Иннa Аршaвиpoвна Джидapьян, кандидат философских наук, старший научный сотpудник Лaборатории псиxoлогии личности Института психологии Российской акaдeмии наук (РAН).
Согласно утвердившимся взглядам, мужчины в своем большинстве не проявляют большого интереса к счастью: редко думают и размышляют о нем, часто не имеют понятия и желания его познавать. Иначе обстоит дело с женщинами. Для них счастье — это серьезная и близко к сердцу принимаемая проблема; то, в чем они по-настоящему нуждаются. Поэтому о счастье они не только мечтают, но и часто думают, пытаясь разобраться в секретах его достижения в реальной жизни и овладеть ими. Женское счастье оказывается более ситуативным и изменчивым по сравнению с мужским.
На протяжении многовековой истории развития науки всеобщее оказалось на полюсе мужчин, а частное, особенное и малозначимое — на полюсе женщин. Предпочтение отдавалось мужскому полу, с которым чаще всего идентифицировался человек вообще. Здесь нет злого умысла ученых. Это лишь закономерное проявление того миропорядка, при котором все важнейшие позиции и роли во всех сферах общественной жизни закрепились за мужчинами. Поэтому они и позволяют зачастую говорить о себе «мы», а о женщинах «они». Причем говорят чаще всего много нелестного, как о существах чуть ли не второсортных и мало на что пригодных.
«Отечеству женщина не приносит никакой пользы. Она не ходит на войну, не переписывает бумаг, не строит железных дорог, а запирая от мужа графинчик с водкой, способствует уменьшению акцизных сборов» — писал А.П. Чехов.
Ситуация с «неравноправием полов» как объектов исследования стала заметно выпрямляться в последние десятилетия XX столетия, когда в науках о человеке была выделена и «узаконена» женская проблематика и вопросы отношений между полами. Сегодня накоплен большой эмпирический материал о психологических различиях между мужчинами и женщинами, связанных с закономерностями их личностного развития и самореализации в жизни.
При объяснении психических различий между мужчинами и женщинами многие ученые ссылаются на особенности их воспитания и подготовки к жизни в раннем возрасте, когда создаются разные «миры», в которых потом «живут» взрослые девочки и мальчики. Условия воспитания девочек в большей степени способствуют развитию у них чувства зависимости. Поэтому они склонны реагировать на неприятности и неудачи жизни в пассивной, а не наступательной и агрессивной манере, как мужчины.
В этой изначальной зависимости самочувствия женщин от эмоциональных контактов, межличностных взаимоотношений и связей следует искать причины того, почему женское счастье, по всеобщему признанию, оказывается более ситуативным и изменчивым по сравнению с мужским.
Счастье — это женская тема
Согласно утвердившимся взглядам, мужчины в своем большинстве не проявляют большого интереса к счастью: редко думают и размышляют о нем, часто не имею понятия и желания его познавать. В их глазах, счастье — это бесцветное состояние, которое принимается во внимание и оценивается только после познания несчастья.
Иначе обстоит дело с женщинами. Для них счастье — не какая-то сентиментальность или забава, а очень серьезная и близко к сердцу принимаемая проблема; то, в чем они по-настоящему нуждаются. Поэтому о счастье они не только мечтают, но и часто думают, пытаясь разобраться в секретах его достижения в реальной жизни и овладеть ими.
Анализ ответов наших испытуемых на вопрос о том, «что для вас лично означает счастье и как вы его понимаете?», выявил подобные различия между мужской и женской выборками. Все ответы мужчин отличались краткостью, лаконичностью, а некоторые содержали замечания типа: «А вообще-то я не очень понимаю» или «А знать, что такое счастье, вовсе не обязательно» и т. д.
Напротив, женские ответы были более подробными, отрефлексированными и содержательными — порой даже лиричными и очень личностными, как если бы они уже не раз задумывались об этом и неоднократно сами себе задавали эти вопросы. Не было ни одного случая уклонения от ответа.
Не только по своему отношению к счастью различаются мужчины и женщины, но и по своему восприятию и оцениванию его. Рассмотрим некоторые из этих особенностей.
Одинаково ли счастливы мужчины и женщины?
Прежде всего, интерес представляет вопрос об их удовлетворенности жизнью и ощущении себя счастливыми. Одинаково ли счастливы мужчины и женщины? И совпадают ли их собственные оценки и то, как их оценивают другие?
