Декларация о государственном суверенитете признала принцип разделения властей важнейшим в функционировании России как правового государства. В ней также констатировалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей и округов, равно как краев и областей. Шагом к расширению прав вышеперечисленных единиц явилось подписание 31 марта 1992г. договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации2. В соответствии с ними автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений друг с другом и республиками. Следующим шагом в расширении прав членов Федерации явилось принятие 12 декабря 1993г. новой Конституции, в соответствии со ст. 65 которой субъектами федеративных отношений наряду с республиками стали признаваться автономная область, автономные округа, края, области и города федерального значения.
Важное место в конституционном праве занимает правовой статус личности и гражданина. Отмечая необходимость приведения законодательства в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод, Верховный Совет РСФСР 22 ноября 1991г. принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина3. После принятия этого документа в апреле 1992г. были внесены изменения и дополнения в Конституцию России4. Впервые в истории нашего государства Конституция декларировала, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности граждан. Перечень прав и свобод, закрепленный Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Была зафиксирована и единственная возможность законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина — только в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.
С небольшими изменениями данные положения были зафиксированы в Конституции России 1993г. Новой в укреплении правового статуса личности и гражданина была норма ч. 3 ст. 15 Конституции, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.
Важной стороной правового статуса личности является институт гражданства. Закон от 23 мая 1990г. “О гражданстве СССР” не внес принципиальных изменений в этот вопрос1. Но в Декларации прав и свобод человека и гражданина вводилась новелла, устанавливающая запрет на лишение гражданства Российской Федерации, использовавшееся в предыдущий период как средство борьбы с инакомыслящими. Через несколько дней после Декларации — 28 ноября 1991г. принимается новый Закон “О гражданстве РСФСР”2, введенный в действие 6 февраля 1992г. Подтвердив ранее известные принципы единого и равного гражданства, Закон поколебал третий принцип — единственности, допустив возможность существования двойного гражданства. Были пересмотрены основания и условия приобретения и прекращения гражданства. Закон вступил в силу после разрушения Союза, поэтому наиболее важным на тот период являлось такое основание приобретения гражданства, как признание. Гражданами России признавались все граждане СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Допускается и прием в гражданство, но при соблюдении условия постоянного проживания на территории России в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством.
Одно из важнейших мест в правовом статусе граждан занимает избирательное право. В данный период не были подвергнуты сомнению известные ранее советскому праву принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В связи с демократическими процессами, происходящими в обществе, содержание принципа всеобщности избирательного права было пересмотрено. Так, первоначально законами СССР от 1 декабря 1988г. об изменениях и дополнениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов СССР устанавливалось, что, кроме психически больных, признанных судом недееспособными, не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы и направленные по решению суда в места принудительного лечения3. 20 декабря 1989г. последняя категория граждан получила избирательные права, но новая категория лиц, в отношении которых была избрана мера пресечения — содержание под стражей, — их потеряла4. В России же не пользовались избирательным правом помимо психически больных, признанных судом недееспособными, только лица, содержащиеся на день голосования в местах лишения свободы по приговору суда1. Данное содержание принципа всеобщности избирательного права было зафиксировано в Конституции 1993г. и федеральных законах “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”2 и др.
Значительные изменения произошли и в избирательной системе. С 1993г. выборы стали проводиться по смешанной системе, предполагающей избрание депутатов частично по пропорциональному принципу — по партийным спискам, а частично по мажоритарному. При этом было зафиксировано, что выборы народных депутатов проводятся как по одномандатным, так и многомандатным избирательным округам3. В декабре 1988г. участникам предвыборных собраний разрешалось предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою, не ограничивалось и число кандидатов в народные депутаты, что предполагало возможность включения в избирательные бюллетени неограниченного их числа.
В целях развития не только представительной, но и прямой демократии впервые после установления возможности проведения референдума ст. 5 Конституции СССР 1977г. в законодательстве России и Союза был разработан механизм его проведения4. Первый референдум в Союзе по вопросу о сохранении СССР был проведен 17 марта 1991г., а российский по вопросам доверия Президенту и одобрения проводимой им политики, необходимости проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов — 25 апреля 1993г.5 10 октября 1995г. был принят новый Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”.
Центробежные силы, действовавшие в советском обществе в конце 80-х — начале 90-х гг., провоцировавшие массовые беспорядки, обозначили необходимость принятия 3 апреля 1990г. Закона СССР “О правовом режиме чрезвычайного положения”6. Через год — 17 мая 1991г. — аналогичный Закон, определявший особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей, был принят и в РСФСР7. В Законе подчеркивалось, что чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики. Вместе с тем устанавливалось, что правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. Соответственно, запрещалось и создание каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, и использование ускоренного или чрезвычайного судопроизводства.
Ограничение прав и свобод граждан устанавливается после введения не только чрезвычайного, но и военного положения. В середине 90-х гг. в связи с чеченскими событиями в Российской Федерации обратились к этой проблеме и занялись разработкой законопроекта о правовом режиме военного положения, использовав опыт времен гражданской и Великой Отечественной войн.
Гражданское право. В его развитии можно выделить два этапа. Первый — с середины 80-х до начала 90-х гг. — характеризовался постепенным допущением рыночных отношений. В 1986г. принимается Закон СССР “Об индивидуальной трудовой деятельности”, в соответствии с которым она допускается в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также в некоторых иных случаях. При этом обязательно использование лишь личного труда граждан и членов их семей. Так как индивидуальная трудовая деятельность в СССР должна была служить для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышению занятости граждан, Закон разрешал заниматься ею только в свободное от основной работы время, а также домохозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся, не занятым в общественном производстве. Вводился в действие Закон с 1 мая 1987г.1
1 января 1988г. вступил в силу Закон СССР “О государственном предприятии (объединении)”, который определял экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений), укреплял государственную собственность на средства производства, предусматривал усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятиям отводилась главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме — наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. Предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Из этого вытекало, что производственная и социальная деятельность предприятия осуществляется за счет заработанных трудовым коллективом средств. Из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), возмещались материальные затраты. Прибыль или доход являлись обобщающим показателем хозяйственной деятельности. Часть прибыли должна была использоваться предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. Другая — поступала в его полное распоряжение и вместе с иными средствами на оплату труда образовывала хозрасчетный доход коллектива1.