Смекни!
smekni.com

Проблемы формирования антропогенной культуры нового российского общества (стр. 1 из 3)

Проблемы формирования антропогенной культуры нового российского общества

Л.Н. Антропянская

Социальная роль человека во все времена определялась его направленностью - устойчивой трансситуативной устремленностью занять достойное место в семье и социуме [1]. Полагаем, однако, что сама направленность личности, её ментальные характеристики могут изменяться на всём протяжении человеческой жизни. «Эфир культуры», в который погружены члены того или иного общества, сама система базовых, достаточно устойчивых ценностных ориентаций обеспечивают внутри- и межэтническое взаимодействие. Поэтому само понятие «ментальность» глубоко исторично. В него входит определение духовных, коммуникативных и эмоциональных особенностей личности того или иного этноса.

Понятие интеллигентности сегодня вновь приобретает огромное значение, поскольку является мерой человеческого воспитания и культуры. Модернизация современной России предполагает становление новой культуры человека (со старыми, проверенными временем принципами), истинными ценностями которой являются нравственность, ответственность и самостоятельность решений и действий (и лишь затем - предприимчивость).

Полагаем: чем шире гуманитарная культура человека, тем легче он адаптируется к изменяющимся условиям современного социума. Современная философская антропология определяет культуру как образ жизни народа, его ментальности (лат. mentalis - умственный) и языка. Сегодняшнее информационное общество становится все более космополитичным. Это происходит в результате развития процесса глобализации. Благодаря расширяющимся кросскультурным контактам, общество все глубже впитывает в себя элементы разнообразных культур мира.

Современный человек должен быть готов к участию в решении проблем своего общества, населяющего страну, а также мирового сообщества в целом. В связи с этим возрастает роль таких наук, как философия, культурология, история, не только в аспекте обращения к прошлому и настоящему народов (или их отдаленного будущего), но и в плане сопоставления их синхронического развития.

На наш взгляд, изучение социокультурной составляющей имеет важнейшее значение в вопросе воспитания новых поколений интеллигенции. Развитие рыночных отношений не может искоренить симпатию разных наций друг к другу. В данном случае в ряде вопросов состязательность уступает место солидарности членов нового сообщества.

В настоящее время человек рассматривается в рамках социальной и личностной сфер. Его стремление войти в современную жизнь и стать ее полноправным представителем дает ему креативный потенциал. Для всех модусов человеческой экзистенции рычагом продуктивности выступают свойства личностного Я. Ещё во времена античности человек осознавал себя в рамках целостного общественного организма - полиса. Уже тогда было известно, что настоящая гармония человека и общества достигается путём признания его определенной роли в этом обществе. Таким образом, само понятие «личность» являлось синонимом социальной роли человека.

Сложившаяся в современном мире ситуация привела к преобразованию системы ценностей, выдвинув требования к таким качествам личности, как конкурентоспособность и креативность (умение реализовать свой творческий потенциал в новых условиях).

Отметим, что анализу процесса социальной адаптации россиян к новым рыночным условиям уделяется сегодня особое внимание, поскольку мир, в котором мы живём, становится всё более сложным и многомерным. Именно поэтому приспособление к современной жизни и нахождение в ней достойного для себя места требует всё больше усилий от самого человека. Каждый из нас определённым образом влияет на других людей; в разнообразных ситуациях личность воздействует и на макросреду, преобразовывая ее.

В отечественной науке ХХ в. проблема активности личности интенсивно изучалась. Ряд учёных, рассматривая категорию отношений организм - среда, подчеркивают способность живых систем к самовыдвижению, инициативе, саморазвитию и целесообразному преодолению энтропии. При этом особое внимание придается субъектности человеческой психики, имеющей специфическую социокультурную основу [1-4].

На протяжении многих столетий в мировой науке значительное внимание уделялось изучению внутреннего мира индивида и его ментальной сущности, поскольку именно в глубинах человеческой души и формируется образ я, способствующий дальнейшему развитию личности. Самопознание, самооткрытие, самораскрытие я реализуется прежде всего в самопости- жении, чтобы потом вступать в разумный контакт с социумом. Пространство личностной автономии формируется внутри самой личности [5].

Один из патриархов философской антропологи Ше- лер констатирует, что никогда ещё в истории человек не становился столь проблематичным для самого себя, как в настоящее время, ибо лишь своевременное включение в систему социальных отношений может способствовать её успешной адаптации к современному социуму.