Если в целом по уровню удовлетворенности жизнью мужчин и женщин психологи различий не отмечают, то эти различия становятся гораздо заметнее при сочетании пола с возрастом. Согласно зарубежным данным, женщины, не достигшие 30 лет, а иногда и более старшего возраста (до 45 лет), особенно если у них нет детей, чувствуют себя счастливее мужчин своего возраста. С годами ощущение счастья у мужчин повышается, а у женщин, наоборот, снижается и начиная с 55 лет и выше мужчины более счастливы, чем женщины (Medley, 1980; Spaemann, 1977). Женщины чувствуют себя наиболее счастливыми в молодом возрасте — во всяком случае, до рождения детей. С возрастом люди по-разному оценивают свою удовлетворенность жизнью и ощущение счастья. Пожилые люди чаще указывают на свою удовлетворенность жизнью и реже говорят, что они счастливы.
Результаты нашего исследования по параметру счастья и по параметру общей удовлетворенности жизнью говорят о том, что эти показатели у женщин выше, чем у мужчин. Можно говорить о том, что женщины, принимавшие участие в нашем исследовании, в большей степени, чем мужчины, считают свою жизнь осмысленной, нацелены в будущее, воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и в известной степени продуктивный. Они более склоны чувствовать себя субъектом собственной жизни, личностью, обладающей достаточной свободой выбора, способной контролировать ход событий и выстраивать линию жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Полученные нами результаты по методике смысложизненных ориентаций (СЖО) хорошо согласуются с данными о том, что женщины одновременно чувствуют себя и более удовлетворенными жизнью как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне. Так, среднее значение показателя по шкале общей удовлетворенности жизнью у женщин — 20,75, в то время как у мужчин — 17,51 (при max — 35). Равным образом и показатели эмоционального восприятия счастья у них выше, чем у мужчин (соответственно 58,23 и 48,70 при max 100).
Эти результаты отдельно проверялись на группе студентов, где испытуемые мужчины и женщины были примерно одного возраста, принадлежали к одной социальной группе. Снова средние величины по вышеприведенным показателям у женщин превышали аналогичные средние показатели у мужчин.
Результаты нашего исследования подтверждают предположение других ученых о том, что мужчины в большей степени, чем женщины, подвержены отрицательным последствиям нашего социального кризиса. Они более болезненно переживают все его тяготы и невзгоды, острее чувствуют давление внешних неблагоприятных обстоятельств и психологически оказываются менее защищенными в условиях неопределенности.
Любопытный феномен
Отмечая несколько более высокие субъективные показатели женской удовлетворенности и счастья по сравнению с мужской, мы столкнулись с любопытным феноменом. Вопреки собственным субъективным ощущениям, со «стороны», в глазах окружающих женщины воспринимаются и оцениваются более низко по шкале счастья и удовлетворенности жизнью, чем мужчины. Другими словами, женщины кажутся более несчастливыми, чем они сами о себе думают. Имеется явное расхождение между тем, как оценивают себя сами женщины, и тем, как их оценивает ближайшее окружение.
Например, испытуемых просили вспомнить и описать личность наиболее несчастливого, на их взгляд, человека в реальной жизни. Анализ ответов показал, что на эту роль предпочтение с явным преимуществом отдается женскому полу, причем независимо от того, кто выбирает — мужчины или женщины. Один из наших испытуемых весьма эмоционально и прямо выразил эту общую позицию, сказав, что «большинство женщин несчастны, и их нужно осчастливливать».
Так же думают и многие другие российские мужчины: «Я часто езжу в метро, смотрю на женщин вокруг меня, — делился своими впечатлениями один из них, — и вижу на их лицах безнадежность». Эти житейские наблюдения наших мужчин подтверждаются и конкретными цифрами исследования. Так, среди несчастливых было названо 72,2% женщин и только 27,8% мужчин, т. е. почти в 2,5 раза чаще женщины сегодня воспринимаются своим ближайшим окружением как более несчастливые, чем мужчины.
По-видимому, здесь срабатывают, стереотипы ментальности, глубоко укоренившиеся в массовом сознании представления о тяжелой женской доле на протяжении всей российской истории. С другой стороны, в сознании женщины произошли явные изменения, поскольку у нее острей проявляется потребность чувствовать себя более уверенной и самостоятельной в жизни, желание и умение постоять за себя, быть активным членом общества, что не всегда заметно со стороны, но что ей самой прибавляет внутренней удовлетворенности.
Разные источники радости
Исследования показывают, что мужчины и женщины имеют разные источники удовлетворенности жизнью и счастья. Основными источниками или факторами счастья для мужчин являются преимущественно материальное положение и работа, а для женщин — дети и благополучие семьи. Однако здесь наблюдаются и некоторые тонкие предпочтения и различия.
Женщины большее значение придают условиям труда (когда работа связана с проявлением индивидуальности, самостоятельности и с разнообразием профессиональных навыков) и человеческим отношениям. Кроме того, женщины в целом менее болезненно реагируют на потерю работы, если только они не являются основными кормильцами в семье. Они также более стойко переносят потерю работы своими мужьями. Мужчины чаще женщин высказывают низкую удовлетворенность своим заработком.