные варианты и альтернативы; это помогает ему убедиться в том, что он не находится-в безвыходном положении и у него есть возможности действовать, а также генерировать новые варианты.
• Реатрибуция (Reattribution). Клиент осознает, что не должен винить самого себя во всех своих проблемах, ведь причиной могут быть другие люди и обстоятельства.
• Когнитивная репетиция (Cognitive rehearsal). В своем воображении клиент демонстрирует уверенное поведение, знакомится с людьми и т. д.