Древнейшим индоевропейским письменным памятником считается «Ригведа». Хотя дата создания этого текста неизвестна, археологические находки, связываемые учеными с его авторами, относятся к историческому периоду около 5700 лет назад. «Ригведа» представляет собой преимущественно собрание ритуальных гимнов, воспевающих красоту и характер природы. Боги «Ригведы» — это божества природных стихий, причем некоторые из них, как и в культуре Месопотамии, носят имена, соответствующие тем или иным природным явлениям.
Упоминаемые в «Ригведе» термины, относящиеся к нашей теме, хотя и немногочисленные, проливают свет на поставленные нами вопросы. Манас — слово, которое обычно переводится как «душа» или «дух», помещаемый авторами «Ригведы» в сердце, рассматривается ими, однако, как функция всего тела и означает лишь «мышление» или «мысль», но не разумную
душу, противопоставляемую телу (Bhawe, 1960). (Ведущий индийский психологический журнал носит название «Манас».) Поведение ставится в связь с дыханием и другими органическими процессами и рассматривается как жизненная функция. Атман означает дыхание или ветер. Таким образом, мы не находим в «Ригведе» следов психофизического дуализма.
Доклассическая Греция оставила нам великие эпические поэмы Гомера: «Илиаду» и «Одиссею». В этих памятниках мы снова находим богов, носящих те же имена, что и природные стихии, над которыми они господствуют (среди них Гея — Земля и Эрос — Любовь), что указывает на неразрывную связь самой природы и жизненных сил, рассматривающихся как ее причинные элементы. Эти жизненные силы представляют собой звено единой цепи, объединяющей их с людьми и с другими аспектами природы, где первые также выступают в качестве причин.
В своем президентском обращении к Американской психологической ассоциации Флоренс Денмарк (Florens Denmark, 1980) заявила, что первоначальными значениями слова психе (psyche) являлись «душа» («soul») и «дух» («spirit») и что современная психология способна объединить неосязаемое с физическим. Однако, как мы уже отмечали, у Гомера слово «naoxes>/«psuche »(или <<психе»/«psyche») вовсе не означало нечто неосязаемое или нефизическое. Это слово означало последний вздох, свободную силу, продолжавшую существование в потустороннем мире в форме тени, лишенной телесных ощущений. Утрата псюхе означала прекращение земной жизни. В эпоху Гомера этот термин не имел четко выраженного психологического значения.
Используемые Гомером термины, которые действительно имели психологические значение, служат для обозначения телесных функций. Пять из них заслуживают упоминания в связи с нашей темой (Smith, 1989):
• Кардия (Kardia), функция сердца, чувство.
• Менос (Menos), связываемый с импульсивными действиями и яростью, помещался в грудной клетке. Слово «менос» имеет тот же протоиндоевропейский корень, что и английское слово «mind» (душа, разум) и ведический «манас».
• Френии (Frenes), помещаемые в грудной клетке, в районе диафрагмы или в легких вблизи бьющегося сердца, обладают двумя различными характеристиками. Первая — созерцательная или интеллектуальная функция аффективного типа, включающая такие эмоции, как благоговение (awe), презрение, радость и чувство прекрасного. Вторая характеристика также является аффективной и дает начало таким английским словам, как «frenetic» (исступленный, фанатичный), «frantic» (неистовый, яростный), «frenzy» (безумие, бешенство) и «schizophrenia» (шизофрения)*. Интеллектуальный характер френии на-
· Все эти слова содержат семантическую составляющую, означающую агрессивную, необузданную и неконтролируемую психическую энергию. — Примеч. пер.
29
шел отражение в появившемся спустя многие века термине «френология» — название псевдонауки, основанной на представлении о том, что очертания черепа отражают индивидуальные психологические особенности человека. Слова френ (fren) и френии встречаются в поэмах Гомера 350 раз, означая, преимущественно, психологические события.
• Ноос (позднее — нус) \n6os, nous) также расположен в грудной клетке и воплощает рациональную функцию жизненной энергии. Ноос выражает осозна-вание (appreciation) или мгновенное понимание чего-либо, как, например, нахождение способа разрешения проблемы. Спустя века Аристотель превратит нус в высшую функцию псюхе, которая, в свою очередь, является первичной жизненной функцией всего организма — «первой стадией актуальности естественного тела» («the first grade of actuality of a natural body» (Aristotle, De Anima, 412a, 30))4*.
• Фумос (Thumos) связан с импульсивными и иррациональными аффективными функциями, такими как радость, гнев, страх, печаль и жажда мести. В отличие от свободной силы псюхе, фумос активен, когда человек бодрствует. Фумос, этимологически связанный со словами «дышать» и «пар», обитает в грудной клетке или во френиях.
Поскольку кардия, менос, френии, ноос и фумос обитают в грудной клетке, сердце и легких и связаны с дыханием, мы можем предположить, что греки гомеровской эпохи считали телесные органы и функции организма источниками аффективного и интеллектуального поведения.
