Необходимо заметить, что вопрос о тождественности понятий выдворение и депортация в современной российской науке является дискуссионным, и, по мнению большей части ученых, отождествление данных понятий является ошибочным. При этом необходимо отметить что, трудности в разграничении данных понятий возникают у ученых осуществляющих исследования правового обеспечения в сфере миграции, в то время как у ученых исследующих правовые режимы въезда в РФ и выезда из РФ, а также охраны Государственной границы, в рамках обеспечения государственной безопасности, в том числе и иммиграционной, подобных трудностей не возникает, так как они, в основном своем большинстве, используют понятие «выдворение» [10].
Анализ норм действующего законодательства позволил выявить наличие определенной пробельности и разночтения некоторых положений нормативно-правовых актов в вопросе организации и проведением мероприятий, связанных с осуществлением депортации и административного выдворения. В частности, статья 31 федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [8], закрепляет полномочия по осуществлению депортации за федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами. Вместе с тем, в статье указывается, что мероприятия по депортации осуществляются «во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах предоставленной компетенции».
Полномочия по осуществлению административного выдворения согласно статье 34 указанного законодательного акта возложены на «федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы». При этом они направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.
В статье 13 федерального закона «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 01.03.2012 г.) указано, что «выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по внутренним делам и его территориальными органами» [11].
В статье 32.9 КоАП РФ [9], указано, что «постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется:
пограничными органами - при совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 18.1, частью 2 статьи 18.4 настоящего Кодекса (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ и от 07.03.2005 № 15-ФЗ). Порядок организации этой работы определен приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 23 декабря 2008 г. № 631 г. «Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» [12].
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц - при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в порядке, утвержденном Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ [13].
Согласно этого закона с 1 января 2012 года административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства имеет две формы:
принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее - принудительное выдворение за пределы Российской Федерации);
контролируемый самостоятельный выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Исполнение решения суда о назначении иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации осуществляется судебными приставами.
Контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства постановления о его административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации осуществляет ФМС России.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, или его территориальный орган либо пограничные органы в соответствии со своими полномочиями осуществляют административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции осуществляет контроль за исполнением иностранным гражданином или лицом без гражданства назначенного ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Кроме того, в положении о Федеральной миграционной службе, утвержденном указом Президента РФ от 19 июля 2004 года № 928, за службой закреплены полномочия по принятию решения о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также по осуществлению мер по их депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации. При этом ФМС России «... осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями» [14].
Кроме того, согласно п.9 Инструкции о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной миграционной службы материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной миграционной службы от 21 мая 2009 г. № 119 «Об организации в системе Федеральной миграционной службы деятельности по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», территориальный орган ФМС контролирует выезд иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности пребывания, из Российской Федерации в установленный срок. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, не покинувшего территорию Российской Федерации, осуществляет мероприятия по его депортации [15].
Таким образом, по нашему мнению, в целях четкого понимания полномочий органов исполнительной власти по вопросам депортации и административного выдворения во всех перечисленных нормативно-правовых актах необходимо привести все формулировки к единообразию - какой орган выдворяет, какой организует, какой контролирует и как осуществляется обмен информацией.
Как один из положительных примеров по взаимодействию в реализации мер борьбы с нелегальной миграцией можно привести совместные организационные мероприятия МВД и ФМС России, утвержденные совместным приказом «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» [16].
Порядок взаимодействия органов в процессе организации деятельности, связанной с реализацией мер по административному выдворению осуществляется в соответствии со ст.34 Федерального закона Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [8], где в п. 3 в частности сказано, что «Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции».
Следовательно, в процессе обеспечения специального административноправового режима пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства задействована определенная строго установленная законодательством Российской Федерации система органов государственного управления и должностных лиц, уполномоченных принимать решения в сфере миграционной политики. Данные органы реализуют предоставленные им права в данной области правового регулирования путем взаимодействия и координации своих действий.
Основными формами взаимодействия и координации являются: