Смекни!
smekni.com

Основные направления развития права Российской Федерации (стр. 4 из 8)

С 1 июля этого же года вводится в действие Закон “О кооперации в СССР”, который определял экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народно-хозяйственного комплекса страны. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и т.д.

В системе мер по совершенствованию производственных отношений все большее значение стала приобретать аренда. В связи в этим Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1989г. принимает Указ “Об аренде и арендных отношениях в СССР”2, а в ноябре того же года Верховный Совет утверждает Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде3. В соответствии с ними трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) или структурной единицы объединения вправе был образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия. Арендатор получал право выкупа арендованного имущества, после реализации которого арендное предприятие по решению трудового коллектива могло быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности.

В 1990г. принимаются законы “О собственности в СССР”4 и “О предприятиях в СССР”5. Первым Законом устанавливалось, что в СССР может существовать собственность советских граждан, коллективная и государственная, собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, допускалось объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности.

В соответствии с формами собственности второй Закон установил виды предприятий: индивидуальное и семейное, основанное на собственности советских граждан, коллективное предприятие, государственные (союзное и республиканское) предприятия и др.

Второй этап в развитии гражданского права, по всей видимости, можно связать с принятием 24 декабря 1990г. и введением в действие с 1 января 1991г. Закона “О собственности в РСФСР”1. Российский закон наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений (организаций) восстановил частную собственность. Одновременно был предусмотрен запрет для государства устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной или других формах собственности. Впервые после Октября в собственности граждан могли находиться земельные участки, квартиры стали объектом права собственности несколько ранее — по закону Союза. В отличие от прежнего законодательства не ограничивались число и стоимость приобретенного имущества. Вводилась приобретательная давность — добросовестное и открытое владение недвижимым имуществом не менее 15 лет или движимым не менее 5 лет — как основание возникновения права собственности. Закон предусматривал защиту интересов собственника в случае принятия государством законодательных актов, прекращающих право собственности, путем возмещения в полном объеме причиненных убытков. Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, направленным на изъятие имущества у собственника, допускалось лишь в случаях, установленных законом, с предоставлением равноценного имущества или возмещением убытков. При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение его права собственности, оно не могло быть осуществлено до разрешения спора судом. Таким образом, Закон о собственности в РСФСР является тем своеобразным рубежом, с которого начался процесс перехода к рыночной экономике. Основные принципиальные изменения, внесенные данным Законом, были отражены 9 декабря 1992г. в тексте Конституции России2.

Новые условия потребовали и пересмотра правового статуса предприятий. Поэтому на следующий день после принятия Закона о собственности принимается Закон “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, распространяющий свое действие на лиц, преследующих цель получения прибыли. Данный акт был введен в действие одновременно с Законом о собственности и отменил полностью действие Закона “О предприятиях в СССР”, законов об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации в части, противоречащей этому акту3.

Так как рыночные преобразования немыслимы без разгосударствления собственности, Закон о собственности в ст. 25 предусмотрел возможность приватизации, т.е. отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества. В соответствии с данной нормой в июле 1991г. принимаются законы “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” и “О приватизации жилищного фонда”1. В 1991-1992гг. сменили государственную форму собственности на частную 46,8 тыс. предприятий, в 1993 — 41,7 тыс. В это время приватизировались прежде всего магазины, объекты общепита, бытового обслуживания, небольшие предприятия промышленности и строительства. С 1994г. в процесс приватизации стали активно вовлекаться крупные предприятия промышленности, транспорта, связи.

Несмотря на то что законы о собственности и предпринимательской деятельности являлись радикальными, тем не менее необходимо было комплексное, системное обновление гражданского законодательства, обусловленное потребностями перехода к рынку, которое впервые было предпринято в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991г.2Основы стали применяться на территории России с 3 августа 1992г.3, причем только в той части, которая не противоречила Конституции и законодательным актам России, принятым после 12 июня 1990г.4, и президентским указам. Они возродили деление имущества на движимое и недвижимое, ввели понятия коммерческих и некоммерческих организаций, установили общий для юридических и физических лиц срок исковой давности в три года, возможность возмещения морального вреда, восполнили пробелы в действующих российских законах в сфере обязательственных правоотношений, так как ГК 1964г. нуждался в коренных изменениях.

В результате этого к середине 90-х гг. сложилась многоуровневая система гражданского законодательства: собственно российские законы и президентские указы, часто противоречащие друг другу, Основы гражданского законодательства СССР 1991г., действовавшие в указанных пределах, ГК РСФСР 1964г., продолжавший действовать в частях, не противоречащих законам и указам, с одной стороны, и Основам — с другой, а также соответствующие подзаконные акты. Такое состояние гражданского законодательства осложнило и запутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейших преобразований и требовало создания единого кодифицированного акта. Им стал новый Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый в двух частях.

Основными направлениями нового ГК были: во-первых, последовательное возрождение частноправовых начал в гражданско-правовом регулировании, во-вторых, отказ от политических и экономических деклараций, вносящих путаницу в правовую регламентацию, в-третьих, всемерная охрана имущественных интересов участников гражданского оборота, в-четвертых, решение острой и многолетней проблемы отечественного правоведения о разработке особого предпринимательского (хозяйственного, торгового или коммерческого) кодекса1. Одной из особенностей нового ГК, в отличие от старого и Основ 1991г., было исключение неимущественных отношений, не связанных с имущественными, из предмета регулирования гражданского права. Вводя это новое положение, ГК все же оставил за собой защиту объектов неимущественных отношений. Закон расширил дееспособность несовершеннолетних, ввел возможность их эмансипации, применительно к юридическим лицам установил закрытый, исчерпывающий перечень коммерческих и примерный — некоммерческих организаций, при регламентации отношений собственности исходил из существования не “различных форм собственности” (как экономической категории), а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различные субъекты — граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования2. Создание единого, непротиворечивого законодательства продолжалось и после принятия ГК: на его основе и в развитие положений, зафиксированных в нем, уже в 1995-1996гг. принимались отдельные законы (о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, об акционерных обществах, о некоммерческих организациях3 и т.п.).