Перле настаивал на том, что никакое «я» не является подлинным «я»: у нас много «я», которые меняются по мере того, как меняется жизнь. Мы то, чем мы являемся здесь-и-сейчас, а не нечто статическое. Многие «я» или многие люди, которыми мы являемся, могут быть интегрированы и приняты нами, не важно — нравятся они нам или нет.
По мере выявления своей основной я-концепции клиент начинает принимать решения и достигать более наполненной жизни. При этом, возможно, потребуется рассмотреть вопросы семьи, школы, профессиональной деятельности, однако в центре внимания остается собственная жизнеспособность (vitality) клиента и процесс его жизни. Клиент должен принять решение изменить пораженческие аспекты я-концепции и стать независимым, способным самостоятельно позаботиться о себе. Старые болезненные и препятствующие развитию защиты и представления о себе должны уступить место истинному потенциалу для самореализации. Со временем клиент начинает доверять этим новым, вселяющим в него веру в собственные силы убеждениям.
СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПОДХОДАМИ
Анализ поведения
Два данных подхода неоднократно становились предметом сравнения и полемики (в частности, Matson, 1973; Rogers & Skinner, 1956; Wandersman,
132
1976; Warm [неправильно называемая гуманистической феноменология], 1964). С точки зрения представителей гуманистической психологии, основное различие состоит в том, что анализ поведения пытается осуществлять внешний контроль и отказывает индивиду в свободной воле, в то время как гуманистическая психология пытается работать изнутри, позволяя «я» делать свободный выбор, ведущий к личному осуществлению намеченного. Представители анализа поведения видят эту ситуацию, естественно, иначе.
Смит (Smith, 1978) высказывает пожелание использовать как «внешнее» бихевиористское понимание, так и «внутреннее» гуманистическое. Геллер (Е. Geller, 1995) анализирует возможности сочетания обеих систем с целью выработки более эффективного подхода к «активной заботе об окружающей среде», чем каждая из них может обеспечить по отдельности. Ньюман (Newman, 1992) проводит такой анализ в отношении психотерапии, образования и государственной политики, тщательно корректируя неверные интерпретации сторонников анализа поведения и представляя взгляды основных представителей гуманистической психологии. Он показывает, что корни обоих подходов восходят к более обобщенной философии натуралистического гуманизма и дополняют друг друга: гуманизм предлагает цель человеческой реализации, но не метод ее достижения, тогда как анализ поведения предлагает метод без направляющей философии. Он отмечает, что, согласно точке зрения обоих подходов, «каждый человек должен рассматриваться как конечная цель для самого себя» (р. 69), с учетом «максимальной выгоды» для каждого, и приходит к заключению, что наука и разум (reason) должны использоваться для того, чтобы «достичь цели наиболее полного выражения себя людьми в этом мире» (р. 117).
Разработанная в рамках анализа поведения концепция самоуправления (self-management), вероятно, имеет много общего с гуманистической концепцией самоконтроля, в противовес внешнему контролю, несмотря на то, что, согласно точке зрения анализа поведения, «локус контроля находится не внутри индивидуума, но скорее в пределах окружения, создаваемого индивидуумом» (Newman, 1992, р. 83). Метод самоуправления может быть использован для того, чтобы поддерживать физическую форму, бросить курить, контролировать свой вес, а также осуществлять другие долгосрочные программы. Оба подхода могут различаться на уровне концептуализации динамики, хотя, вероятно, сходятся в отправных ценностях.
Вероятно, меньшая степень согласия между обеими системами наблюдается в философии образования. Стали бы авторы работ по гуманистической психологии (Richards & Combs, 1992), утверждающие, что мышление в объективных поведенческих категориях не в состоянии удовлетворить запросы общества, отвергать использование одобрения, подбадривания, поощрения и принятия факторов под-
крепления, которые анализ поведения считает необходимыми? Вероятным ответом будет «да», если подкрепляющие факторы не являются безусловными, применяемыми к ученикам независимо от их действий.
Когнитивная психология
Представители гуманистической психологии приветствуют тот факт, что когнитивисты вернули разумную душу (mind) в психологию. То, что обе системы разделяют дуалистические (люди обладают душой и телом) и органоцентрические (организм является причиной собственных действий) взгляды и не придают значения исследованиям, проводимым на животных, возможно, является единственной общей точкой для этих двух систем. Для когнитивис-тов разумная душа превратилась в обработку информации, когницию, и ментальную (или мозговую) репрезентацию. Для гуманистического психолога разумная душа — это «я» и понятия, связанные с «я».
Гуманистические психологи отмечают, что когни-тивизм позаимствовал у бихевиоризма ориентацию на механистическую теорию и методологию лабораторных исследований. Они видят в когнитивизме всего лишь переодетый бихевиоризм. Подход когни-тивистов к разуму как к пассивному информационному процессору, не вносящему никакого дополнительного — к поступающим из среды входным сигналам -- вклада в познавательное отношение, предается гуманистическими психологами анафеме в силу его нетелеологического характера.