Древнеанглийский эпос «Беовульф», записанный около VIII в. н. э., объединяет с другими индоевропейскими эпическими поэмами («Илиадой» и «Одиссеей», кельтской «Тэйн Бо Куанж» (Tain Во Cuange), поэтической и прозаической норвежскими Эддами**, исландскими сагами, а также псевдоповествовательными мотивами «Ригведы») то, что психологические акты, как правило, связываются в нем с различными органами и частями тела. Слово «Савол» («Sawol»), позднее превратившееся в английское слово «soul» (душа), имеет несколько значений, и все они тесно связаны с жизненными функциями (Smith, 1989). Во-первых, оно обозначает мысли, исходящие из груди человека (строка 2818) и покидающие его в момент смерти. Оно также относится к загробной жизни (строки 184, 2422, 2820) и к разуму или интеллекту (строка 1742). Если душа оказывается пронзенной в бою (строка 801), жизнь обрывается, ибо человек, лишенный души, мертв (строки 1406,3303). Когда дракон кусает Беовульфа, тот истекает кровью жизни (life's gore, sawuldriore,
строка 2693). Способы употребления этого слова указывают на такие его значения, как (а) сама жизнь, прекращение жизни и загробная жизнь; (б) кровь как жизнь и (в) жизненные функции мышления и рассуждения. Однако они явно не указывают на какую-либо нефизическую или духовную сущность, обозначаемую словом «душа» в наши дни. Аналогично древнееврейское слово «нефеш» («nefesh») (заметьте, что речь идет об иврите — семитском, а не индоевропейском языке), переводимое нами как «душа», означало «жизнебытие» («living being») или «активное бытие» («acting being») конкретного человека (Murtonen, 1958).
Психология классической Греции: натурализм без анимизма
Досократики. Греки обычно именовали себя эллинами, хотя Аристотель, а позднее римляне называли их «грайкой» («graikoi»), откуда и происходит слово «греки». Классический период истории античной Греции — эпоха интеллектуального и культурного расцвета, начавшаяся около 600 г. до н. э. и закончившаяся смертью Александра (Македонского) в 323 г. до н. э. Народы классической Эллады были первыми известными нам народами, отказавшимися от анимистических и мифологических объяснений природы и попытавшимися понять законы, лежащие внутри нее самой. Так, они пытались объяснить поведение материи взаимодействием основных природных стихий, к которым относили землю, воздух, огонь и воду. Хотя такое представление может показаться грубым, в принципе оно ничем не отличается от господствующей в современной науке теории о 96-ти (без учета дополнительных) химических элементах, составляющих материю. Древние греки задавались вопросом, почему солнце движется по небу, и пришли к мнению, что оно само является источником своего движения, тем самым отвергнув миф об Аполлоне, провозящем его по небу на своей колеснице. В V-IV вв. до н. э. Левкипп (Leucippos, fl. 440) и Демокрит (460-370 гг. до н. э.) выдвинули гипотезу, согласно которой поведение материи объясняется характером невидимых частиц, названных ими «атомами». Таким образом, эти философы поставили на место анимистического натурализма философский натурализм, который явился предшественником научного натурализма.
Сократ (469-399 гг. до н. э.). В V в. до н. э. Сократ использовал натурфилософию для объяснения того, почему невозможно понять человеческое поведение, рассматривая отдельные части тела. Сцена, в которой дается такое объяснение, описана в диалоге Платона
4 История развития термина псюхе от непсихологического упоминания его у Гомера до его научно-психологического использования Аристотелем рассмотрена в работе Smith (1974).
* В распространенном русском переводе Аристотеля этот фрагмент выглядит следующим образом: «...душа есть первая энтелехия естественного тела...» (Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / Под ред. В. Ф. Асмус. М., Мысль, 1976. с. 395.) — Примеч. научн. ред.
** В отечественной традиции приняты термины Старшая и Младшая Эдды. — Примеч. пер.
30
«Федон», когда Сократ ожидает своей казни после вынесения ему судом Афин смертного приговора. Сократ предпочел смертную казнь ссылке («Критон»), а когда друзья захотели вызволить его из тюрьмы и переправить в другой город, он отказался. Он ответил, что невозможно его костями, жилами и другими частями тела объяснить его решение остаться в Афинах и принять казнь, как нельзя объяснить смысл его речей, обращенных к друзьям, рассматривая свойства звука, воздуха и слуха. Если бы право решать дано было частям его тела, они вскочили бы с места и бросились бежать в другой город, спасаясь от смерти. Они поступили бы так, «увлеченные ложным мнением о лучшем» («Федон», 99а, перевод С. П. Маркиша)5. Действия же самого Сократа можно объяснить, лишь учитывая тот факт, что, будучи сам гражданином Афин, он считал «справедливым и достойным» (в русском переводе «справедливым и прекрасным», 99а) подчиниться воле своего народа и понести определенное им наказание. Но приписывать свои действия частям собственного тела, настаивал Сократ, означало бы «смешивать причины с условиями». Иными словами, лишенный частей своего тела, он не смог бы осуществить своих намерений, но утверждать, что части тела являются причиной его поступков, было бы ошибкой. Тот же, кто в мыслях своих не погружается глубже материи, «не может отличить причину от условий, без которых причина не была бы причиной» (в русском переводе: «...не различать между истинной причиной и тем, без чего причина не могла бы быть причиною», 996).