С нашей точки зрения внутренний мир субъекта, его ментальность есть одна из многогранных и сложных антропологических реалий. Внутреннее пространство личности не является простым отражением временного пространства, а представляет собой сложное личностное образование (и преобразование).

К. Юнг полагал, что в любой личности действуют противоположные тенденции, которые могут вступать в конфликт как сами с собой (внутренний мир человека), так и с внешним миром. Это и есть перманентно длящийся конфликт человека и среды [6].

И, однако, человек стал человеком, лишь общаясь с себе подобными. Громадное значение в жизни взрослого человека имеет любовь и общественное признание. Поскольку современная информационная цивилизация предъявляет повышенные требования к образовательному цензу личности, то скорее преуспевает личность, наделённая креативными способностями. Однако думаем, что в сегодняшнем обществе востребованными являются и особые, уникальные, неповторимые способности человека. Практически каждый может занять своё место в обществе, не вступая в жесткие конкурентоспособные отношения, свойственные любому информационному обществу.

Современнее информационное общество становится самопроизводителем определенной свободы, в рамках которой современный человек имеет больший спектр возможностей, чем ранее. Он реально способен самостоятельно определять стратегию своей жизни [7].

По нашему определению, феномен свободы можно рассматривать и как действие внутри некоторой целостности. У личности, самостоятельно вступившей на путь самоопределения, исчезает необходимость искать опору во внешней поддержке. Такой человек способен делать самостоятельный выбор, почти полностью опираясь на самого себя, намечать (по определению К. А. Абульхановой-Славской) себе дальне- и ближне- стратегические цели, быть готовым к новым поворотам своей жизненной траектории.

Однако существует и оборотная сторона медали. На сегодняшний момент имеет место кризис духовной самобытности личности, навязывание извне чуждых нам идеалов. Современному человеку приходится подстраивать под них свою жизнь; он чувствует, что во многом обманут (каким бы сильным ни было возникающее в результате чувство соучастия в жизни современного социума и удовлетворение самореализацией) [8].

Полагаем, что в результате кардинальных изменений окружающей социальной среды происходит некоторая утрата идентификации индивида обществу.

Этому способствуют содержательные изменения или прямое разрушение институтов, в которых были социализированы индивиды. Следовательно, современный человек часто ощущает нестабильность, он лишен прежних гарантий [9].

Распад формировавшегося десятилетиями образа мира, произошедший в результате гибели советской моностилистической культуры, повлёк за собой массовую дезориентацию и утрату индентификации на индивидуальном и групповом уровнях. При таких обстоятельствах мир для человека и человек для самого себя перестают быть понятными и знакомыми. Однако такое положение не может длиться долго, сразу же начинается поиск новых культурных моделей, идеологических схем современных систем, призванных восстановить мир как новое упорядоченное целое [10].

На наш взгляд, важной детерминантой формирования личности является микросреда. Именно она позволяет человеку трансспективно простраивать новые отношения с изменившимся социумом. Существует мнение, что при адаптации современной личности к новой экономической ситуации необходимо освоение нового поведенческого кода личности в процессе её трансформации в новых условиях [10, 11]. Самоиндентификация современному социуму требует развития определенного «социально-личностного Я». Феноменологически утрата идентификации проявляется как потеря способности вести себя так, чтобы реакция внешнего мира соответствовала намерениям и ожиданиям людей. Видя, что мир перестаёт реагировать на его действия адекватным образом, человек становится неузнаваемом для самого себя. Подобное положение и порождает у людей чувство неуверенности и состояние тревожности.

Социальное одиночество обретает в таком случае массовый характер (это происходит в эпоху крупных потрясений). Россия дважды перенесла такую ситуацию в ХХ в. В 90-х гг. целые сферы общества оказались или разрушены, или низведены до уровня «новых бедных». Однако считаем, что именно ментальноличностные особенности людей могут формировать антропогенную культуру нового общества, образование и развитие которой проявляется в зависимости от «качества личности» самого человека. Сегодня и сам человек формируется обществом в качестве «персонифицированной функции» и развивается как созидатель нового общества и новой ментальности [9].

Новый социальный универсум необыкновенно сложен и противоречив, а социальное развитие личности складывается из множества социальных изменений. В настоящий момент проблема развития личности в России имеет большое значение, т. к. напрямую связана с другой проблемой - проблемой адаптации человека к современным социально-экономическим условиям. В современном мире становится всё сложнее манипулировать людьми. В самой идее открытого общества изначально заложена идея непрекращающегося развития, способности к самопреображению [12].