Феноменологическая и экзистенциальная психология
Представителей как феноменологической, так и гуманистической психологии объединяет придание первостепенной роли тому, что является значимым для людей, в противовес отношению к миру как состоящему из безличных и физикалистских объектов, на которые люди реагируют посредством механизмов оперантного или классического обусловливания. Однако различие обоих подходов состоит в том, что такие представители феноменологической психологии, как Сартр или Мерло-Понти, ищут смыслы скорее в отношениях между людьми и значимым для них миром. Смысл — это всегда человек-в-мире или человек-в-контексте, хотя Баклу (Bucklew, 1955) и Ратнер (Ratner, 1971) упрекают феноменологическую психологию в том, что она фактически не придает должного значения роли мира в отношениях человек—мир. Фридман (Friedman, 1976) близок к точке зрения феноменологической психологии, когда он говорит: «Я полагаю, что слово "я" лишено значения вне рассмотрения того, каким образом мы реагируем на жизненные ситуации... Только когда я забываю о себе и отвечаю всем своим "я" на нечто, мной
133
не являющееся, только тогда я и обладаю "я"; ибо только тогда возникает моя истинная уникальность» (р. 12). Однако большинство гуманистических психологов, напротив, ищут смыслы в самом индивидууме—в «отношениях персоны индивидуума со своим внутренним, аутентичным "я"» (Orlov, 1992, р. 41). Эту внутреннюю сущность они называют «я», «эго», «сознание», «разум» или «опыт». Даже слово «субъект» («person») они часто используют для обозначения некого внутреннего агента, как, например, в формуле «Стимул—Субъект—Реакция» (Ната-chek, 1987, р. 166). По существу, они поддерживают дуализм как в скрытой, так и в явной форме, тогда как феноменологические психологи в известной степени замещают такой дуализм отношениями человек—мир.
Американская гуманистическая психология отчасти приняла европейский экзистенциализм, в результате чего, как отмечает Ялом (Yalom, 1980), первая оказалось более оптимистичной, чем последний, вероятно, вследствие того, что жизненный опыт в западном полушарии отличается от такового в европейских условиях. Это различие проявляется в том, что гуманистическая психология делает акцент на развитии потенциала, а не на признании ограничений; на пиковых переживаниях, а не на переживании тревоги; на взаимоотношениях людей, а не на изоляции; на осознавании, а не на принятии.
Оперантный субъективизм и Q-методология
Критике традиционной экспериментальной психологии и ее методологии до некоторой степени созвучны возражения Q-методологии против «R»-Me-тодологии, игнорирующей точку зрения испытуемого (см. главу 11). Роджерс использовал Q-сортировку для оценки эффективности клиент-центрированной терапии, однако он применял и R-методы, преобразующие субъективность в заданную объективность, в результате чего скрывается та самая субъективность, на поиски которой нацелена гуманистическая психология. В своем первоначальном виде, как она была разработана Стефенсоном, Q-методология могла бы быть неоценимым методом изучения основной темы гуманистической психологии — понимания и развития человеческой субъективности. И действительно, Роджерс (Rogers, 1985) призывал к более широкому использованию Q-методологии. Тем не менее существует принципиальное различие между использованием термина «я» гуманистической психологией и Стефенсоном. Для Стефенсона «я» — это передаваемая (communicable) субъективность индивидуума, а не самостоятельный агент или разум, каким «я» предстает в гуманистической психологии. Аналогичные различия существуют в употреблении терминов «субъективный» и «объективный». Для Стефенсона субъективность — это самосоотнесение (self-reference), а объективность — это соотнесение с
точки зрения другого лица. Один человек может выполнить Q-сортировку, отражающую его собственную субъективность, тогда как другой может произвести объективную Q-сортировку для первого. Здесь нет внутреннего и внешнего, нет различения между разумом и телом, нет дихотомии субъективного и объективного, как это имеет место в гуманистической психологии.
Психоанализ
Хотя гуманистическая психология первоначально была настроена против предпосылок биологического детерминизма, выдвигаемых психоанализом, и его представления о человеке как носителе зла (sinister), в позднейших версиях психоанализа, например у Коху-та (Kohut, см. главу 5), стала подчеркиваться роль «я», а Гилл (Gill) привнес в него понятия сознательной цели (purpose) и смысла. Любопытно, что гуманистическая психология, которая первоначально рассматривала себя в качестве реакции против бихевиоризма и психоанализа — как «третью силу», — в настоящее время разделяет ряд общих положений с современными школами психоанализа. Сравнивая взгляды Кохута и Карла Роджерса и анализируя их сходство и различия, Кан (Kahn, 1985) приходит к заключению, что Кохут интегрировал многие понятия Роджерса в психоанализ, тем самым сократив разрыв между психоанализом и гуманистической психологией.